ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России»
«Кафедра экономики, менеджмента и организации гос. закупок»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине:
«Экономический анализ»
Тема: «Правила оценки бизнеса в Российской Федерации».
Выполнил: студент 4-го курса 588 уч. группы ФЗО
Рамазанов Альфред Мадридович
Подпись____________________________________
Химки 2023
Содержание
Введение
-
Особенности оценки бизнеса в России -
Механизм регулирования оценочной деятельности -
Заключение
Введение
Во всем мире существует множество различных подходов к оценке стоимости компаний, их активов и бизнеса в целом. Однако, вопросы оценки часто не получают достаточного внимания. В России многие из существующих подходов при проведении оценочных работ либо не используются, либо используются редко. В результате на практике не всегда обеспечивается всесторонняя, полная и объективная оценка величины капитала. В Российских компаниях есть положительный опыт в проведении рыночной оценки стоимости бизнеса, определении затрат на инвестиции и других задач. Однако, только в начале 1990-х годов с переходом к рыночным методам ведения хозяйства и необходимостью оценки стоимости приватизируемых объектов государственной собственности, а также реализации мер по ликвидации убыточных компаний стали применяться современные методы оценки стоимости бизнеса. Для России эта тема является актуальной прежде всего потому, что определение стоимости компании в стране с недавними коренными изменениями в экономике является достаточно сложным процессом. Это связано, в первую очередь, с необходимостью учета высоких рисков, характерных для формирующихся рынков. При оценке стоимости бизнеса важно уделить внимание методам оценки. Существующие методы оценки стоимости бизнеса, как за рубежом, так и в России, могут быть классифицированы по методологическим, экономическим, рыночным, временным, имущественным и другим признакам. В данной работе рассматриваются особенности оценки бизнеса в России, механизм взаимоотношений между профессиональным оценщиком и организацией-объектом оценки, требования, предъявляемые к профессиональным оценщикам, структура договора об оценке и этапы проведения оценки.
-
Особенности оценки бизнеса в России
С появлением и развитием российского рынка все большее значение приобретает квалифицированная оценка стоимости объектов собственности. Однако, немногие знают, что профессия оценщика не является новой для России и имеет свою историю, начавшуюся еще в XIX веке.
С развитием отечественной рыночной экономики у российского собственника наконец-то появилась возможность свободно распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом, вкладывать свои средства в бизнес или продавать его. Однако, практически у каждого, кто собирается реализовать свои права собственника, возникает множество вопросов, включая вопрос оценки стоимости собственности, в том числе бизнеса.
Всего несколько лет назад только небольшой круг финансовых аналитиков и топ-менеджеров российских компаний понимали, что такое "стоимость бизнеса (компании)", как ее определять и как использовать эту категорию для принятия оптимальных управленческих решений. Однако процесс интеграции российской экономики в мировую рыночную систему оказывает влияние на наше корпоративное мышление, и все больше российских компаний используют стоимостные оценки для разработки стратегий развития и принятия управленческих решений.
Действительно, создание стоимости для акционеров в долгосрочной перспективе является наилучшим критерием оптимальности принимаемых управленческих решений. Именно держатели акций, как остаточные претенденты на денежные потоки компании, нуждаются в максимально полной информации для принятия решений. Они мыслят долгосрочными категориями и должны эффективно управлять всеми денежными потоками компании, в отличие от других заинтересованных сторон, таких как менеджеры, наемные работники или общество в целом.
В современных условиях любой объект собственности может являться источником дохода и объектом рыночной сделки, в том числе и права собственности. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать и т.д. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами, и как любой другой товар, он обладает полезностью для покупателя. Однако, это товар особого рода.
Во-первых, бизнес является инвестиционным товаром, т.е. товаром, вложения в который осуществляются с целью получения прибыли в будущем. Расходы и доходы при этом разъединены во времени. При этом размер ожидаемой прибыли неизвестен и имеет вероятностный характер, поэтому инвестору необходимо учитывать риск возможной неудачи.
Во-вторых, бизнес является системой, но может продаваться как вся система в целом, так и ее отдельные подсистемы и элементы. При этом отдельные элементы бизнеса могут стать основой для формирования новой системы или подсистемы, что делает их товаром. Таким образом, объектом сделки могут быть не только бизнес в целом, но и его отдельные составляющие.
В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде. Нестабильность в обществе может привести к неустойчивости бизнеса, а неустойчивость бизнеса может усугубить нестабильность в обществе. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара - необходимость регулирования процессов купли-продажи.
