Файл: Класс 4 Тип урока открытие нового знания умк Школа России Технологическая карта Тема Из книжной сокровищницы Древней Руси Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: открытие нового знания

УМК: «Школа России»
Технологическая карта


Тема

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Цель

Познакомить обучающихся с историей книжной сокровищницы Древней Руси

Задачи

Образовательная: сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.

Развивающая: обучение умениям поиска необходимой информации и анализу полученной информации, совершенствовать умение работать в группе.

Воспитательная: воспитывать любовь к культуре Древней Руси, любовь к книге и чтению, расширять кругозор.

Формируемые УУД

Личностные: развивать способности к самооценке.

Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке.

Познавательные:

- развивать навыки использования дополнительной литературы для нахождения ответов на вопросы;

- развивать умение устанавливать причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи;

- формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе.

Ресурсы:



- презентация;

- интерактивная доска;

- материал для творческой деятельности;

- наглядные пособия



Содержание урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности.

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! Давайте сегодня вместе постараемся получить от урока не только знания, но и удовольствие.

- Меня зовут Заира Магомедовна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

II. Актуализация знаний

- Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания.

- Я вам предлагаю поработать у интерактивной доски.

- ваша задача— «разгадать» слова, в которых перепутаны буквы с помощью подсказок

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием

- Стольный град великих князей – Киев

- Стоит на берегах реки Волхов у Ильмень – озера – Новгород

- Центр древнего русского города – Кремль

- На чем писали древние новгородцы? – Береста

- Собрании всех горожан - вече




III. Изучение нового материала.

- А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

- Так о чем мы будем говорить?

- А какой раздел вы сейчас изучаете?

- Так о каких книгах мы будем говорить?

- Верно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Слайд 2

- На прошлом уроке вы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения.

Слайд 3

А) письменность Кто на Руси славянскую на создал?

Б) на чем Руси На писали и чём?

- Перед вами два текста, выберите тот, который можете прочитать.

- Почему вы выбрали второй текст?

- В чем различие этих текстов?

- Благодаря кому появилась славянская письменность, мы узнаем, просмотрев небольшой фрагмент видеоролика»

- Ребята, так кто же являлся первосоздателем славянской письменности?

- Кто помогал Кириллу в работе над азбукой?

- Что поручил правитель Византии двум братьям?

- В чем возникла трудность?

-Что они создали? Какие азбуки?

- Так что же такое кириллица?

Слайд 4

- И почему возникла необходимость ее создания?

Слайд 5

- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Кирилл создал глаголицу, а позднее его ученики упростили ее и назвали кириллицей.

- Между этими алфавитами разница заключается лишь в начертаниях букв.

Слайд 6

- В России 24 мая отмечается праздник день славянской письменности. Именно в этот день 24мая 1992 года равноапостольным святым Кириллу и Мефодию в Москве был установлен памятник, который представляет собой статуи двух братьев Кирилла и Мефодия,

- Ребята, какой цели мы сейчас достигли?

- о книгах

- страницы истории России

- о книгах Древней Руси

- А) Кто создал на Руси славянскую письменность?

- Б) На чём и чем писали на Руси?

- Решают проблемную ситуацию

- Чтение текста.

- можно прочитать

- 1 текст написан на древнерусском языке, а 2 текст на старославянском

- просмотр видеоролика

- Кирилл создал первую славянскую азбуку

- старший брат Мефодий

- познакомить с христианством славянские народы.

- У славян не было своей письменности

- Кирилл создал азбуку-глаголицу

- одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук

- В начале IX века славяне начали принимать христианство. И тогда встала новая задача. Как сделать доступным для новообращённых огромнейший пласт мировой христианской культуры — священные писания, молитвы.

- Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку, перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы.

- узнали, кто создал на Руси славянскую письменность

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Личностные:

проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

IV. Динамическая пауза

В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения и приветствия к природе, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем приветствие.

Из глубокого колодца

Солнце медленно встает.

Свет его на нас прольется,

Луч его нам улыбнется,

Новый день оно начнет.







