Файл: Урок Открытия новых знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фрагмент урока дифференцированной работы по математике

(урок «Открытия новых знаний» с помощью создания проблемной ситуации)

В учебнике «Математика 6 класс» (авторы Мерзляк А.Г. и др.) много тем, при изучении которых можно продемонстрировать создание проблемных ситуаций. Ниже показан фрагмент урока по теме «Цилиндр. Конус» с открытием формулы площади боковой поверхности цилиндра. Это тема одна из труднейших в 6 классе, от подачи материала зависит успешность её изучения.

Выбран способ создания проблемной ситуации с помощью исследовательской работы с использованием межпредметных связей (архитектурой).

Представленный материал состоит из двух частей: первая – работа с классом (фрагмент урока); вторая – методическое пояснение к разработанному фрагменту.

Фрагмент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний (5-7 минут). Фронтальная форма работы

Давайте вспомним, что мы знаем о геометрических фигурах. (слайд 2)

- Какова формула площади прямоугольника?

- Найдите площадь прямоугольника АВСD, если АВ=5см, ВС=3см?
- Как называется фигура АВСD, которая на слайде закрашена синим?

- Чему равна площадь квадрата?
- Вычислите площадь квадрата, зная, что СD=4 см.
- Вспомним, чему равна длина окружности, если r – ее радиус.
- Вычислите длину окружности, если ее радиус равен 3см.

- Чему приблизительно равно число π?
- Округлите полученное значение длины окружности.



- Площадь прямоугольника равна произведению длин его смежных сторон.

- Площадь прямоугольника АВСD будет равна произведению длин сторон АВ и ВС, то есть 5*3=15(см2).

- АВСD – квадрат, потому что все стороны равны.

- Площадь квадрата равна квадрату его стороны.

- Получаем, что площадь квадрата АВСD равна 42=16(см2).

- Если радиус окружности равен r, то длина окружности равна 2πr.

- Длина окружности равна 2πr=2π*3=6π(см).

- Число π приблизительно равно 3.

- Длина окружности приближенно равна 6·3≈18(см).

Практическая работа (10 минут). Групповая форма работы

-Садимся группами по 4-5 человек

(группы гетерогенные, учитель заранее продумывает составы групп).

  • На экране перед вами появляются модели и чертежи комплекса Москва-сити. Посмотрите на них (слайд 3)

  • Выберите, модель какого здания (Афимолл-Сити, Город Столиц, Око, Евразия) Вы хотите слепить из пластилина

  • Постройте из пластилина одну из моделей зданий. (Чтобы никакие модели зданий не повторялись у групп учитель регулирует выбор моделей зданий или выдает сам задание группам).

а) изучите чертежи (слайды 4 и 5) и карандашом разделите их на части, которые бы вы лепили отдельно,

б) соединить вылепленные части вместе. (слайд 5)

- Подведение итогов практической работы

-Из каких известных вам геометрических тел состоят здания?
-Как вы думаете, с какой работой мы сейчас знакомимся?

Верно.


- Изучают модели комплекса (работают по группам).
- Изучают модели и выбирают, какую модель хотят лепить (работа по группам).
- Изучают и лепят модели, распределяя весь объем работы между членами группы (работают по группам).

Мысленно и карандашом на чертежах разделяют здания на составляющие.

-Здания состоят кубов, параллелепипедов, цилиндров.
- Сейчас мы знакомимся с работой архитектора, потому что изучать строение зданий, проектировать, строить модели – это входит в его работу.

Исследовательская работа (20 минут)


Групповая форма работы

Все группы получают одно и то же задание.

- Представьте, мы - команда архитекторов и нам поступает такое задание:

«На одно из зданий Москва-Сити цилиндрической формы нужно повесить билборд. Для этого нужно вычислить площадь билборда, который будет располагаться на здании, и сделать развертку» (слайд 6).
Фронтальная форма работы с элементами групповой формы работы

- Чему будет равна площадь билборда?


- Можем ли мы вычислить площадь боковой поверхности цилиндра?
Проблемная ситуация: учащиеся не могут вычислить площадь боковой поверхности цилиндра.

Проблемная задача: как вычислить площадь боковой поверхности цилиндра (по какой формуле)?

-Встречались ли мы раньше с площадью боковой поверхности какого-либо тела?
- Как Вы думаете, из каких фигур состоит поверхность цилиндра?

- Как бы выглядела его развертка?
-Знаем ли мы, как вычислить площадь прямоугольника?
- Из каких фигур будет состоять боковая поверхность цилиндра?

Групповая форма работы

-Давайте подумаем, каковы будут длины сторон этого прямоугольника. Достаньте, пожалуйста, заранее приготовленные Вами (дома) прямоугольники. У вас есть прямоугольник, как из него получить боковую поверхность цилиндра?

- Вы сворачиваете прямоугольник (как трубу) и получаете боковую поверхность цилиндра. - --Что выступает в качестве длины этого прямоугольника?

- Правильно. Если высоту цилиндра мы обозначим буквой h, то чему будет равна длина прямоугольника?
-Что можно считать шириной прямоугольника?

- Чему равна ширина?

- По какой формуле мы вычисляем длину окружности?

- Верно. Давайте подведем итог: какая фигура в развертке является боковой поверхностью цилиндра?

- Каковы длины сторон этого прямоугольника?

- Теперь запишите формулу, определяющую площадь боковой поверхности цилиндра.