По мнению И.В. Гусевой, главного специалиста-оценщика Центра экспертиз "ЛАИР", особенностью процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом только затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов, таких как фактор времени, риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночную популярность и известность (гудвилл), а также макро- и микроэкономическую среду, в которой функционирует объект.
Оценка стоимости бизнеса (компании) должна быть основана на целях и причинах, которые побудили к ее проведению. Это является одной из главных задач на начальном этапе работ по оценке. Цель и функция результата оценки должны быть ясно определены, чтобы правильно выбрать объект оценки, методологию, базу данных и прочие факторы, которые могут повлиять на результат. Кроме того, зачастую заказчики хотят решить несколько разных проблем одной оценкой, что делает задачу еще более сложной. Наиболее распространенными целями оценки бизнеса (компании) в мировой практике являются:
-
Повышения эффективности текущего управления компанией; -
Определения стоимости ценных бумаг в целях купли-продажи акций компаний на фондовом рынке; -
Определение стоимости бизнеса в случае его купли-продажи целиком или по частям; -
Реструктуризация компании. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации компании, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из состава холдинга; -
Разработка планов развития компании. В процессе стратегического планирования возможно оценить будущие доходы компании, степень ее устойчивости и ценность имиджа; -
Определение кредитоспособности компании и стоимости залога при кредитовании; -
Страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь; -
Налогообложение; [9, C. 27].
Каждый из этих стандартов имеет свои особенности и применяется в разных ситуациях. Обоснованная рыночная стоимость определяется на основе сравнения с аналогичными компаниями на рынке, что является наиболее распространенным подходом. Обоснованная стоимость основана на доходах, приносимых компанией, и учитывает факторы риска. Инвестиционная стоимость связана с ожидаемой доходностью инвестиций в бизнес, а внутренняя (фундаментальная) стоимость определяется на основе фундаментальных характеристик компании, таких как активы, обязательства, доходы и расходы. В зависимости от целей оценки и особенностей оцениваемой компании, может применяться один или несколько стандартов оценки.
Данные стандарты предполагают, что оценка стоимости бизнеса производится на основе свободных сделок, т.е. сделок, которые не являются вынужденными, включая административные вмешательства. В мировой и российской практике наиболее объективной считается оценка стоимости бизнеса по стандарту обоснованной рыночной стоимости.
2. Механизм регулирования оценочной деятельности
Согласно Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации основными механизмами регулирования оценочной деятельности являются следующие:
-
Законодательные акты, регулирующие оценочную деятельность и устанавливающие ее правила и принципы, а также порядок проведения оценки.
-
Государственная аккредитация оценщиков и оценочных организаций, что гарантирует их профессиональную компетентность и соответствие требованиям законодательства.
-
Система профессиональной саморегулирования, которая включает в себя профессиональные объединения оценщиков и оценочных организаций, осуществляющие контроль за деятельностью своих членов и устанавливающие этические и профессиональные стандарты.
-
Государственный контроль за оценочной деятельностью, который осуществляют соответствующие государственные органы, включая Российскую ассоциацию оценщиков и экспертов (РАОЭ).
-
Независимые оценки, которые могут быть проведены государственными органами, судами, страховыми компаниями и другими заинтересованными сторонами, для проверки правильности проведения оценки и ее результатов.
-
Общественный контроль, который осуществляют журналисты, общественные организации и другие заинтересованные лица, публикуя информацию о работе оценщиков и оценочных организаций, и привлекая внимание общественности к проблемам оценки.
Оценочную деятельность в Российской Федерации регулирует законодательство, включающее в себя Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативные правовые акты, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации.
Согласно статье 18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», контроль за выполнением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляют органы, уполномоченные Правительством и субъектами РФ в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством РФ. Министерство государственного имущества РФ является главным органом контроля за осуществлением оценочной деятельности.
Правительством Российской Федерации были утверждены «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности» 6 июля 2001 года постановлением № 519.
Стандарты оценки являются обязательными для всех субъектов, занимающихся оценочной деятельностью. Они определяют вид стоимости объекта оценки, подходы и методы оценки, которые должны использоваться при проведении оценки. При составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, которая обеспечивает достоверность отчета и содержит доказательства оценки.
В Стандарте дается определение трех основных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Согласно требованиям Стандартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые в Стандарте как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки, при этом согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.
Раздел III Стандартов определяет основные требования к проведению оценки, этапы проведения оценки, порядок сбора и обработки информации
Оценщик может проводить оценку объекта оценки только при соблюдении требований к его независимости, установленных законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Если оценщик не отвечает указанным требованиям, он должен сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке. При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставить заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, включая порядок лицензирования оценочной деятельности, обязанности оценщика, требования к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации должен быть зафиксирован в договоре об оценке.