Файл: Кратко расскажите о проблемах экономики в ссср в 1950е 1980е гг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание №2
Студент: Зайцева Екатерина Михайловна
Преподаватель: Хромых Александр Владимирович
-
Кратко расскажите о проблемах экономики в СССР в 1950-е - 1980-е гг.
Эти годы в истории СССР можно охарактеризовать как период небывалого взлета, застоя и кризиса.
Несмотря на трудности восстановления народного хозяйства, на массовые политические репрессии 1930-х годов, народы СССР за два десятилетия создали экономический и индустриальный потенциал страны, который дал возможность государству выстоять в смертельной схватке с германским фашизмом. Совместная борьба всех республик СССР в годы Великой Отечественной войны дала им надежду на улучшение жизни. Быстрое восстановление народного хозяйства после войны в немалой степени было обусловлено и психологическим подъемом победивших народов, интеллектуальным и индустриальным потенциалом, созданным в довоенные годы, в истории СССР и России в послевоенном периоде по характеру социально-экономического развития можно выделить три этапа:
-
Взлет (1950-1970); -
Застой (1971—1985); -
Кризис и смена социально-экономической системы (1985-1990-е).
50 — 60-е годы. В эти годы экономика страны динамично развивалась.
Этому способствовали обновление и модернизация основных фондов в промышленности, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, расширение производства товаров народного потребления, освоение целинных земель, совершенствование системы управления.
Немалое значение в достигнутых успехах имело изменение внутриполитической обстановки в стране. Смерть в 1953 г. И.В. Сталина стала началом конца созданной им тоталитарной системы и началом перехода к новому курсу во внутренней политике.
Избранный на пост Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев стал проводить курс, связанный с социальной ориентацией экономики, увеличением капитальных вложений в отрасли группы «Б» и сельское хозяйство, с предоставлением больших прав руководителям предприятий и колхозов. Особое внимание уделялось развитию сельского хозяйства.
Большую роль в комплексном развитии регионов и региональной экономики сыграл переход в 1957 г. На территориальные принципы управления. Было упразднено подавляющее число союзных и республиканских министерств, а предприятия
переданы в ведение созданных в республиках, краях и областях советов народного хозяйства (совнархозов), образование которых было определенным шагом в децентрализации управления народным хозяйством, в расширении прав и материальных возможностей на местах, в демократизации экономики. Вместе с тем, это создавало трудности в проведении единой общегосударственной научно-технической политики, распыляло ресурсы, снижало эффект от имевшегося раньше преимущества от концентрации средств.
В эти годы был сделан существенный шаг к повышению уровня жизни населения. Это нашло выражение в Законе о пенсиях, в снижении налогов, в отмене платы за обучение в средней школе и вузах, во введении минимальной гарантированной зарплаты в сельскохозяйственном производстве, в повышении зарплаты в других отраслях, сокращении продолжительности рабочей недели и др.
Особых успехов удалось добиться в решении жилищной проблемы. В 50-е годы стали предоставляться льготные кредиты застройщикам индивидуальных домов. Это улучшило положение с жильем в малых и средних городах и сельской местности. В 60-е годы, когда конструкторы и архитекторы обеспечили организацию типового домостроения на индустриальной основе, в городах резко возросло жилищное строительство, позволившее обеспечить к концу 70-х годов 80% семей в городах отдельными квартирами.
Повысился уровень народного образования. Созданная сеть школ, техникумов, вузов позволила сформировать хороший кадровый потенциал страны, что положительно отразилось на развитии науки, культуры. Важно отметить, что в развитии экономики Союза ССР 1950—1970 гг. существенную роль играли факторы интенсивного роста, когда прирост национального дохода и валового общественного продукта обеспечивался главным образом увеличением производительности труда и внедрением достижений научно-технического прогресса. Промышленное развитие обеспечивалось систематическим ростом капитальных вложений, в структуре которых повысилась доля, направляемая на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.
