Файл: Задания для самостоятельной работы Задание Составьте сравнительную таблицу основных философских систем xviiixix вв. Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.3

Цель занятия: закрепление знаний о философии нового времени, формирование умений применять их.

Задания для самостоятельной работы: 

Задание 1. Составьте сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».

Задание 2. Напишите эссе: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в ?». Ответ не должен превышать одну страницу.

Задание 3.Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы
 
Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

3.1
Анализ учения Ф. Бэкона о призраках .
Почему мы говорим, что творчество Ф. Бэкона (1561—1626) знаменует начало формирования философского мышления Нового времени, становление новой философской проблематики?
В чем гносеологическое значение сформулированных Бэконом четырех призраков (идолов — рода, пещеры, рынка, театра), осаждающих ум человека?
В чем сущность разработанного им опытно-индуктивного метода исследования природы? За что им подвергается критике догматически-словесный, умозрительный уровень исследования, познания всего сущего, включая и природу?

3.2
Анализ произведения Декарта о правилах метода
Объясните, почему философскую концепцию Декарта называют дуализмом. Назовите основные сочинения Р. Декарта (1596—1650), которые посвящены «математизации» (алгоритмизации) научной деятельности и в которых он формулирует принципы (требования) дедуктивного метода познания.
Поясните гносеологический и методологический смысл его тезиса: «Я мыслю, следовательно, существую» (cogitoergosum).

3.3
Какие проблемы — общефилософские, государственные, социального устройства общества — рассматриваются Т. Г. Гоббсом (1588—1679) в трактате «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»? С каких философских позиций они решаются и в чем их историческое и современное значение?

3.4
Используя сравнительный метод, прокомментируйте суждения:
«Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно… Добровольные действия проистекают из воли людей, но они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое требование и
склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина — из другой в непрерывной цепи... то они проистекают из необходимости» (Т. Гоббс).
«…Человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся и которая состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не сознают причин, коими они детерминируются», ибо человек «составляет часть всей природы, законом которой человеческая природа принуждена повиноваться и приспосабливаться к ней едва ли не бесчисленными способами» (Б. Спиноза).
В чем сходство и различие в понимании данными мыслителями необходимости, детерминизма, свободы, свободы воли, познавательных возможностей (способностей) человека?

3.5
В чем новизна эмпиризма Дж. Локка (1632—1704)? В чем противоречивость его сенсуализма и что означает этот термин?
Прокомментируйте его высказывания:
«Познание никогда не будет в состоянии преодолеть все трудности и разрешить все вопросы».
«Натуральная философия есть познание начал, свойств и действий вещей, каковы они сами по себе».
«Действия людей — лучшие переводчики их мыслей».
«Только практика совершенствует наш ум так же, как и тело».
Почему он считается одним из теоретиков педагогики?

3.6
Одна из основных проблем, которой занимался Ж. Ж. Руссо (1712—1778), была проблема неравенства людей. В чем он видел причины неравенства людей? Когда, по его мнению, оно возникает? Какие пути предлагались им для преодоления этого неравенства? Реальны ли они? Каково философско-социологическое решение данной проблемы?

3.7
Как известно, философия И. Канта (1724—1804) является завершением и одновременно критикой философских учений эпохи Просвещения. В чем он видит ограниченность рационализма и эмпиризма? Почему в его учении о познании содержится идея диалектичности, противоречивости человеческого разума? В каком смысле он говорит, что «наука должна уступить место вере»? Какой моральный смысл вкладывает он в утверждение: «Человек — цель, а не средство»?

3.8
В чем историческая заслуга Ф. Шеллинга? Поясните сущность его принципа «тождества» духа и природы. В чем он видит «идеальность» природы? Определите, как в приведенном высказывании Шеллинга решается важнейший вопрос философии: «На деле материя не что иное, как дух, созерцаемый в равновесии своих деятельностей»?

3.9
Объясните следующие тезисы Гегеля:
«Свобода существенно конкретна, вечным образом определена внутри себя и, следовательно, вместе с тем и необходима».


«Государство — «предмет, в котором свобода изобретает и переживает свою объективность…».
«Человеку принадлежит безграничная сила решений».
«Человек есть столь многосторонняя вещь, что из него можно делать все…».
«…Во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают…»

3.10
Назовите основные философские работы Л. Фейербаха (1804—1872). В чем видел мыслитель важнейшую задачу философии? Объясните его тезис: «Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие — субъект, мышление — предикат (предмет)».
В чем сущность эвдемонизма Фейербаха? Почему его эвдемоническое обоснование нравственности в целом оказалось внеисторическим и ненаучным? Почему внеисторично (и ненаучно) утверждение о том, что субстанциальной основой ощущения людей являются их чувственные отношения (любовь)?
Объясните, за что подвергается критике философская система Фейербаха. Почему его системой завершается период развития классической философии?

Задание №1

Рационализм -направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Эмпиризм -направление в философии,  которого считают, что в основе познаний лежит опыт.

Ведущая роль в познании принадлежит рациональным структурам сознания и дедукции(от общего к частному).

Ведущая роль в познании принадлежит опытным данным и индукции(от частного к общему)

Задание № 2

Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук – математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из-под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.


Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научной истину, не связанную с эмпирическим опытом.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

−          классический позитивизм;

−          эмпириокритицизм;

−          неопозитивизм;

−          постпозитивизм.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798–1857) – французский философ, ученик Сен-Симона.

Главное дело жизни Конта − это его шеститомный «Курс позитивной философии», который он систематично и упорно издавал на протяжении 12 лет − с 1830 до 1842 года, и последовавший затем четырехтомник «Система позитивной политики, или трактат по социологии, учреждающей религию человечности» (1851—1854).

Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

1)1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.

2)1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.

3)1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

С точки зрения Кона три стадии развития человеческого Ума последовательно возникают вслед друг за другом: каждый следующий является более прогрессивной, но не отменяет предыдущий.
Задание № 3

В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства , противоречивших естественному равенству, начинается борьба между богатыми и бедными. Вслед за уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, «ужаснейшие смуты». Выход из такого положения, инспирированный доводами богатых и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов , которым будут подчиняться все. Однако, потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, и ради выгоды нескольких честолюбивцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».

Неравенство частной собственности , дополненной политическим неравенством, привели, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.
Благодаря общественному договору все оказываются «равными в результате соглашения и по праву». Не отрицая самой частной собственности , Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, «ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один — быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых — умерение в скаредности и алчности».
Жан Жак Руссо о народном суверенитете Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложны лишь потому, что они взаимны, предусматривают равенство их прав и обязанностей. Вместе с тем, суверен , согласно Руссо, не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе такой закон, от которого он не мог бы себя освободить, это, по мысли Руссо, противоречило бы самой природе политического организма. Суверен «стоит выше и судьи, и Закона». Именно с таким пониманием роли суверена Руссо связывает представление о его праве помилования или освобождения виновного от наказания, предусмотренного законом и определенного судом. Власть суверена включает в себя его безусловное право на жизнь и смерь подданных.

В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. Соответствующие гарантии, согласно Руссо, нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. Отсюда, по мысли Руссо, и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином.
В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть , направляемую общей волей, он и именует суверенитетом . По смыслу концепции Руссо