ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самопознание
9 класс
Тема: Мечты и реальность
Цель: развитие осознанного отношения у старшеклассников к своему профессиональному будущему; формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение представлений о мире профессий и их особенностях; выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям. Расширение представлений учащихся о цели и смысле жизни, призвании.
Задачи: воспитывать у учащихся стремление ставить цели и осуществлять задуманное, умение радоваться достигнутому; помочь учащимся осмыслить пути выхода из неудач и возможности обретения новой цели в жизни; осмысление понятия «счастье».
Развитие потребности в служении обществу, творческого мышления, речи.
Воспитание целеустремленности, настойчивости, духовной красоты.
Методы и приемы: слово учителя, чтение, беседа с учащимися, просмотр видеоматериалов, творческая работа, рисование, прослушивание музыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, видеоматериалы, рисунки учащихся,
аудиозапись музыки Бетховена.
Ход урока:
Эпиграф: Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.
Али Апшерони
1. Позитивный настрой
Чтение стихотворения
Для чего нужна мечта?
Чтобы с нею красота
В нашу жизнь вошла незримо,
Сделав жизнь неповторимой.
Если нет в душе мечты,
Не увидишь в жизни ты
Из печали и невзгод
Солнца трепетный восход.
Из книги «Притчи для детей и взрослых»
Вопрос учащимся: о чем вы мечтали в раннем детстве? Сбылись ли ваши мечты?
2. Чтение притчи учителем и беседа с учащимися.
Ангелы – хранители, окончив небесную школу, нашли себе людей, которых они стали охранять. Одни выбрали родных, другие – несчастных или больных людей. Только один молодой ангел не смог выбрать никого.
- Сначала я хотел помочь человеку
, у которого мечта долго не исполняется,- сказал молодой ангел. – Но многие люди даже не хотят, чтобы их мечты исполнились.
Моряк, плывущий на корабле, мечтал о земле. Я спустился на корабль и спросил моряка:
- Хочешь, я превращу тебя в крестьянина? Ты будешь спокойно жить на земле.
- Я мечтаю увидеть на землю, но никогда не расстанусь с морем,- ответил моряк.
- Мечта помогает человеку стремиться вперед. Моряк любит море, но мечта ведет его корабль сквозь бурю к берегу,- объяснил старший ангел.
- Потом я хотел помочь человеку, у которого нет мечты. Но оказалось, только у человека исполняется одна мечта, он тут же начинает мечтать о другом.
- Без мечты жизнь потеряла бы смысл, - заметил старший ангел.
- В конце концов я решил выбрать человека с несбыточной мечтой, чтобы утешить его. Я выбрал мальчика. Он взлетал на качелях и мечтал о крыльях.
- Я рад, что ты нашел себе человека!- улыбнулся старший ангел.
- Но его нужно утешать! Когда мальчик мечтал, его душа взлетала к небесам. Я понял, что когда-нибудь станет ангелом.
-Хорошо, что у каждого есть мечта, - задумчиво сказал старший ангел.- Я назначаю тебя хранителем мечты. Следи, чтобы мечта всегда жила в сердце человека.
Вопросы к учащимся.
Каждому ли человеку нужна мечта?
Почему ангел не нашел человека, у которого не было мечты?
У каждого ли человека есть ангел- хранитель?
3. Творческое задание.
Нарисуйте свою мечту в виде какого-нибудь образа. Попросите одноклассников угадать по вашему рисунку, о чем вы мечтаете.
Закончи фразу «В детстве я мечтал стать…»
2. Помечтаем
Ребята, все мы любим мечтать. Закройте глаза, расслабьтесь, руки положите на колени. Представьте себя через 10 лет. Каким вы видите себя? Где работаете? Какую профессию выбрали?
Открываем глаза. Возвращаемся в наше время. Кем вы себя увидели? Какую профессию выбрали? (ответы детей).
Для того чтобы сбылась мечта необходимо, чтобы осуществлялись ваши желания. Я предлагаю вам высказать их, но высказываться вы будете следующим образом?
3. Упражнение «Мои профессиональные желания»
на слайде появится незаконченная фраза. Вам по очереди нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу.
Незаконченные фразы:
• Я собираюсь…
• Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы…
• Я стремлюсь…
• Я могу достичь успеха в …
• У меня подходящий возраст для…
• Я абсолютно убежден (а), что я хочу…
• Мой успех связан…
• Я знаю, что буду…
• Я совершенно уверен…
• Мне хорошо иметь…
• Мне хорошо быть…
• С детства я мечтал…
• У меня есть способности для…
• Мой профессиональный интерес направлен…
• У меня достаточно сил и желания…
• Я мечтаю…
4. Задание «Счастливого пути».
Для осуществлений наших желаний необходимо не сидеть на места, а двигаться вперед. И в дорогу с собой брать надежных спутников, а тех кто нам будет мешать или постараться исправить, или совсем оставить. Как вы думаете, о чем идет речь? О каких качествах человека? (о чертах характера).
Перед вами карточки. Необходимо написать 5 положительных качеств характера, необходимых в осуществлении профессиональных планов, и 5 отрицательных качеств присущих вам. Вы можете воспользоваться перечнем качеств человеческого характера, представленных в алфавитном порядке.
(Зачитываются ответы).
Какие положительные качества характера присущи вам? Что хотелось бы вам изменить в своем характере? Почему?
Вывод:
5. Беседа
Притча.
Есть такая притча. У людей, занятых одним и тем же делом, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой ответил: «Зарабатываю на пропитание». А третий промолвил: «Строю храм!»
Вопрос:
В чем смысл притчи?
Вывод: Одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей.
Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности?
Вопрос: Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу?
Вывод. Необходимо осознано подходить к выбору профессии и знать предъявляемые требования.
7. Учебная информация (показ слайдов)
Учитель:
Требования к кандидату:
Общепрофессиональные умения и навыки:
• качества исследователя;
• организационные способности;
• умение убеждать;
• конструктивные идеалы;
• социальная ответственность;
• навыки практической психологии;
• умение ставить и решать проблемы;
• отличное знание своего предмета;
• базовые знания в психологии, социологии, экономике, мультимедийной технологии обучения;
• готовность работать в экстремальных ситуациях;
• владение техническими средствами;
• наличие профессионального чутья;
• опыт продуктивной работы.
Личностные качества:
• логическое мышление;
• творческий подход к делу;
• качества лидера;
• психологическая устойчивость;
• терпеливость;
• трудолюбие;
• общительность;
• сильный и твердый характер;
• здравый смысл;
• сочувствие людям.
Офицер
Педиатр
Журналист
Архитектор
Юрист
8. Упражнение «Дерево желаний»
На разноцветных листах предлагаю написать свои заветные желания.
9. Домашнее задание
Написать эссе на тему «Моя будущая профессия».
Рассказать о выбранной вами профессии. В эссе включите рассуждение о том, какими качествами должен обладать человек этой профессии.
10. От сердца к сердцу
Приглашаю учащихся в круг.
Свои желания вы написали и будем верить в то, что все они сбудутся. А теперь я предлагаю произнести свои пожелания одноклассникам. «Оля, Я от всего сердца желаю…»
« Бог слепил из глины человека, и у него остался неиспользованный кусок. – Что ещё тебе слепить? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье,- попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины…
Ведущий желает учащимся счастья и советует найти его, в частности, в любимой и желанной будущей профессии.