Файл: Практических заданий по дисциплине экспериментальная психология.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» | |||
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная | |||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | | ||
| | ||
Группа | Дв21П171в | ||
Студент | Першуков Дмитрий Алексеевич | |
МОСКВА 2022г.
Таблица 1.
Стадии психосексуального развития по З. Фрейду | |||
Стадии | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Решаемые задачи и приобретаемый опыт |
Оральная | 0 – 18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела |
Анальная | 1,5 – 3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3 – 6 лет | Половые органы (мастурбация) | Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6 – 12 лет | Отсутствует (половое бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) | Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
Задание 2.
Цель: углубление знаний на тему гуманистическая психология.
Методическое обеспечение: Источники в интернете.
Пользуясь приложением №2, либо любым другим источником в интернете, составьте словарь, в котором необходимо отразить даты жизни, психологические воззрения, основные работы следующих ученых: К. Роджерса и А. Маслоу.
Таблица 2.
Теории гуманистической психологии | |||
Ученые-основоположники гуманистической психологии | Страна | Направление исследования | Открытия и достижения |
К. Роджерс | США | Гуманистическое . | Внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году. |
А. Маслоу | США | Гуманистическое и трансперсональное | Широко известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. |
В. Франкл | Австрия | Экзистенциальное | Известен как создатель логотерапии (буквально: исцеление смыслом) — нового, динамично развивающегося в современном мире направления в экзистенциальной психологии и психотерапии и как основатель третьей венской школы (после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера). |
Задние 3.
Цель: углубление знаний по теме зарождение психоанализа З. Фрейда.
Методическое обеспечение: Источники в интернете.
Пользуясь приложением №3, заполните таблицу: зарождение психоанализа:
Таблица 3.
Психоанализ З. Фрейда | |||
Сложности лечения психический заболеваний в дофрейдовскую эпоху | Первые открытия З.Фрейда | Методы З.Фрейда исследования психики | Достижения З.Фрейда в науки |
Гидротерапия (Водолечебницы) (Использование воды для лечения физических недугов практиковалось всегда, теплые ванны также стали эффективным средством для лечения взволнованных, маниакальных пациентов, страдающих бессонницей, но некоторые врачи исказили эту концепцию вплоть до превращения гидротерапии в пытку). | Метод совместных ассоциаций (совестно с И. Брейером) Книга «Исследования истерии» (совместно с И. Брайером) - причину истерии в подавленных воспоминаниях о некогда травмировавших пациентов трагических событиях. | Предмет психологии - феномен бессознательного. Формы проявления бессознательного: сновидения, юмор, ошибочные действия, невротические симптомы, фантазия, творчество. | 1901 – «Психопатология обыденной жизни» 1908 – создание Австрийского психоаналитического общества 1910 – создание Международного психоаналитического общества |
Электровибрация (существовало мнение, что психических больных можно вылечить, провоцируя у них припадки). | Практика анализа своих сновидений. Его работа «Толкование сновидений» | Метод свободных ассоциаций - психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться. Один из первых проективных методов. Анализ сновидений –познание бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. | 1913 – «Тотем и табу» 1917 – «Лекции по введению в психоанализ» 1919 – «По ту сторону принципа удовольствия» 1921 – «Массовая психология и анализ человеческого Я» 1923 – «Я и Оно» 1927 – «Будущее одной иллюзии» |
Сумасшедшие дома Кровопускание и очистка желудка ( восстановление «меланхолии крови») | «Три очерка по теории сексуальности» (исключительное влияние на человека его сексуальных инстинктов, открытие сексуальности у детей) | Интерпретация - центральный этап техники психоанализа (предшествующий этап — обнаружение проблем; следующий этап — их проработка). Аналитик истолковывает глубинные причины, «проливает свет осознания» на возможные истоки проблем, обнаруженных у анализанта ранее. Перенос (трансфер) - это неосознанное воспроизведение пациентом во взаимоотношениях "здесь и теперь" раннего опыта отношений со значимыми людьми из своего окружения. Таким образом, на реального человека в настоящем (например психоаналитика) проецируются чувства и импульсы прошлых конфликтов. Перенос представляет собой волну из прошлого, которая захлестывает настоящее и оставляет следы, которые невозможно ни с чем спутать. | Разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я», и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории Эдипова комплекса/комплекс Электры обнаружение функционирующих в психики защитных механизмов, психологизация понятия «бессощнательное», открытие трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. |
Задание № 1.
Напишите эссе по теме:
-
Разработка идей для психологических исследований
Все исследования начинаются с правильной постановки вопроса, и данная глава призвана помочь вам научиться делать это. Начинается с описания подходов к классификации исследований и далее развивает идею эмпирического вопроса. Вы узнаете, как разрабатывать возможные исследования на основе ежедневных наблюдений поведения, теорий и вопросов, оставленных без ответов другими исследованиями. Обсуждение PsycINFO — основной информационной базы данных по психологии и практическими советами по ее использованию.
-
понять разницу и определить значение: а) фундаментальных и прикладных исследований, б) лабораторных и полевых исследований и в) качественных и количественных исследований; -
понять, почему правильный эмпирический вопрос предполагает использование операциональных определений; -
привести примеры исследований, разработанных на основе ежедневных наблюдений и случайных открытий; -
дать определение и охарактеризовать особенности теоретического знания в психологии и показать: а) как теории приводят к эмпирическим исследованиям, б) как результаты исследований воздействуют на теории и в) что теории должны быть продуктивными, простыми и способными к фальсификации; -
понять важность вопроса «что дальше?» и значение исследований, одновременно повторяющих и углубляющих оригинальное исследование; -
объяснить роль креативного мышления в науке; -
использовать базу данных PsycINFO для поиска информации о психологических исследованиях.