Поступательному развитию экономики СССР содействовала экономическая реформа 1965 г. Она выразилась, с одной стороны, в централизации управления народным хозяйством путем ликвидации совнархозов и воссоздания отраслевых министерств. С другой стороны, возрождался хозрасчетный принцип ведения хозяйства на предприятиях
, создавались фонды материального стимулирования, вводилась плата в бюджет за используемые предприятиями основные производственные фонды, предприятиям предоставлялись более широкие права в области планирования и др. Все эти мероприятия были призваны содействовать повышению заинтересованности трудовых коллективов в конечных результатах производства, в повышении уровня интенсификации труда и экономики страны в целом.
В 1966—1970 гг. в стране были достигнуты довольно высокие темпы роста основных экономических показателей. Быстрыми темпами развивались наука и отрасли промышленности, определяющие научно-технический прогресс (машиностроение, электроника, энергетика, нефтехимическая промышленность и др.). По объему производства ряда видов промышленной продукции СССР обогнал США и занимал первое место в мире.
Демагогические заявления политических руководителей СССР о направленности развития отечественной экономики в сторону беспрерывного дальнейшего роста благосостояния советских граждан плохо согласовывались с реальными экономическими «перекосами». И хотя в публичных официальных отчетах о состоянии дел в экономике на этих диспропорциях не акцентировалось внимание общественности, несоответствие между группами «А» и «Б» продолжало сохраняться в пользу преимущественного развития первой. Сферы же науки, образования, искусства из пятилетки в пятилетку продолжали финансироваться по остаточному принципу. Вопреки распространенной в 70-е-начале 80-х гг. легенде о том, что среднедушевой доход в СССР выше, чем ФРГ, Дании, Нидерландах, Великобритании, Бельгии, Италии и некоторых других зарубежных странах, современные подсчеты отводят СССР в 1985 г. Лишь 77-е место в мире по уровню потребления на душу населения.
Очередным шагом по пути укрупнения аграрных хозяйств стало образование межхозяйственных объединений, включавших не только колхозы и совхозы, но и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Удачный опыт работы хозяйств такого рода на Украине, в Молдавии, на юге России был искусственно распространен на всю территорию СССР и привел к еще большей административно-бюрократической централизации аграрного сектора. В 1980-е гг. формируется единый гигантский агропромышленный комплекс, объединяющий все отрасли экономики, связанные с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья и снабжением ими населения. Именно Госагропром СССР вместе с его региональными подразделениями призван был реализовать Продовольственную программу, принятую в 1982 г. По инициативе М.С. Горбачева, курировавшего в те годы сельское хозяйство в ЦК КПСС. Цель программы состояла в том, чтобы достичь продовольственного изобилия в стране к 1990 г. Однако сама концепция программы содержала противоречившие друг другу ориентиры: всемерную поддержку государством личного подсобного хозяйства параллельно с ростом численности и полномочий агропромышленной бюрократии. В результате беспрецедентные средства, выделяемые селу, до крестьянина не доходили. Сельский труженик по-прежнему не был материально заинтересован в
повышении производительности своего труда, прежними оставались экономические отношения и хозяйственный механизм в деревне. Пытаясь хоть как-то стимулировать рост производства сельскохозяйственной продукции, государство выделяло селянам лимиты на приобретение дефицитных в то время легковых автомобилей, телевизоров, стиральных машин. Но количество продовольствия от этого в стране не увеличивалось.
Советская экономика второй половины 1960-х-первой половины 1980-х гг. напоминала, таким образом, гигантскую пирамиду, на вершине которой находились оборонные отрасли промышленности, заводы-гиганты и стройки-гиганты. Ориентирована была эта пирамида, вопреки логике развития мировой цивилизации, не на удовлетворение потребностей населения, а на производство ради самого производства, что задавало определенные социальные параметры всей советской системе. Экстенсивный характер развития этой системы, ориентированной в основном на «проедание» природных богатств, делал ее все более зависимой от колебаний мировых цен на экспортируемое топливо. Падение мировых цен на уголь и нефть в середине 1980-х гг. усугубило нараставшие в предыдущие годы проблемы, породило глубочайший кризис советской экономики.
