Файл: Контрольная работа вариант 6 слушатель 2 группы 6 курса юридического факультета Антипов Михаил Сергеевич.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное
учреждение высшего образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

Кафедра государственно-правовых дисциплин юридического факультета
Дисциплина «Деятельность Европейского суда по правам человека»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 6

Выполнил:

слушатель

2 группы 6 курса

юридического факультета

Антипов Михаил Сергеевич


Владимир

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Задание 1........................................................................................................3

  2. Задание 2………………………………………………………....................5

  3. Задание 3......................................................................................................10

Библиографический список………………………….………………............13

Задание 1.Государство как ответчик по жалобе частного лица.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) устанавливает определенные требования к жалобам, направляемым в Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд, Суд).1 Эти требования или, согласно терминологии, используемой в Конвенции, условия приемлемости касаются субъектов права на обращение, оснований обращения, сроков подачи жалобы и некоторых других вопросов. Кроме того, в ст. 35 Конвенции перечислены основания, по которым Европейский Суд не принимает к рассмотрению ни одну индивидуальную жалобу - это анонимные, аналогичные, необоснованные или несовместимые с положениями Конвенции жалобы и некоторые другие.

Рассмотрение жалоб на предмет выполнения заявителем всех требований, перечисленных или вытекающих из Конвенции, - обязательный этап, который проходит любое обращение в Европейский Суд. Несоблюдение или неправильное выполнение хотя бы одного условия приемлемости ведет к решению о несоответствии жалобы установленным требованиям и, как следствие, к ее отклонению.

При подготовке жалобы в Европейский Суд первоочередным является вопрос о субъекте права на обращение в Суд.

Согласно ст. 34 Конвенции, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней.


В качестве ответчика в Европейском Суде по правам человека являются государства, которые, согласно ст. 1 Конвенции, приняли на себя обязательство обеспечивать каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, гарантированные Конвенцией и Протоколами к ней. Следовательно, только государство может быть признано нарушителем указанного обязательства, и только против государства может быть подана жалоба.

Жалоба может быть подана против любого государства - участника Конвенции, ответственного, по мнению заявителя, за нарушение его прав и свобод, гарантированных Конвенцией, то есть компания, зарегистрированная на территории Российской Федерации вправе обратиться в Европейский Суд с жалобой как против России, так и против любого другого или других государств - участников Конвенции.

Особо хотелось бы отметить, что ответчиком по жалобе не может быть государство, не участвующее в Конвенции, так как оно не принимало на себя обязательств по ней, а также какая-либо международная или региональная организация европейских государств, например Европейский Союз или Совет Европы, даже если все ее члены - участники Конвенции. При этом, отвечая за действия властных структур и органов, государство-ответчик, как правило, не несет по Европейской Конвенции ответственности за действия каких бы то ни было негосударственных организаций1.

Государство осуществляет свои функции через системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, чьи действия (бездействие) и служат основанием обращения в Европейский Суд. Однако, несмотря на то, что в каждом конкретном случае заявитель жалуется на действия определенных государственных органов (министерства, ведомства, управы, судебных инстанций, прокуратуры, органов следствия и дознания, налоговых инспекций, жилищных комитетов и т.д.) или должностных лиц, жалоба подается против государства, а не соответствующего органа - непосредственного нарушителя прав и свобод заявителя.

2. Общая характеристика Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Европейская Конвенция по правам человека (ЕКПЧ) — значимое соглашение Европейского Совета от 4 ноября 1950 года, которое было окончательно утверждено и вступило в силу через три года. Оно устанавливает права и свободы любого человека, обязывая каждую страну-участницу, ратифицировавшую данное соглашение, гарантировать их.

1

Сегодня это базис, согласно пунктам которого осуществляется правоприменительная деятельность суда. Если сравнивать с другими подобными договорами, Конвенцию отличает наличие действительного, реально функционирующего защитного механизма в виде Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), в компетенции которого находится рассмотрение всех поступающих жалоб на возможные нарушение положений Конвенции.

Это значит, что любой гражданин государства, входящего в Европейский Совет, уверенный, что его права нарушены, может обратиться за судебной помощью и гарантированно ее получить.

Конвенция по защите прав и свобод человека

Сегодня актуальна и действительна версия Конвенции в редакции 1998 года. Она представляет собой относительно небольшой документ, состоящий из короткой преамбулы и 59 статей, выделенных в три основных раздела, связанных с непосредственно человеком (2-18), структурой суда (19-51) и прочими положениями, которые не могут быть отнесены к первым названным (52-59).

Основу текста международной Конвенции взаимодополняют протоколы, со временем пополнившие список основных прав человека, а также вносящие определенные нововведения по структуре и пр. Европейский Суд особо подчеркивает, что протокольная и основная документальная часть единое целое.

Главные языки Совета Европы английский и французский, а потому ЕКПЧ принята именно на них. Оба текста практически идентичны друг другу, никаких несоответствий в текстовом содержании, которые могли бы стать причиной неточной трактовки некоторых пунктов, нет. Наблюдаются лишь незначительные погрешности юридически-технического плана, которые были в свое время выявлены.

Каждое государство-участник имеет данный документ с переводом на свой язык. Он в обязательном порядке прикладывается к акту о ратификации, а, соответственно, носит официальный характер.1

Цели европейской конвенции

Главное назначение действующей конвенции включает три пункта:

  • Установление неотъемлемых прав и свобод человека, которые обязательно, неукоснительно соблюдаются странами-участниками, ратифицировавшими договор.

