Файл: Класс 4 Тип урока открытие нового знания умк Школа России Технологическая карта Тема Из книжной сокровищницы Древней Руси Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: открытие нового знания
УМК: «Школа России»
Технологическая карта
Тема | Из книжной сокровищницы Древней Руси |
Цель | Познакомить обучающихся с историей книжной сокровищницы Древней Руси |
Задачи | Образовательная: сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси. Развивающая: обучение умениям поиска необходимой информации и анализу полученной информации, совершенствовать умение работать в группе. Воспитательная: воспитывать любовь к культуре Древней Руси, любовь к книге и чтению, расширять кругозор. |
Формируемые УУД | Личностные: развивать способности к самооценке. Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке. Познавательные: - развивать навыки использования дополнительной литературы для нахождения ответов на вопросы; - развивать умение устанавливать причинно-следственных связей. Коммуникативные: - формировать умение слушать и понимать других; - формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи; - формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе. |
Ресурсы: | - презентация; - интерактивная доска; - материал для творческой деятельности; - наглядные пособия |
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Самоопределение к деятельности. | - Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! Давайте сегодня вместе постараемся получить от урока не только знания, но и удовольствие. - Меня зовут Заира Магомедовна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация знаний | - Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. - Я вам предлагаю поработать у интерактивной доски. - ваша задача— «разгадать» слова, в которых перепутаны буквы с помощью подсказок - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием | - Стольный град великих князей – Киев - Стоит на берегах реки Волхов у Ильмень – озера – Новгород - Центр древнего русского города – Кремль - На чем писали древние новгородцы? – Береста - Собрании всех горожан - вече | |
III. Изучение нового материала. | - А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку: Я все знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться. - Так о чем мы будем говорить? - А какой раздел вы сейчас изучаете? - Так о каких книгах мы будем говорить? - Верно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси» Слайд 2 - На прошлом уроке вы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения. Слайд 3 А) письменность Кто на Руси славянскую на создал? Б) на чем Руси На писали и чём? - Перед вами два текста, выберите тот, который можете прочитать. - Почему вы выбрали второй текст? - В чем различие этих текстов? - Благодаря кому появилась славянская письменность, мы узнаем, просмотрев небольшой фрагмент видеоролика» - Ребята, так кто же являлся первосоздателем славянской письменности? - Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? - Что поручил правитель Византии двум братьям? - В чем возникла трудность? -Что они создали? Какие азбуки? - Так что же такое кириллица? Слайд 4 - И почему возникла необходимость ее создания? Слайд 5 - Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Кирилл создал глаголицу, а позднее его ученики упростили ее и назвали кириллицей. - Между этими алфавитами разница заключается лишь в начертаниях букв. Слайд 6 - В России 24 мая отмечается праздник день славянской письменности. Именно в этот день 24мая 1992 года равноапостольным святым Кириллу и Мефодию в Москве был установлен памятник, который представляет собой статуи двух братьев Кирилла и Мефодия, - Ребята, какой цели мы сейчас достигли? | - о книгах - страницы истории России - о книгах Древней Руси - А) Кто создал на Руси славянскую письменность? - Б) На чём и чем писали на Руси? - Решают проблемную ситуацию - Чтение текста. - можно прочитать - 1 текст написан на древнерусском языке, а 2 текст на старославянском - просмотр видеоролика - Кирилл создал первую славянскую азбуку - старший брат Мефодий - познакомить с христианством славянские народы. - У славян не было своей письменности - Кирилл создал азбуку-глаголицу - одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук - В начале IX века славяне начали принимать христианство. И тогда встала новая задача. Как сделать доступным для новообращённых огромнейший пласт мировой христианской культуры — священные писания, молитвы. - Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку, перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы. - узнали, кто создал на Руси славянскую письменность | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