Причины негативных явлений в экономике:
С середины 1970-х годов стали проявляться симптомы кризисных явлений в экономике. Наблюдалось замедление развития научно-технического прогресса; моральный износ оборудования в ведущих отраслях промышленности; усилилось отставание инфраструктурных отраслей от основного Производства; наметился ресурсный кризис, выражавшийся в перемещении добычи природных ресурсов в труднодоступные районы, в удорожании добываемого сырья для промышленности.
Все это негативно отражалось на основных экономических показателях народного хозяйства страны. С каждой пятилеткой среднегодовые темпы их роста снижались.
Соотношение прироста национального дохода и прироста основных фондов (а это важный показатель экономической эффективности народного хозяйства) ухудшалось. С I960 по 1985 г. Основные фонды выросли в семь раз, а произведенный национальный доход — лишь в четыре раза. Это свидетельствовало, что экономика страны развивалась преимущественно экстенсивным путем, т.е. объем дополнительной продукции и прирост национального дохода достигались за счет опережающего вовлечения в производство природных и трудовых ресурсов, роста основных фондов.
Одной из причин этого была амбициозная внешняя политика руководства страны, для чего требовался сверхмощный военный потенциал, который создавался военно-промышленным комплексом (ВПК). Для развития и содержания ВПК необходимы были огромные материальные и финансовые ресурсы, которые можно было получить лишь за счет других отраслей народного хозяйства и низкой заработной платы трудящихся.
К середине 1970-х стали ощутимы ошибки советского руководства в социально-экономической политике. То, что было допустимо прежде, теперь давало бесконечные сбои. В результате несбалансированности ведущих блоков отраслей оказалась уродливой структура экономики. За все годы социализма преимущественно развивалось производство средств производства (группа «А»).
В легкой, пищевой промышленности (группа «Б») было сосредоточено лишь 10% основных производственных фондов.
Экономика не ориентировалась на первоочередное удовлетворение потребностей человека, огромная часть промышленной продукции была выключена из сферы товарно-денежного обращения, потому что средства производства не продавались, а распределялись.
Такая экономическая политика вела к ухудшению социальной сферы, так как средства на жилищное строительство, здравоохранение, образование, науку выделялись по остаточному принципу с неуклонным снижением их доли в расходах государственного бюджета. Не смогло приостановить падение темпов производства, добиться выполнения устанавливаемых планов выпуска продукции, несмотря на снижение их заданий по пятилеткам; перевести экономику на интенсивный путь развития, хотя об том неоднократно заявлялось; избавиться от убыточных, предприятий (их удельный вес достиг 40% общего числа), обеспечить экономию потребляемых на изготовление единицы продукции материальных, энергетических, трудовых ресурсов; экономика оставалась невосприимчивой к научно-техническому прогрессу, в результате чего Советский Союз в технологическом отношении отстал от ведущих стран Запада. К этому добавлялись всеобщее огосударствление, когда даже старались запретить личные подсобные хозяйства; сужение демократических начал в стране; монополизм производителя; однопартийная политическая система. Все это привело к отчуждению человека от общественной собственности и потере интереса к труду и его результатам.
Причиной негативных явлений в экономике были также волюнтаризм и во многих случаях недостаточный уровень профессионализма руководителей высшего и среднего звена управления, так называемой номенклатуры партийных и советских органов. Монопольное положение Коммунистической партии предопределяло соответствующую кадровую политику в стране. Она была направлена на незыблемость партийной системы подготовки и продвижения руководящих кадров. Специалисты и руководители могли самореализоваться лишь путем вступления в Компартию и работая в партийных организациях, советских, комсомольских и профсоюзных органах. Демократический централизм, непререкаемость авторитетов партийных и иных руководителей любого уровня, их нетерпимость к критике вели к тому, что в партийно-советскую и любую другую номенклатуру нередко включались лица послушные, но не обладающие ни умом, ни инициативой и другими качествами, необходимыми для руководителей. Таким образом, с каждым поколением интеллектуальный и профессиональный потенциал руководителей партийных и советских органов, предприятий и организаций в стране снижался.