Файл: Ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Ценности существующие или наличные - актуальные.

2. Ценности целевые или мыслимые - желаемые, возможные.

Место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности: субъективная система ценностей индивида состоит из элементов исторически и социально данной ему объективной системы ценностей, но в то же время она содержит эмоциональное и рациональное отношение к составляющим объективной системы ценностей. Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения.

Примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека: на основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации "моральных решений" и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.).

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются.

Основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности: все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно общественным становлением личности. Согласно А.Н. Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности. Только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей. В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами необходимы и волевые компоненты. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс познания ценности, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает наличие волевого акта.

Роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности: процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям: развитие ценностно-смысловых ориентаций, связанных с нормативами взаимоотношений людей друг с другом, и с нормативами взаимодействия субъекта с предметами в мире постоянных вещей. Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности. Интериоризация общественно значимых ценностей проходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане. Усвоение социальных ценностей происходит также в процессе идентификации. Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. Интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности.


Основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития.

Формирование ценностно-смысловых ориентаций на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

Начальный период формирования личности относится к дошкольному возрасту. На данном этапе посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. Дальнейшее развитие получают высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию ценностных ориентаций.

Подростковый возраст (10-11 - 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Отчетливо выступает факт ориентации на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности.

В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.

Ценностно-смысловые ориентации, как устойчивые свойства личности, формируются и развиваются также в процессе трудовой деятельности. Начало этой деятельности для большинства людей приходится на возраст 18 - 23 года.

Переоценка ценностей и переориентировка смыслов - закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека поновому смотреть на многие вещи. Наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте (средняя взрослость).



Закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения: обучение способствует формированию ценностей внутренне свободной, интернальной, гуманистически ориентированной личности, осознающей свою роль и место среди других людей, способной взять на себя ответственность за происходящее в современном обществе. Педагог или психолог, обладающий ценностями такой внутренне свободной личности, способен в свою очередь передать их окружающим.

Вывод: А.В.Серый, М.С. Яницкий приводят в своей монографии не только общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере, авторы приводят очки зрения различных ученых на изучаемую проблему ценностей и ценностных ориентаций. Также в монографии представлен авторский подход к описанию ценностей, представлена классификация ценностей А.В. Серого, М.С. Яницкого, основой которой послужили концепции М. Рокича, Э. Шпрангера и других ученых.

В монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого представлена систематизация представлений о ценностно-смысловой сфере личности, описано многообразие точек зрения и авторских концепций. Обобщение авторами монографии различных точек зрения позволяет заключить, что ценности и ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Проверка конспекта по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.

В конспекте зафиксированы:

Критерий оценивания

Баллы

1. Найти и извлечь информацию из текста





В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность»

1

В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций

1

В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга

1

В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности

1

В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности

1

В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека

1

В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности

1

В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности

1

В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития

1

В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения

1

2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста




Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов

1

3. Осмыслить и оценить сообщения текста




Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности

1



Вывод: из 12 баллов набрано 12.

Выводы, насколько обогатились мои представления о ценностных ориентациях и путях их формирования: благодаря монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого в сжатой и лаконичной форме удалось ознакомиться с основными концепциями, раскрывающими проблему ценностей и ценностных ориентаций. Я ознакомилась с наиболее известными концепциями зарубежных и отечественных ученых, изучила основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций. Получены знания по основным механизмам формирования ценностей и ценностных ориентаций. Изучены основные этапы формирования ценностей.

Выводы, насколько обогатились мои представления о читательской грамотности и путях ее формирования: в процессе конспектирования были получены практические навыки анализа и систематизации научного материала. При подготовке конспекта потребовалось использование аналитических навыков для отбора материала и его конспектирования в сжатом систематизированном виде, удобном для чтения и восприятия.
Интерпретация результатов:


0–4 балла

Конспект требует серьезной доработки (низкий уровень читательской грамотности)

5–8 баллов

Конспект требует доработки по отдельным позициям (средний уровень читательской грамотности)

9–12 баллов

Конспект выполнен на должном аналитическом уровне (достаточный уровень читательской грамотности)


Вывод: 12 баллов – конспект выполнен на должном аналитическом уровне (достаточный уровень читательской грамотности).
2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/)
Ссылка на сайт: https://razgovor.edsoo.ru/

1. Изучение контента (информации), представленной на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном», к занятиям https://razgovor.edsoo.ru/ (далее – федеральный информационный ресурс), где представлены разработки конкретных занятий (далее – федеральные занятия).

На портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном» представлены основные темы, которые связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Комплект методических материалов для педагогов носит рекомендательный характер.

Материалы для проведения занятий в сентябре представлены по следующим темам: «День знаний», «Наша страна – Россия», «165-летие со дня рождения К.Э. Циолковского», «День пожилых людей».


Материалы для проведения занятий в октябре представлены по следующим темам: «День учителя», «День отца», «День музыки», «Россия – мировой лидер атомной отрасли».

Материалы для проведения занятий в ноябре представлены по следующим темам: «День народного единства», «Мы разные – мы вместе», «День матери», «Символы России».
2. Выбор пяти федеральных занятий для возрастной группы учащихся 11 класса, в которой я являюсь куратором. Анализ занятий.

Для учащихся 11 класса, наиболее актуальными являются следующие занятия:

1) Тема «День народного единства».

В рамках этой темы на портале предложено занятие для обучающихся 11 класса по теме «Мы едины – мы одна страна!».

Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к традиционным российским ценностям, осознание себя частью единой многонациональной страны.

Комплект материалов: − сценарий − методические рекомендации − видеоролик − интерактивные задания – презентационные материалы.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово педагога начинается с показа обучающимся связи темы данного занятия с предыдущими. Предлагаются вопросы для актуализации знаний обучающихся о Дне народного единства. Организация групповой работы.

Часть 2. Основная часть занятия посвящена истории нашей страны и тем событиям, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства». Предлагается демонстрация видеоролика с 3 предваряющим заданием, диалог с обучающимися, беседа на основе выполнения группового задания, интерактивное задание в виде филворда.

Часть 3. Заключительная. Включает итоговую беседу и заключительное слово педагога.

2) Тема «Наша страна Россия».