IV. Динамическая пауза | В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения и приветствия к природе, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем приветствие. Из глубокого колодца Солнце медленно встает. Свет его на нас прольется, Луч его нам улыбнется, Новый день оно начнет. | | |
V. Продолжение изучения нового материала. | - Ребята, до появления книг в Древней Руси создавались летописи - Что такое летопись? Слайд 7-8 - Они писались при княжеских дворцах, в монастырях. Их писали от руки гусиным пером или писалами. Слайд 9 - Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть временных лет», а создатель первой летописи был монах Киево–Печерского монастыря Нестор. Слайд 10 - Писались летописи на пергаменте. Пергамент – это телячья кожа, выделанная особым способом. Так же использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту. - Ребята, откройте пожалуйста, учебник на странице 56 - Давайте, с вами прочитаем как трудились над созданием книги в Древней Руси Слайд 11 - Кто трудился над созданием книги? - Какие чернила использовали для письма? - Что такое киноварь? - Что такое охра? - Какими были книги в Древней Руси? - Мы узнали о том, кто является создателем алфавита, как возник русский алфавит, и о том какими были древние рукописные книги. | - Летопись – описание событий по годам - работа с учебником (стр. 56-57) - чтение по цепочке - Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики - Черные или коричневые - краска оранжево- красного цвета - краска желтого цвета - Описание книги | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из разных источников, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в разных видах деятельности; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
VI. Творческая деятельность | - На ваших столах коробочки, откройте их и посмотрите - Как вы думаете, что вы будете делать? - Верно! И сегодня у вас будет возможность создать свою уникальную книгу. - Но для начала я хотела бы вам показать как собрала свою книгу - Первым этапом создания книги является изготовление переплетной крышки (оклада). Далее вложила страницы, пришила металлические уголки и украсила книгу различными камнями - А теперь я предлагаю вам побывать в роли мастера, украшающего книги Слайд 12 - Но для начала вспомним с вами технику безопасности при работе с иголкой, посмотрите на слайд и внимательно прочитайте - Ребята, берем с коробочки иголки с ниткой и аккуратно пришиваем уголки - Дома вы продолжите работу над созданием книги, используя фурнитуру соответствующая оформлению книги Древней Руси. Это и будет вашим домашним заданием | - украшать книги - творческая работа | Познавательные: применение новых знаний. Регулятивные: контролируют учебные действия. |
VII. Закрепление изученного | - Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового и интересного и чтобы повторить изученное, мы с вами выполним небольшую викторину на интерактивной доске - Укажи век создания славянской азбуки. - Отметь имена создателей славянской азбуки. - Вспомни, кем были создатели славянской азбуки. - Отметь кожу животного для создания пергамента. - Выбери запись о важнейших событиях. - Выбери цвет чернил древних книг. - Назови самую известную летопись Древней Руси - Молодцы, вы все правильно выполнили | - работа у интерактивной доски - IX - Кирилл и Мефодий - монахи - теленка - летопись - коричневые - «Повесть временных лет» | Познавательные: умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы. Регулятивные: сохранять дисциплину Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание; |
VIII. Рефлексия. | - Ребята,вот и путешествие в прошлое подошло к концу -Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока и достигли ли их? - Кто считает, что узнал для себя на уроке нового - и интересного? - Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся в дальнейшем? - И урок мне хочется закончить словами Фатхула Джамаля «Язык предков», послушайте меня и постарайтесь понять и запомнить последние строки. От времени рушатся стены, В песках исчезает родник. Великую связь поколений Хранит лишь бессмертный язык. В колодцах вода высыхает. Лишь речь неподвластна векам. Кто предков язык забывает, Достоин забвения сам. Нам выжить язык помогает В дни бедствий и горьких невзгод. А если язык исчезает, С Земли исчезает народ. (Фатхула Джамаль «Язык предков») - Спасибо, ребята за урок - Вы сегодня отлично поработали, я вами очень довольна. - До свидания! | - Кто создал на Руси славянскую письменность - На чём и чем писали на Руси - для расширения кругозора - никакие знания не бывают лишними - для понимания ценности книг в дальнейшем | Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: Оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: Проявляют интерес к предмету. |