На занятиях по исследовательским методам или в качестве самостоятельной работы вас могут попросить придумать идею для исследования. Вы можете ощутить, как свет меркнет у вас перед глазами, и испытать приступ паники. Держитесь, эта глава появилась как раз вовремя. Вряд ли идеи сразу начнут быстро и легко приходить вам в голову, но по крайней мере вы поймете, с чего начать. Но прежде, чем описывать источники идей для исследований, давайте рассмотрим классификацию психологических исследований.
Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию качественного или количественного анализа.
Фундаментальные и прикладные исследования
Исследования, посвященные описанию, предсказанию и объяснению фундаментальных законов поведения, называются фундаментальными исследованиями. Противопоставленные им прикладные исследования носят такое название, поскольку непосредственно связаны с решением конкретных проблем. Для иллюстрации различия между ними представьте себе исследование, посвященное изучению памяти. В фундаментальном исследовании будет изучаться структура памяти, участники будут запоминать список слов, воспроизводить его, изучать список еще раз, снова воспроизводить и так далее несколько раз (см., к примеру, Tulving, 1966). Идея такого исследования состоит в том, чтобы проверить, будут ли эти слова по ходу эксперимента запоминаться в одном и том же порядке, выявляя тем самым, как слова группируются в памяти участников. Такое исследование не имеет прямого практического применения, но может проводиться просто для изучения структуры памяти. Результаты такого исследования, вероятно, расширят знания о механизмах ее работы. Примером прикладного исследования памяти может быть эксперимент, при котором участники просматривают видеозапись несчастного случая, а затем стараются вспомнить все, что они увидели (см., напр.: Loftus & Palmer, 1974). Это исследование может иметь прямое отношение к важному для разработки законодательства вопросу о снятии показаний очевидцев.
Иногда считают, что прикладные исследования имеют большее значение, чем фундаментальные, так как они направлены на вопросы первостепенной важности. На это можно возразить , что основное преимущество фундаментальных исследований состоит в том, что общие законы можно применять в различных практических ситуациях. Тем не менее фундаментальные исследования очень часто представляют собой мишень для политиков, неистовствующих по поводу неправильного использования налогов на финансирование не слишком «полезных» исследований (деньги от налогов распределяются через гранты федеральных служб, в частности Национального научного фонда). Такое обвинение легко выдвинуть, и оно легко находит отклик у избирателей, ведь основная черта американского характера — высокая оценка прежде всего практически полезного. Например, президент Американского психологического общества — известный психолог-экспериментатор Ричард Ф. Томпсон в интервью, данном после своего избрания признал
, что «многие из нас, тех, кто сегодня занимается фундаментальной наукой, чувствуют необходимость оправдать свое существование и стать полезными для решения проблем общества».
Конечно, фундаментальные исследования никогда не будут прекращены. Многие, если не все, прикладные разработки зависят от прочного основания, заложенного фундаментальными исследованиями. Без него идеи некоторых прикладных проектов никогда бы не возникли, а их реализация не была бы такой полной. Хороший пример тому — исследование чтения Иглендом в 1975 г. Целью эксперимента была оценка методики обучения дошкольников сходным буквам (например, R и P). В соответствии с методикой детям показывали карточки, аналогичные изображенным на рис. 3.1, и просили из шести букв выбрать такие же, как буква, изображенная вверху карточки. Игленд выделил отличительные особенности букв (например, «ножка» у буквы R, которая отличает ее от P), напечатав их красным. В течение нескольких попыток красный постепенно заменялся на черный. В сравнении с участниками, получившими только черные буквы, члены экспериментальной группы делали меньше ошибок. Они также лучше справились с дальнейшими тестами, проведенными через неделю.
Нам важно отметить что в основе исследования Игленда лежало предположение, что на распознавание букв может влиять либо восприятие формы отдельных элементов, либо характерные особенности стимула. В то время когда Игленд проводил свои эксперименты, концепцию распознавания в основном формировала теория особенностей, поэтому многие фундаментальные исследования были посвящены изучению различных аспектов этой теории. Например, в одном из ранних исследований данного вопроса, проведенном Найссером (Neisser, 1963), участники просматривали массивы букв, аналогичные изображенным на рис. 3.2. Им необходимо было подать сигнал, как только они распознают нужную букву. Как видно из массивов, Найссер варьировал степень сходства характерных особенностей букв. Из-за большего сходства буквы O с буквами, похожими на Q, чем с буквами, похожими на X, участники дольше распознавали букву O, окруженную буквами Q, U, S и G, чем ее же, окруженную X, A, N и L.
Хотя в своей работе с дошкольниками Игленд никогда не упоминал исследование Найссера или подобные ему, очевидно, что основа, созданная исследованиями, посвященными изучению теории особенностей, сыграла важную роль при разработке обучающей программы по чтению. Более того, в разработку этой программы значительный вклад внесло еще одно независимое направление фундаментальных исследований. Для изучения формирования у животных условных рефлексов была разработана процедура, названная «безошибочной» тренировкой дифференциации (например, Terrace, 1963), в которой использовалось такое же постепенное изменение стимулов, как в тренировочной программе Игленда. Подобная ситуация возникает очень часто: в фундаментальных исследованиях психологические законы изучаются независимо, исключительно ради получения сведений о них, далее создается комплекс знаний о данных феноменах, а затем этот комплекс ложится в основу прикладных исследований, посвященных конкретным проблемам.