Файл: Правописание слов с удвоенными согласными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Цель урока:

  • обобщить знания учащихся о правописании удвоенных согласных в корне слова;

  • повторить правило переноса слов с двойными согласными;

  • упражнять в написании слов с двойными согласными;

  • продолжить работу по развитию интереса к предмету;

  • развивать творческое мышление, технику грамотного скоростного письма, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Оборудование: рисунок “Город слов”, карточки для рефлексии, листочки для диктанта, мультимедиа.

Ход урока

урока

Содержание

Примечание

1. Орг. момент

– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите ли  вы  учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

– Начинаем урок русского языка.

- Откройте тетради и запишите число, месяц, “Классная работа”

Слайд №1

2. Актуализация.

а) Чистописание.

 

б) Повторение.

- Урок русского языка начинаем как всегда с чистописания.

Повторим написание строчных букв:

ббжжкклл мм ннппсс

Эти буквы - близнецы.

1. Какие слова могут иметь такие буквы -близнецы?

2. Слова с какой орфограммой вспомнили? Какая тема сегодняшнего урока? Мы обобщим знания об удвоенных согласных в корне слова.

3. Где находится в слове эта орфограмма?

4. Проверяется ли эта орфограмма? А что же делать? На какой странице нашего учебника даны слова для заучивания?

Объявляю конкурс “Кто самый внимательный?” Запоминайте слова с удвоенной согласной которые прозвучат в моей речи в течение урока.

Слайд №2

 

 

 

фронтальный опрос.

Слайд №3

3. Тема урока

Отправляемся в виртуальное путешествие на остров “Русского языка”

- В одном городе Слов, высоко на горе в старинном замке Эль-Эль живут очень дружные жители. Догадались кто?

- Действительно, в замке Эль-Эль, живут слова с удвоенными согласными.

- Запишите 5 слов с удвоенными согласными, которые вы помните и знаете, как их правильно записать, посовещайтесь с соседом по парте.

На доску крепится рисунок “Город слов”.

 

 

 

Работа в паре.

4. Словарная работа

- Кто же нам поможет познакомиться с жителями замка Эль-Эль? Посмотрите на экран, это замечательная девочка Словаринка, она следит за чистотой и аккуратностью жителей замка. Вот её задание.

- Прочитайте слова:

ко...цо, и...юстрация, ко...ектив, пы...есос, ко...екция, кук...а, а...фавит, а...ея, тро...ейбус.

Выпишите только те слова в которых пишется две буквы л.

- Какие слова вы выписали? Подчеркните двойные согласные.


слайд №4

 

 

 

 

Самостоятельная работа

5. Творческая мастерская

- В каждом замке есть свои мастерские по изготовлению посуды, украшений, оружия, а в нашем замке – “Творческая мастерская”.

- Составьте из данных слов предложения:

в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город;

кассе, купили, в, билеты, они;

подошел, перрону, поезд ,в;

быстро, вагон, пассажиры, вошли, в;

смотреть, окна, из, вагона приятно.

Подумайте, получается ли текст? Ели да, то озаглавьте его. (Путешествие, Поездка за город)

- Кто готов отвечать?

- Какие слова по теме урока вам встречались в тексте? (группа, касса, перрон, пассажиры)

- Спишите их. Подчеркните орфограмму.

- Запишем первое предложение (В воскресенье группа ребят поехала за город)

- Сделайте орфографический разбор предложения.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

- Озвучьте орфограммы в предложении.

- Проверьте себя.

слайд №6

 

Устная работа фронтальная.

 

 

 

 

 

Спросить 1 – 2 человека.

Выборочное списывание.

с/р

6. Физкультминутка

Возле замка есть прекрасные озёра. Отдохнем!

Рыбки плавали, плескались
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке!


Слайд №6

Движения под музыку.

7. Повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) перенос слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) однокоренные слова

 

 

 

 

 

 

 

в) имена собственные.

- Вернёмся к замку Эль-Эль. Все его жители были дружны, но однажды они поссорились. Буквы – близнецы разошлись. Как вы думаете, почему? (тесно было, не хватало места, не помещались)

- Они не хотели ссориться и тогда решили... (жить отдельно)

Прочитайте хором, что написано на экране:

Эти буквы – близнецы удалые молодцы,

Ты одной закончи строчку,

А другой её начни.

- Какое правило подсказывает нам это четверостишие? (Правило переноса)

- Как правильно переносить слова с удвоенной согласной? (По слогам, но 1б остается, а 2-я переносится на другую строку)

- Телеграмма пришла!

Помогите, помогите!

Ссору прекратите!

Скорее нас разделите

Запишите эти слова и разделите их для переноса.

Теннис, бассейн, хоккей, класс, масса, Кирилл, жужжит.

Какие слова нельзя переносить по правилу переноса удвоенных согласных?

Некоторые жители замка Эль-Эль захотели вспомнить своих родственников. Помогите им в этом, запишите слова и выделите в них корни. А что надо делать, чтобы выделить корни? (Подобрать однокоренное слово):

Классная - ...