V. Продолжение изучения нового материала.

- Ребята, до появления книг в Древней Руси создавались летописи

- Что такое летопись?

Слайд 7-8

- Они писались при княжеских дворцах, в монастырях. Их писали от руки гусиным пером или писалами.

Слайд 9

- Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть временных лет», а создатель первой летописи был монах Киево–Печерского монастыря Нестор.

Слайд 10

- Писались летописи на пергаменте. Пергамент – это телячья кожа, выделанная особым способом. Так же использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту.

- Ребята, откройте пожалуйста, учебник на странице 56

- Давайте, с вами прочитаем как трудились над созданием книги в Древней Руси

Слайд 11

- Кто трудился над созданием книги?

- Какие чернила использовали для письма?

- Что такое киноварь?

- Что такое охра?

- Какими были книги в Древней Руси?

- Мы узнали о том, кто является создателем алфавита, как возник русский алфавит, и о том какими были древние рукописные книги.

- Летопись – описание событий по годам

- работа с учебником (стр. 56-57)

- чтение по цепочке

- Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики

- Черные или коричневые

- краска оранжево- красного цвета

- краска желтого цвета

- Описание книги


Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из разных источников, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

ориентируются в разных видах деятельности; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Личностные:

проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

VI. Творческая деятельность

- На ваших столах коробочки, откройте их и посмотрите

- Как вы думаете, что вы будете делать?

- Верно! И сегодня у вас будет возможность создать свою уникальную книгу.

- Но для начала я хотела бы вам показать как собрала свою книгу

- Первым этапом создания книги является изготовление переплетной крышки (оклада). Далее вложила страницы, пришила металлические уголки и украсила книгу различными камнями

- А теперь я предлагаю вам побывать в роли мастера, украшающего книги

Слайд 12

- Но для начала вспомним с вами технику безопасности при работе с иголкой, посмотрите на слайд и внимательно прочитайте

- Ребята, берем с коробочки иголки с ниткой и аккуратно пришиваем уголки

- Дома вы продолжите работу над созданием книги, используя фурнитуру соответствующая оформлению книги Древней Руси. Это и будет вашим домашним заданием

- украшать книги

- творческая работа

Познавательные:

применение новых знаний.

Регулятивные:

контролируют учебные действия.


VII. Закрепление изученного

- Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового и интересного и чтобы повторить изученное, мы с вами выполним небольшую викторину на интерактивной доске

- Укажи век создания славянской азбуки.

- Отметь имена создателей славянской азбуки.

- Вспомни, кем были создатели славянской азбуки.

- Отметь кожу животного для создания пергамента.

- Выбери запись о важнейших событиях.

- Выбери цвет чернил древних книг.

- Назови самую известную летопись Древней Руси

- Молодцы, вы все правильно выполнили

- работа у интерактивной доски

- IX

- Кирилл и Мефодий

- монахи

- теленка

- летопись

- коричневые

- «Повесть временных лет»

Познавательные:

умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

сохранять дисциплину

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание;


VIII. Рефлексия.

- Ребята,вот и путешествие в прошлое подошло к концу

-Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока и достигли ли их?

- Кто считает, что узнал для себя на уроке нового - и интересного?

- Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся в дальнейшем?

- И урок мне хочется закончить словами Фатхула Джамаля «Язык предков», послушайте меня и постарайтесь понять и запомнить последние строки.

От времени рушатся стены,

В песках исчезает родник.

Великую связь поколений

Хранит лишь бессмертный язык.
В колодцах вода высыхает.

Лишь речь неподвластна векам.

Кто предков язык забывает,

Достоин забвения сам.
Нам выжить язык помогает

В дни бедствий и горьких невзгод.

А если язык исчезает,

С Земли исчезает народ.

(Фатхула Джамаль «Язык предков»)
- Спасибо, ребята за урок

- Вы сегодня отлично поработали, я вами очень довольна.

- До свидания!

- Кто создал на Руси славянскую письменность

- На чём и чем писали на Руси

- для расширения кругозора

- никакие знания не бывают лишними

- для понимания ценности книг в дальнейшем

Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные:

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные:

Проявляют интерес к предмету.