- Молодцы, ребята. Запишите, пожалуйста, себе в тетради.

Фронтальная форма работы

- А теперь вспомним, какая у нас была задача, как у архитекторов?
- Мы с вами определили, чему она равна?
- Можем ли мы теперь ее найти, если размер здания вы видите на слайде7?

- Знаем ли мы высоту цилиндра?

- Что нам нужно сделать, чтобы ее вычислить?

- Знаем ли мы радиус основания?

- Как нам получить радиус?

- Можем ли мы теперь подставить данные в выведенную формулу и найти площадь билборда?

- Но мы же не можем отдать заказчикам площадь в таком виде. Что нам нужно сделать?
- Какое приближенное значение числа π?

- Найдите площадь при данном значении π (слайд 7)



Обсуждают в группе план решения проблемы

- Учащиеся понимают, что им нужно найти здание цилиндрической формы. Среди данных строений они отбирают здание Афимолл-сити, которое нужной им формы. (слайд 6)

- Площадь билборда будет равна площади боковой поверхности здания, то есть площади боковой поверхности цилиндра.

- Мы не можем вычислить площадь боковой поверхности цилиндра, потому что не знаем формулу.

-Да, мы работали с площадью боковой поверхности куба с ребром а: она равна сумме площадей четырех граней, т.е. 4а2. Мы знаем формулу площади боковой поверхности параллелепипеда - сумма площадей четырех боковых граней.
- Поверхность цилиндра состоит из прямоугольника и двух кругов.

- Прямоугольником и двумя кругами:

-Да, мы знаем, что площадь прямоугольника равна произведению ширины и длины.

- Боковая поверхность цилиндра будет состоять из прямоугольника.

Ответы на вопросы обсуждаются группой

- Учащиеся по моделям прямоугольников пытаются понять, как из прямоугольника получить боковую поверхность цилиндра.

Когда они получают результат, то пытаются понять, что выступает в роли длины прямоугольника.

- Длиной прямоугольника является высота цилиндра.

- Приняв высоту цилиндра за h, мы получаем, что длина прямоугольника при развертывании равна h.
- Ширина прямоугольника образуется из длины окружности в основании цилиндра.

- Мы получаем, что ширина прямоугольника равна длине окружности основания цилиндра.

- Если радиус окружности равен r, то длина окружности равна 2πr.

- Учащиеся подводят итог:

В развертке боковой поверхностью цилиндра является прямоугольник.
- Длина этого прямоугольника совпадает с высотой цилиндра и равна h, а ширина прямоугольника совпадает с длиной окружности в основании цилиндра и равна 2πr.

- Площадь боковой поверхности цилиндра равна площади прямоугольника, который мы получили, а значит, равна произведению длины на ширину: Sбок=h·2πr=2πrh.

- Учащиеся записывают получившуюся формулу в тетради.
- Мы, как архитекторы, должны были посчитать площадь билборда.

- Площадь билборда равна площади боковой поверхности Афимолл-сити.

- Да, теперь мы можем посчитать площадь.

- Нет, не знаем.

- Нам нужно из всей высоты вычесть высоту купола, то есть высота равна 53-13=40 (м) (слайд 7).

- Нет, не знаем, нам дан диаметр.

- Чтобы найти радиус, нужно длину диаметра разделить на два, то есть радиус равен 96:2=48(м).

- Да, мы можем найти площадь билборда по полученной формуле. Она равна: 2πrh=2π·48·40=3840π(м2).

- Нам нужно подставить приближенное значение π и округлить значение площади.

- π приближенно равно 3.

- При данном значении π площадь билборда равна 3840·3≈11520 (м2). Эти данные мы и отправим заказчику.


Методические пояснения

Этап урок

Формы работы

Актуализация знаний – повторение раннее изученных сведений из курса математики (5-6 классы), которые необходимы при изучении данной темы. Были повторены формулы площади прямоугольника, длины окружности, потому что это потребуется в исследовательской работе.

При фронтальном опросе ученики вспоминают формулы площади прямоугольника, длины окружности. Данная форма работы является оптимальной: можно быстро и активизируя деятельность большего количества учащихся вспомнить необходимый материал.

Практическая работа – построение модели комплекса «Москва-сити».

Работая в группе, учащиеся во время построения модели вспоминают изученный материал и называют основные (известные им) объемные геометрические фигуры. Данная форма обучения была выбрана, потому что, работая в группах, учащиеся оказывают помощь одноклассникам, которые не полностью овладели предыдущим материалом; школьники развивают коммуникативные навыки; сокращается время на выполнение задания.

Исследовательская работа – создание проблемной ситуации (нахождение площади билборда) и ее разрешение. Используя развертки, учащиеся выводят формулу площади боковой поверхности цилиндра; проводят вычисление площади билборда по известным данным и выведенной формуле.

Фронтальная и групповая формы работы.

Работая самостоятельно в группах, учащиеся по выполненным разверткам боковой поверхности цилиндра получают информацию о длине и ширине боковой поверхности.

Работая фронтально, ученики с помощью учителя выводят формулу площади боковой поверхности цилиндра. Была выбрана эта форма работы, потому что она позволяет каждому учащемуся побыть в роли исследователя, что позволяет глубже усвоить новый материал.

Фрагмент урока подготовили студенты Института цифрового образования Московского городского педагогического университета



Любкина Алина, Толкачева Анна, Шишкина Мария