рассказ - ...

осенний - ...

весенний - ...

рассвет - ...

Проверяем!

- Какие другие изученные орфограммы встречались в этих словах?

- Почему в словах: рассказ, осенний, весенний, рассвет удвоенные согласные?

- Чем интересно слово классная, если рассмотрим его в разделе “Фонетика”? (8б, 8зв, сс[с], я[йа])

- В замок приехали туристы – ученики. Посмотрите на экран и скажите, как кого зовут? Запишите. Какие орфограммы в этих словах? (Алла, Анна, Геннадий, Инна)

Читайте также:

 

 

 

 

 

слайд №7

(хоровое чтение)

 

 

 

 

 

 

слайд №8

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

слайд №9

 

Самостоятельная работа.

 

 

Проверка.

 

 

Фронтальный

опрос.

 

слайд №10

8. Диктант

Друг Словаринки Почемучка очень любознателен, его интересует всё в вопросах правописания слов, и он приготовил кроссворд.

Если вы отгадаете его, то узнаете, как будет называться проверочный диктант.

- Молодцы! Прочитайте слово по вертикали (класс).

Правильно, давайте напишем проверочный диктант “Наш класс”.

Наш класс дружный. Мы любим разгадывать кроссворды. По субботам убираем осенние листья в школьном дворе.

Подчеркните удвоенные согласные в словах. Слова для справок: убираем.

 

слайд №11

разгадывание кроссворда. Проверка знаний по данной теме.

Доска: диктант “Наш класс” (уч-ся пишут на листочках)

9. Работа с текстом

- Второй друг Словаринки Всезнайка, который освоил все премудрости грамматики, привез жителям замка замечательную книгу известного писателя.

Прочтите эти строки:

...И тут у Дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это сундук окованный. А в нем всякие сокровища и монеты старинные, и камни драгоценные.

- Как называется это произведение?

- Кто автор?

- Назовите слова с удвоенными согласными.

- На какой вопрос они отвечают, что обозначают, к какой части речи относятся?

Межпредметная связь.

 

 

слайд №12

10. Игра от Почемучки

Почемучка прочитал эту книгу и приготовил вам интересное задание, вспомнив, как герои загорали на солнышке в доме холодной зимой.

- Вот 3 солнышка, 3 вопроса. Прочитайте слова хором.

- Соответствует ли количество лучиков числу слов, отвечающих на эти вопросы? Что обозначают слова и какой частью речи являются?

- Что объединяет все эти слова? (Эти слова пишутся с двойными согласными)

слайд №13

фронтальный опрос.

11. Самостоятельная работа детей (работа по подгруппам).

Группа1.
Учитель: У вас на партах есть листочки разного цвета. На розовых вы видите тексты с ошибками. Вам нужно исправить их и записать в тетрадь данный текст без ошибок. Приступайте к работе.
Тролейбус подъехал по шоссе к бальшому паррку. Юннаты Ана и Генаддий вышли из троллейбуса и пашли по алее. Оссень давно вступила в свои прова. Землю покрыли тоны опавшых листев. 
Группа 2
Учитель: На зелёных вам даны деформированные предложения, составьте из 
данных слов предложения и запишите их в тетрадь. Приступайте к работе.
• тенистых, парке, в, много, школьном, аллей.
• любят, в, приходить, парк, школьники.

Группа 3
Учитель: На голубых - вам нужно вставить пропущенные слова из слов для справок и записать в тетрадь первые 2 предложения. Приступайте к работе.
В саду липовая _________ вся усыпана разноцветными листьями. Ребята ловили для ________________ жучков и бабочек. Сначала мы ехали на автобусе, а потом на ____________. Папа послал бабушке поздравительную _____________. Ученики ждали учителя у дверей _________.
Слова для справок: класс, коллекция, троллейбус, аллея, телеграмма.





12. Итог урока

- Молодцы, вы все замечательно справились со всеми заданиями. Что мы сегодня повторили на уроке?(Орфограмму – удвоенные согласные в корне слова) Что мы делали на уроке?

Пора возвращаться в реальность, к месту в котором мы живем. А в какой стране мы живем? Это наша маленькая Родина. В слове Россия пишется удвоенная согласная сс. Составьте предложения с данным словом.

Кто же был самый внимательный на уроке? (дети называют слова из речи учителя с удвоенными согласными в корне слова)

слайд №14

 

 

 

 

 

 

слайд №15

13. Домашнее задание

Повторить написание слов на стр.55, подготовка к контрольному диктанту

 

14. Рефлексия

Ребята, давайте попробуем составить синквейн по нашей теме. Давайте вспомним алгоритм синквейна.

Учитель: Как будет звучать первая строка?
Дети: Согласные.
Учитель: Теперь пишем два прилагательных.
Дети: Удвоенные, трудные (непроверяемые, сложные).
Учитель: Подбираем три глагола.
Дети: Выучить, запомнить, не ошибаться.
Учитель: Сделайте какой - то вывод.
Дети: Нужно знать каждому.
Учитель: Слово – итог.
Дети: Грамотность.