Файл: Задание Ответьте на вопросы, вписав ответ Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно исторической практикой познания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Ответьте на вопросы, вписав ответ:
1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой познания.
2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности идеальное.
3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания гносеология.
4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии? Античность.
5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов– содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта. 6. Сомнение в достоверности добытых знаний
6. Сомнение в достоверности добытых знаний скептизм.
7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки Парменид.
8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей Агностицизм.
9. Способ теоретического освоения действительности метод.
10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир мировоззрение.
11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания сенсуализм.
12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе методология.
13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки гипотеза.
14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности субъект.
15. Отображение мира в духовных образах философия.
16. Постижение действительности с помощью теоретических средств научное познание.
17. Виды духовно-познавательной деятельности Обыденное познание, мифологическое, художественно-образное (через искусство), религиозное, философское, научное.
18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности истина.
19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания абстрагирование.
20. Способность к рациональному мышлению называется сознание.
21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей диалектика .
22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения-интуиция.
23. Наука о законах и формах мышления логика.
24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности наука.
25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу философствование.
Задание 2. Заполните таблицу
Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории
Гносеологическая установка | Сущность | Авторы и эпоха |
Скептицизм | это направление в философии, которое утверждает, что человек не может ничего знать о мире с уверенностью, нужно ставить под сомнение всё, даже то, что индивидуум изучал или испытывал в прошлом. | возникает в начале III века до Р.Х.: это учение древнегреческого философа Пиррона. Он, как и. Сократ, ничего не писал, а своей жизнью проповедовал скептицизм, а затем уже его ученики и последователи, такие как Тимон-поэт, а позднее Энесидем и Агриппа, жившие в I веке до Р.Х., записали основные идеи пирронизма |
Агностицизм | это философская концепция мировоззренческого характера, отрицающая познаваемость человеком того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании принципиальную непознаваемость объективной реальности и её оснований, Бога и метафизических сущностей вообще. | В истории принято считать, что агностицизм как полноценное философское явление зародился в 19 веке, когда Спенсер, Гамильтон, Беркли и Юм (основные философы агностики) высказали позицию о том, что невозможно познать существующих мир путем субъективного восприятия человеком метафизических явлений. |
Гносеологический оптимизм | Гносеологический оптимизм направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. | учение, утверждающее возможность абсолютно полного, исчерпывающего познания мира. Такую позицию занимали, например, Р. Декарт, Гегель. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. |
Критицизм | философско-методологическая позиция, характеризующаяся принципиальным антидогматизмом, установкой на анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов. Новая философская энциклопедия. - 2003. КРИТИЦИЗМ — всякая доктрина, основанная исключительно на рефлексии, замкнутой на самой себе. | Уоткинса, И. Лакатоса, Дж. Агасси, X. Альберта и близкими к нему концепциями П. Фейерабенда, У. Бартли и др. Как философское направление, критицизм возник в 1930-х гг. в ходе критики неопозитивизма и эволюционировал в процессе дискуссий с представителями исторического направления в философии науки |
Задание 3. Заполните таблицу
Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами
Гносеологическая позиция | Представители | Суть спора | Сила аргументов | Слабость аргументов |
Эмпиризм | Ее основными представителями являются Френсис Бекон, Дж. Локк, Томас Гоббс. Эмпиризм. Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Основателем европейского эмпиризма является Френсис Бэкон. Его основные произведения: " О достоинстве и приумножении наук ", " Новый Органон " и " Новая Атлантида ". Бэкон стал первым, кто перенес идеи механики, физики и метафизики из естествознания в философию. | это одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового. | | |
Рационализм | Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) полагают, что исходным пунктом для построения научного знания являются идеи разума. Эмпири (ци)сты (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро и Ж. Ламетри, Д. Юм) считают, что исходным пунктом для построения научного знания является опыт. Органицисты (Г. Лейбниц, Б. Спиноза) рассматривают природу в целом и ее элементы как живые организмы, в которых целое определяет свойства ее частей. | представители которого (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) утверждали, что основным источником знания и высшим критерием его истинности является разум, а опыт только позволяет проявиться истинам разума. Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф. Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал, что философия должна стать наукой среди других наук, обладающих практической значимостью (Работы: « О достоинстве и приращении наук», « Новый органон» и др.). Наука должна направляться правильным методом, который предполагает освобождение сознания людей от ложных «призраков» -заблуждений разума, искажающих процесс познания | | |
Иррационализм | Философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) Философия воли (А. Шопенгауэр) Экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Н. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, А. Камю) | Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. | | |
Задание 4.
"Интеллект и основанная на нем наука служат потребностям... человека, создающего искусственные орудия. Интеллект способен познать не сами вещи, а лишь отношения между ними. В силу этого, относительна и истина, которую дает наука. Лишь интуиции, вырастающей из непосредственного жизненного инстинкта, дано постичь абсолютную истину-жизнь в ее глубинных проявлениях..." (Анри Бергсон)
Как вы относитесь к пониманию автором роли интуиции в познании?
Можно ли абсолютно разделять познание самих вещей и отношений между ними?
Ответ: Приведу слова Эйнштейна про интуицию: "Интуиция - это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре", "Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления". Что касается познания вещей, мы познаем не сами вещи, явления, а свои реакции на них, свое отношение. Их познание зависит напрямую от наших свойств.