ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными»
Цель урока:
-
обобщить знания учащихся о правописании удвоенных согласных в корне слова; -
повторить правило переноса слов с двойными согласными; -
упражнять в написании слов с двойными согласными; -
продолжить работу по развитию интереса к предмету; -
развивать творческое мышление, технику грамотного скоростного письма, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Оборудование: рисунок “Город слов”, карточки для рефлексии, листочки для диктанта, мультимедиа.
Ход урока
№ урока | Содержание | Примечание |
1. Орг. момент | – Добрый день! – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Уже закончился урок? (Нет!) – Только начался урок? (Да!) – А хотите ли вы учиться? (Да!) – Значит можно всем садиться! – Начинаем урок русского языка. - Откройте тетради и запишите число, месяц, “Классная работа” | Слайд №1 |
2. Актуализация. а) Чистописание. б) Повторение. | - Урок русского языка начинаем как всегда с чистописания. Повторим написание строчных букв: ббжжкклл мм ннппсс Эти буквы - близнецы. 1. Какие слова могут иметь такие буквы -близнецы? 2. Слова с какой орфограммой вспомнили? Какая тема сегодняшнего урока? Мы обобщим знания об удвоенных согласных в корне слова. 3. Где находится в слове эта орфограмма? 4. Проверяется ли эта орфограмма? А что же делать? На какой странице нашего учебника даны слова для заучивания? Объявляю конкурс “Кто самый внимательный?” Запоминайте слова с удвоенной согласной которые прозвучат в моей речи в течение урока. | Слайд №2 фронтальный опрос. Слайд №3 |
3. Тема урока | Отправляемся в виртуальное путешествие на остров “Русского языка” - В одном городе Слов, высоко на горе в старинном замке Эль-Эль живут очень дружные жители. Догадались кто? - Действительно, в замке Эль-Эль, живут слова с удвоенными согласными. - Запишите 5 слов с удвоенными согласными, которые вы помните и знаете, как их правильно записать, посовещайтесь с соседом по парте. | На доску крепится рисунок “Город слов”. Работа в паре. |
4. Словарная работа | - Кто же нам поможет познакомиться с жителями замка Эль-Эль? Посмотрите на экран, это замечательная девочка Словаринка, она следит за чистотой и аккуратностью жителей замка. Вот её задание. - Прочитайте слова: ко...цо, и...юстрация, ко...ектив, пы...есос, ко...екция, кук...а, а...фавит, а...ея, тро...ейбус. Выпишите только те слова в которых пишется две буквы л. - Какие слова вы выписали? Подчеркните двойные согласные. | слайд №4 Самостоятельная работа |
5. Творческая мастерская | - В каждом замке есть свои мастерские по изготовлению посуды, украшений, оружия, а в нашем замке – “Творческая мастерская”. - Составьте из данных слов предложения: в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город; кассе, купили, в, билеты, они; подошел, перрону, поезд ,в; быстро, вагон, пассажиры, вошли, в; смотреть, окна, из, вагона приятно. Подумайте, получается ли текст? Ели да, то озаглавьте его. (Путешествие, Поездка за город) - Кто готов отвечать? - Какие слова по теме урока вам встречались в тексте? (группа, касса, перрон, пассажиры) - Спишите их. Подчеркните орфограмму. - Запишем первое предложение (В воскресенье группа ребят поехала за город) - Сделайте орфографический разбор предложения. - Подчеркните грамматическую основу предложения. - Озвучьте орфограммы в предложении. - Проверьте себя. | слайд №6 Устная работа фронтальная. Спросить 1 – 2 человека. Выборочное списывание. с/р |
6. Физкультминутка | Возле замка есть прекрасные озёра. Отдохнем! Рыбки плавали, плескались В чистой, тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке! | Слайд №6 Движения под музыку. |
7. Повторение а) перенос слов б) однокоренные слова в) имена собственные. | - Вернёмся к замку Эль-Эль. Все его жители были дружны, но однажды они поссорились. Буквы – близнецы разошлись. Как вы думаете, почему? (тесно было, не хватало места, не помещались) - Они не хотели ссориться и тогда решили... (жить отдельно) Прочитайте хором, что написано на экране: Эти буквы – близнецы удалые молодцы, Ты одной закончи строчку, А другой её начни. - Какое правило подсказывает нам это четверостишие? (Правило переноса) - Как правильно переносить слова с удвоенной согласной? (По слогам, но 1б остается, а 2-я переносится на другую строку) - Телеграмма пришла! Помогите, помогите! Ссору прекратите! Скорее нас разделите Запишите эти слова и разделите их для переноса. Теннис, бассейн, хоккей, класс, масса, Кирилл, жужжит. - Какие слова нельзя переносить по правилу переноса удвоенных согласных? Некоторые жители замка Эль-Эль захотели вспомнить своих