  • Обеспечение нормативно-правовой базы для эффективной работы Европейского Суда по правам человека.

  • Обеспечение правовой защиты человека на всеобщем, международном уровне, предоставление гарантий соблюдения установленных привилегий.

Статья 1 в документе обязательство соблюдения человеческих прав. Это самый главный пункт в соглашении, согласно которому государства обеспечивают любому своему гражданину определенные права и свободы.


Далее рассмотрим документ по разделам.

Раздел 1: Права и Свободы

В этой части прописаны пункты, касающиеся непосредственно человека. Самые главные среди них:

  • Ст. 2 – право на жизнь. Ни один человек не может быть лишен своей жизни умышленно. Исключение – приведение в действие приговора о смертной казни за деяние особой тяжести.

  • Ст. 3 и 4 – запрет на пытки. Никто не должен подвергаться насильственным действиям, находиться в ситуациях, унижающих человеческое достоинство. Полный запрет рабства и принудительного труда. Запрещено привлечение к труду по принуждению или содержанию в рабских условиях.

  • Ст. 5 – права на неприкосновенную частную жизнь.

  • Ст. 6 – право на честное ведение дел в суде. В случае возникновения споров, согласно статье 6, каждый человек имеет право на справедливое, публичное разбирательство в соответствии с принятыми законодательными нормами. Каждый обвиняемый признан невиновным в совершении преступления до тех пор, пока не будут предоставлены доказательства его вины.

  • Ст. 7 – привлечение к наказанию только на основании принятых законов. Статья 7 прописывает права человека в случае определения наказания за различные правонарушения. Никто не имеет права быть осужденным, оштрафованным сверх установленных законодательных норм.

  • Ст. 8 – право на уважительное отношение к частной и семейной жизни. Статья 8 определяет право лиц на уважение их жизни, исключается вмешательство со стороны властей, кроме ситуаций, если это предполагается законодательно.

  • Ст. 9 – свобода мысли, совести и религиозного течения. Статья 9 устанавливает, что каждый человек имеет право на свободную смену религии, собственных суждений. Важно, чтобы это не шло в противовес законодательным нормам, установленным в целях общественного порядка и безопасности.

  • Ст. 10 – свобода мнения. Согласно 10 статье, граждане стран-участниц могут свободно выражать свои мысли, придерживаться определенного мнения и заниматься распространением информации, если это не противоречит закону.

  • Ст. 11 – свободная деятельность собраний и объединений.

  • Ст. 13 – право на эффективное средство правовой защиты.

  • Ст. 14 – запрет на дискриминационные действия.

  • Ст. 15 – невозможность выполнения взятых на себя обязательств в особых случаях и ЧС.

Раздел 2: ЕСПЧ

Во втором разделе определяется порядок формирования Судебного органа, структура, статус судейства и прочие моменты организации судопроизводства. Основные акты, статьи, заслуживающие основного внимания:


  • Ст. 19 всеобщей декларации– учреждение суда. Для соблюдения взятых на себя государствами обязательств, статья 19 предусматривает формирование Европейского суда, работающего постоянно.

  • Ст. 20 и 21 – количество судей, требования к ним.

  • Ст. 22 – выборы судейства Парламентской ассамблеей по количеству отданных голосов.

  • Ст. 24 и 25 – формирование секретариата при суде, услуги докладчиков, процесс проведения пленарных судебных заседаний.

  • Ст. 27 и 28 – полномочия единоличных судей и комитетов.

  • Ст. 33 – дела между государствами. Согласно статье 33, любое государство может обратиться с жалобой в суд о возможном нарушении положений договора другой страной-участницей.

  • Ст. 34 и 35 – индивидуальные жалобы, условия приемлемости. Статьи 34 и 35 предусматривают особенности приема индивидуальных жалоб от физлиц, а также любых частных, неправительственных структур.

  • Ст. 38 и 39 – порядок рассмотрения дела, особенности заключения мировых соглашений.

  • Ст. 45 и 46 – мотивирование постановлений и принятых решений, гарантия исполнения решения суда. Обязательность приведения в действие в установленные сроки.

  • Ст. 50 и 51 – расходы на содержание судебного органа, привилегии и иммунитеты судей.

Раздел 3: Прочие положения

В этом разделе собраны пункты, которые по разным причинам не могут быть отнесены к вышеназванным перечням:

  • Ст. 52 – запросы Генсекретаря.

  • Ст. 53 – гарантированность сформированных прав и свобод человека.

  • Ст. 55 – отказ от средств урегулирования спорных ситуаций, не предусмотренных действующими положениями конвенции.

  • Ст. 56 – сфера действия по территориальному признаку.

Протокольная часть

На сегодняшний день декларация о правах содержит в себе следующие протоколы, выступающие дополнением к вышеперечисленным пунктам:

  • Протокол 1– включает информацию о защите собственного имущества, праве на образовательный процесс, свободные выборы и пр.

  • Протокол 4 – содержит в себе установленные данные о свободе передвижения, заключении под стражу за долги и возможной высылке граждан.

  • Протокол 6– сведения об ограничении смертной казни.

  • Протокол 7 – компенсационные выплаты в случае судебной ошибки, процедурные гарантии при высылке иностранцев и т.д.

  • Протокол 12 – общий запрет на дискриминационные действия.

  • Протокол 14– повышение эффективности деятельности Европейского Суда по правам человека, принятие решений ЕСПЧ.

  • Протокол 15– поддержка эффективности деятельности ЕСПЧ.

  • Протокол 16– процедура консультирования национальных судов с ЕСПЧ.