Файл: Психолого педагогическое просвещение семей, воспитывающих детей с овз и инвалидностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Психолого – педагогическое просвещение семей,
воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью»
Развитие, воспитание, адаптация и социализация ребенка с ОВЗ напрямую зависит от поведения, осведомленности, активности, знаний и умений родителей создать благоприятную психологическую атмосферу в семье. Но, как показывает практика, именно тут возникает ряд серьёзных проблем, препятствующих положительному влиянию на дальнейшее психическое и социальное развитие ребенка с ОВЗ.
-
Низкая осведомленность родителей о возможных путях помощи ребенку, отсутствие положительного опыта помощи. -
Отсутствие представлений о специфике развития, образовательных возможностях и потребностях детей с ОВЗ и инвалидностью. -
Отсутствие знаний основ педагогики и психологии воспитания ребенка с ОВЗ и инвалидностью. -
Родители детей с ОВЗ часто испытывают тревожность, имеют заниженную самооценку, неуверенность в своих воспитательских компетенциях, что коренным образом отражается на детско-родительских взаимоотношениях. -
Родители не всегда сами принимают своего «особого» ребёнка, что существенно сказывается на поведении и развитии самого ребенка. -
Большинство родителей объективно нуждаются в психолого-педагогическом просвещении.
Поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ и инвалидностью – это психолого-педагогическое просвещение их родителей.
Цель психолого-педагогического просвещения родителей детей с ОВЗ и инвалидностью - привлечь семью к процессу развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка, процессу единства с образовательным учреждением.
Задачи психолого-педагогического просвещения родителей детей с ОВЗ и инвалидностью:
1. Формирование знаний, умений и навыков родителей по воспитанию особого ребенка в семье.
2. Информирование родителей по вопросам правового характера защиты интересов ребенка и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3. Развитие детско-родительских отношений с правильным формированием адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка, путем активного привлечения родителей в психо-коррекционный и воспитательный процессы.
4. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.
Основные этапы процесса психолого-педагогического просвещения:
1 этап: Организационно-диагностический (2020-2021г)
-
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью в семьях. (Мониторинги, анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение). -
Выстраивание доверительных взаимоотношений между специалистами образовательного учреждения и родителями детей с ОВЗ и инвалидностью на основе партнерства. (Родительский час, присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, « Служба доверия» или «Почтовый ящик» администрации школы). -
Определение и разработка единой модели воспитания и методик, используемых родителями и образовательным учреждением. -
Вовлечение родителей детей с ОВЗ и инвалидностью в совместную воспитательную работу. (Организация конкурсов, участие в мероприятиях).
2этап: Методический (2021-2023г)
-
Реализация программы просвещения родителей по вопросам воспитания и социализации детей. -
Оказание необходимой педагогической помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (Консультирование специалистами, беседы, обсуждения, информационные стенды и тематические выставки, ориентирование в литературе по данной проблеме, размещение информации на сайте). -
Просвещение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ и инвалидностью. (Общешкольные и классные родительские собрания, дни открытых дверей, семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, мастер-классы, информирование родителей с использованием электронных средств связи). -
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», « День матери», походы на природу, посещение детской инфраструктуры и др.)
3 этап: Аналитический ( конец 2022-23 учебного года)
-
Анализ эффективности процесса и результатов психолого-педагогического просвещения родителей детей с ОВЗ и инвалидностью. (Мониторинг, отчет) -
Выставки детских работ, выступления детей, портфолио обучающихся, отзывы родителей. -
Отчет о проведенной работе.
Работа с родителями должна строиться на следующих принципах:
1. Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я - концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом. воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.
5. Принцип конфиденциальности - вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.
В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка , воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Воспитывать ребенка. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей , что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
План мероприятий дефектолога по психолого-педагогическому просвещению родителей детей с ОВЗ и инвалидностью
Название мероприятия | Участники | Привлекаемые специалисты | Сроки | Содержание | ||
2020г | ||||||
Анкетирование, тестирование родителей детей с ОВЗ и инвалидностью. Буклеты, памятки «Организация образовательного пространства ребенка в домашних условиях» Психологическая гостиная «Выработка единых требований к ученику в семье и в школе». | Родители | Психолог Социальный педагог Психолог, Психолог, | 1 полугодие 2020-2021 | Консультационная и просветительская работа с родителями обучающихся коррекционных классов, повышение психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций. | ||
Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период обучения в школе . | Все члены семьи ребенка | Социальный педагог, Логопед, администрация, психолог | В течение года | Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом | ||
Педагогический консилиум по итогам первичного мониторинга. Малый педсовет: «Итоги первого полугодия по организации психолого-педагогического просвещения». | Члены консилиума Классные руководители зам.по УВР, зам.дир. по ВР | Социальный педагог | Декабрь | Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывющим трудности адаптации в школе. Подведение итогов работы по организации психолого-педагогического просвещения. | ||
2021г | ||||||
Общее родительское собрание: «Интеллектуальное развитие детей. Как помочь развить память и внимание?» Родительское собрание: Мастер-класс «Интеллектуальное развитие детей. Гимнастика для ума» Индивидуальное консультирование родителей Подведение итогов, мониторинг, отчет по проведенной работе | Родители Родители Родители | психолог | Январь март В течение года Май | Консультационная и просветительно- обучающая работа с родителями обучающихся коррекционных классов Повышение психологической компетенции родителей учащихся, организация условий развития познавательной сферы ребёнка в домашних условиях. | ||
Первое полугодие 2021-2022уч. год | ||||||
Консультирование родителей по вопросам развития познавательной сферы обучающихся. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей Конкурс среди родителей «Дары осени» Праздничное мероприятие социально бытовой направленности «Колобок идет гулять» | родители | Зам директора по воспит работе. Классные руководители | Сентябрь В течение года Октябрь Ноябрь | Консультационная и просветительская работа с родителями , повышение психологической компетенции родителей, организация условий развития познавательной сферы обучающихся в школе. Обучение родителей трудовому воспитанию детей с ОВЗ Участие родителей в организации праздника и развитии социально – бытовых навыков у детей | ||
Второе полугодие 2021-2022уч. год | ||||||
Родительское собрание: «Психологическая готовность обучающихся к переходу в среднюю школу». Родительский час Индивидуальное консультирование. Подведение итогов, мониторинг, отчет по проведенной работе | Родители Ученики | Открытые уроки | Февраль Март Апрель В течение года май | Консультационная и просветительская работа с родителями обучающихся 4 классов, повышение психологической компетентности в вопросах подготовки обучающихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка. | ||
2022-2023 г | ||||||
Семинар-практикум: «Психологическое здоровье обучающихся». Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем успеваемости и поведения. Родительское собрание: «Влияние семейной микросреды на психическое развитие ребёнка. Роль общения в семье». Родительский час Педагогический консилиум «Итоги работы по ППП». | Родители Ученики. родители | | Сентябрь В течение года Декабрь Март, апрель май | Консультационная и просветительская работа с родителями , повышение психологической компетентности в вопросах обучения и воспитания Преодоление трудностей через педагогические средства. Подведение итогов , мониторинг, отчет |