родственников. Помогите им в этом, запишите слова и выделите в них корни. А что надо делать, чтобы выделить корни? (Подобрать однокоренное слово): Классная - ... рассказ - ... осенний - ... весенний - ... рассвет - ... Проверяем! - Какие другие изученные орфограммы встречались в этих словах? - Почему в словах: рассказ, осенний, весенний, рассвет удвоенные согласные? - Чем интересно слово классная, если рассмотрим его в разделе “Фонетика”? (8б, 8зв, сс[с], я[йа]) - В замок приехали туристы – ученики. Посмотрите на экран и скажите, как кого зовут? Запишите. Какие орфограммы в этих словах? (Алла, Анна, Геннадий, Инна) Читайте также: | слайд №7 (хоровое чтение) слайд №8 Самостоятельная работа. слайд №9 Самостоятельная работа. Проверка. Фронтальный опрос. слайд №10 |
8. Диктант | Друг Словаринки Почемучка очень любознателен, его интересует всё в вопросах правописания слов, и он приготовил кроссворд. Если вы отгадаете его, то узнаете, как будет называться проверочный диктант. - Молодцы! Прочитайте слово по вертикали (класс). Правильно, давайте напишем проверочный диктант “Наш класс”. Наш класс дружный. Мы любим разгадывать кроссворды. По субботам убираем осенние листья в школьном дворе. Подчеркните удвоенные согласные в словах. Слова для справок: убираем. | слайд №11 разгадывание кроссворда. Проверка знаний по данной теме. Доска: диктант “Наш класс” (уч-ся пишут на листочках) |
9. Работа с текстом | - Второй друг Словаринки Всезнайка, который освоил все премудрости грамматики, привез жителям замка замечательную книгу известного писателя. Прочтите эти строки: ...И тут у Дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это сундук окованный. А в нем всякие сокровища и монеты старинные, и камни драгоценные. - Как называется это произведение? - Кто автор? - Назовите слова с удвоенными согласными. - На какой вопрос они отвечают, что обозначают, к какой части речи относятся? | Межпредметная связь. слайд №12 |
10. Игра от Почемучки | Почемучка прочитал эту книгу и приготовил вам интересное задание, вспомнив, как герои загорали на солнышке в доме холодной зимой. - Вот 3 солнышка, 3 вопроса. Прочитайте слова хором. - Соответствует ли количество лучиков числу слов, отвечающих на эти вопросы? Что обозначают слова и какой частью речи являются? - Что объединяет все эти слова? (Эти слова пишутся с двойными согласными) | слайд №13 фронтальный опрос. |
11. Самостоятельная работа детей (работа по подгруппам). | Группа1. Учитель: У вас на партах есть листочки разного цвета. На розовых вы видите тексты с ошибками. Вам нужно исправить их и записать в тетрадь данный текст без ошибок. Приступайте к работе. Тролейбус подъехал по шоссе к бальшому паррку. Юннаты Ана и Генаддий вышли из троллейбуса и пашли по алее. Оссень давно вступила в свои прова. Землю покрыли тоны опавшых листев. Группа 2 Учитель: На зелёных вам даны деформированные предложения, составьте из данных слов предложения и запишите их в тетрадь. Приступайте к работе. • тенистых, парке, в, много, школьном, аллей. • любят, в, приходить, парк, школьники. Группа 3 Учитель: На голубых - вам нужно вставить пропущенные слова из слов для справок и записать в тетрадь первые 2 предложения. Приступайте к работе. В саду липовая _________ вся усыпана разноцветными листьями. Ребята ловили для ________________ жучков и бабочек. Сначала мы ехали на автобусе, а потом на ____________. Папа послал бабушке поздравительную _____________. Ученики ждали учителя у дверей _________. Слова для справок: класс, коллекция, троллейбус, аллея, телеграмма. | |
12. Итог урока | - Молодцы, вы все замечательно справились со всеми заданиями. Что мы сегодня повторили на уроке?(Орфограмму – удвоенные согласные в корне слова) Что мы делали на уроке? Пора возвращаться в реальность, к месту в котором мы живем. А в какой стране мы живем? Это наша маленькая Родина. В слове Россия пишется удвоенная согласная сс. Составьте предложения с данным словом. Кто же был самый внимательный на уроке? (дети называют слова из речи учителя с удвоенными согласными в корне слова) | слайд №14 слайд №15 |
13. Домашнее задание | Повторить написание слов на стр.55, подготовка к контрольному диктанту | |
14. Рефлексия | Ребята, давайте попробуем составить синквейн по нашей теме. Давайте вспомним алгоритм синквейна. Учитель: Как будет звучать первая строка? Дети: Согласные. Учитель: Теперь пишем два прилагательных. Дети: Удвоенные, трудные (непроверяемые, сложные). Учитель: Подбираем три глагола. Дети: Выучить, запомнить, не ошибаться. Учитель: Сделайте какой - то вывод. Дети: Нужно знать каждому. Учитель: Слово – итог. Дети: Грамотность. | |