Файл: 1 слайд Организация подготовки научных и научнопедагогических работников. аспирантура и докторантура (АмГУ). ученые степени, академические степени, ученые звания. 2 слайд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 слайд

Организация подготовки научных и научно-педагогических работников. – аспирантура и докторантура (+АмГУ). – ученые степени, академические степени, ученые звания.

2 слайд

Научные работники (исследователи) граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью. Помимо научных сотрудников эта категория включает еще ряд должностей, которые могут использоваться в штатном расписании, например, стажер-исследователь, инженер-исследователь, учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

3 слайд

Научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право:

1) входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

2) участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;

3) выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество;

4) бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами образовательной организации.

3. Научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны:

1) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки;

2) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.

4 слайд

В России подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.


Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Обучение в аспирантуре. Оно осуществляется выпускниками магистратуры и предполагает сдачу вступительных экзаменов по определенным дисциплинам. Все зависит от выбранного направления научно-исследовательской деятельности. в ходе обучения аспирант проходит обучение либо в очной, либо заочной формах. Очное обучение длиться не более трех лет, а заочное – четырех. За это время осуществляется подготовка к проведению научного исследования по определенной теме и его проведение с написанием диссертации и ее защитой. После защиты диссертации аспирант получает звание доктора наук.

Обучение в докторантуре. Оно предполагает написание докторских диссертаций лицами, уже имеющими научную степень. После написания и защиты данных диссертаций присваивается степень докторов наук более высокого ранга или профессоров. Все зависит от конкретной научной работы, которая написана и защищена учащимся.

Право соискателя. Оно предполагает написание педагогами диссертации вне обучения в аспирантуре. Это требует прикрепления педагога к вузу или иной научной организации, в которой имеется аспирантура или докторантура по выбранному направлению исследовательской деятельности.

5 слайд

Адъюнктом является военнослужащий, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся в адъюнктуре и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Помимо ученых степеней, присуждение которых происходит после успешной защиты диссертации, в Российской Федерации также установлены ученые звания профессора и доцента.

Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях.



6 слайд

Основным интеллектуальным потенциалом государства являются научные кадры, сосредоточенные главным образом в академиях, научно-исследовательских институтах (НИИ) и вузах страны.

НИИ-учреждения, созданные специально для организации и проведения научных исследований и разработок.

Высшие учебные заведения (вузы) готовят бакалавров, специалистов и магистров, научные и педагогические кадры для различных отраслей экономики; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки кадров всех квалификационных уровней; осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней спецшколы и специалистов, занятых в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, культуры и др.

Научные степени доктора и кандидата наук присуждают, а ученые звания профессора, доцента и старшего научного сотрудника присваивают лицам, имеющим высшее образование, глубокие профессиональные знания и значительные достижения в определенной отрасли науки, в педагогической деятельности.

Доктор наук – научная степень. Присваивается ВАК при Кабинете Министров лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, как правило, по соответствующей отрасли наук и публично защитившим докторскую диссертацию в совете вуза или научного учреждения, которым предоставлено право приема и защиты докторских диссертаций. Диссертация на соискание ученой степени является квалифицированным научным трудом, выполненным лично в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной научной монографии. Она содержит выдвинутые автором для публичной защиты научно обоснованные теоретические или экспериментальные результаты, научные положения, характерна единством содержания и свидетельствует о личном вкладе соискателя в науку. Диссертация на соискание доктора наук представляет собой крупный научный труд (объемом основного текста в пределах 250-300 страниц машинописного текста), в котором приведены выполненные автором исследования. Она должна отвечать одному из таких требований: а) получение новых научно-обоснованных результатов в определенной отрасли науки, которые в совокупности решают важную научную проблему; б) осуществление новых научно-обоснованных разработок в определенной отрасли науки
, которые обеспечивают решение значительной прикладной проблемы.

Кандидат наук – первая ученая степень, присуждаемая с 1934 г. лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатские экзамены и защитившим кандидатскую диссертацию. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук представляет собой квалифицированный научный труд объемом основного текста в пределах 100-150 машинописных странниц (для общественных и гуманитарных наук 140-180 машинописных странниц), оформленных согласно Государственному стандарту. Она должна содержать проведенные автором исследования, отвечающие одному из таких требований: а) получение новых научно-обоснованных результатов, которые в совокупности решают конкретное научное задание, имеющее значение для определенной отрасли науки; б) получение новых научно-обоснованных или эксперементальных результатов, которые в совокупности являются существенными для развития конкретного направления для развития отрасли науки.

Профессор (от лат. Proffesor – преподавать) – ученое звание, должность преподавателя вуза. Звание профессора присваивается Аттестационной Коллегией Минобразования .Ученое звание профессора присваивают докторам наук, работающим в вузах 3-4 уровня аккредитации и приравненных к ним заведениям последипломного образования, в научных учреждениях и ряде отраслевых академий, НИИ и приравненных к ним организациях, межотраслевых отраслевых научно-технических комплексах и межотраслевых объединениях на должностях заведующего кафедрой, профессора, ректора (проректора по учебной и научной работе). Это звание присваивается также лицам, работающим в должности заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом, главного (ведущего) научного сотрудника или в должности директора, заместителя директора, ученого секретаря, имеющего ученое звание доцента, стаж педагогической (научной) работы не менее 5 лет, печатные научные и научно-педагогические труды (не менее10 трудов, в том числе монографии), опубликованные после защиты докторской диссертации, которые подготовили не менее 3 кандидатов наук и привлечены к педагогической деятельности.

7 слайд

Старший научный сотрудник – ученое звание и штатная должность в НИИ и вузах. Присваивается решением коллегии ВАК при Кабинете министров.

Доцент (от лат. Dosens – обучающий), ученое звание и должность преподователей вузов ряда стран. Присваивается Аттестационной коллегией Минобразования и науки .


Ученое звание доцента присваивают докторам и кандидатам наук, работающим в должностях доцента, профессора, заведующего кафедрой, ректора (проректора по учебной и научной работе), в вузах 3-4 уровня аккредитации и приравненных к ним заведениях последипломного образования. Претенденты на звания доцента должны успешно проработать в указанных должностях не менее года, иметь стаж педагогической работы в вузах не менее 3-х лет и пяти печатных научно-методических и научных трудов, которые используют в педагогической практике и опубликованы после защиты диссертации в ведущих (фаховых) научных изданиях Украины и других государств.

Особое место занимает членство в академии, позволяющее иметь академическое звание.

Академик – действительный член НАН НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК, академий государств и некоторых отраслевых академий. В НАН существуют также звания почетный академик и иностранный член, в АН государств-почетный член. Членство в академии свидетельствует о признании больших достижений в развитии науки.

Член-корреспондент – академическое звание, практикуемое в странах СНГ и некоторых других странах. Избирается за выдающиеся успехи в развитии науки. Право на выдвижение кандидатов в члены-корреспонденты имеют научные учреждения, общественные организации и отдельные лица. Член- корреспондент избирается тайным голосованием в соответсвующих отделениях академий наук и утверждается общим собранием академии.

8 слайд

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" аспирантура является третьим уровнем высшего образования.

Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам.

В результате успешного освоения программы подготовки научно-педагогических кадров выпускнику выдается документ о получении образования в аспирантуре.

Прием в аспирантуру

В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее образование (специалитет/магистратура). Освоение программы аспирантуры осуществляется в очной форме, срок обучения составляет 3 года, по некоторым специальностям 4 года.

Промежуточная аттестация аспиранта призвана оценить компетенции, полученные аспирантами в процессе подготовки научно-педагогических кадров, обеспечить контроль качества освоения образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.