Файл: Практическая работа по теме No 5 Ценностносмысловая позиция учителя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А. ., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).
В связи с этим актуализируется проблема авторитета учителя- воспитателя. Исходя из этого мы выбрали тему нашего исследования : “ Авторитет учителя- воспитателя как педагогический феномен”.
Макаренко А.С. говорил, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.
Ложный же авторитет вызывает у учащихся такие качества, как враждебность, лживость, цинизм, тревожность, бесчувственность, негативизм, приспособленность, и комплекс неполноценности.
В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует , то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников
Известно, что сведения, исходящие от человека, пользующегося заслуженным авторитетом, усваиваются значительно быстрее и лучше. Да и не только сведения. Как-то известный медик, академик И.О.Кассирский сказал своим ученикам - студентам: “Когда вы даете больному аспирин – это лекарство, а когда даю его я – это лекарство плюс мой авторитет”.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что авторитет учителя-воспитателя необходим в учебно-воспитательном процессе. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Некоторые учителя придерживаются следующих положений:
-“Один я все знаю, вы все неучи”.
- Учащиеся по успеваемости делятся на сильных, средних и слабых.
-“Главное добиться высоких результатов в поведении и успеваемости” и др.
Действительный же авторитет основывается на гражданской деятельности, гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, уважении и ответственности за его воспитание. Истинный авторитет зависит в первую очередь от отношения к учащимся, знания своего предмета, культуры и общей эрудиции педагога.
Таким образом, самовоспитание, направлено на формирование качеств, не имея которых невозможно завоевать высокий авторитет – первоочередная задача педагога. Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому учителю. Необходимо только нацелить себя на серьезную, нелегкую работу, на преодоление лени. “Преодолеть лень можно самовнушением, самовоспитанием. Для этого есть единственный, вернейший способ – это заставить себя сделать то дело, которое нужно сделать. Другого способа нет”, - писал А.С Макаренко
В своей деятельности стараюсь руководствоваться всеми знаниями. Прежде всего воспитываю себя!
Инвариантное задание № 4. Прочитайте книгу, содержащую интервью учителей и директоров школ России, пользующихся авторитетом в профессиональной среде, чьи ученики получают высокие баллы на экзаменах, побеждают на всероссийских и международных предметных олимпиадах, становятся профессионалами высокого класса. Доступ по ссылке: https://vbudushee.ru/upload/lib/teachers-to-teachers_12.20.pdf?ysclid=lc697r4d9p390674166
Выберите наиболее понравившееся интервью одного-двух учителей. Напишите свободное рассуждение, отражающее вашу ценностно-смысловую позицию на тему выбранного интервью, используя стратегию LA «написать, чтобы прочитать»:
a) вступите в диалог с автором;
б) найдите отрывок, который, по вашему мнению, важен для автора. Прокомментируйте его и объясните, почему вы считаете его важным;
в) выскажитесь в поддержку утверждения, сделанного в тексте, или опровергните его.
Как изменились школа, урок, учитель
Вадим Николаевич Соломин в своем интервью рассказывает об изменениях в современной школе. Требования, предъявляемые к школе и учителю в настоящее время, меняются таким образом, что учитель становится организатором обучения, специалистом по конструированию занятий образовательного процесса. Все это требует определенных усилий и, конечно же, знаний современных технологий, методик, а большей степени психологической устойчивости во взаимоотношениях с современным поколением детей. Они легко находят информацию, но долго сидеть над книгой или думать над одной задачей считают бесполезной тратой времени. «Краткость – сестра таланта» - это не о сегодняшних детях. Традиционный урок – это уже в прошлом. Нынешние дети живут динамичной виртуальной жизнью. Эта их увлеченность позволила нам пережить трудное время пандемии, когда виртуальные уроки заменили личное общение. Но по собственному опыту могу сказать, что спустя некоторое время дети мечтали о возможности вернуться в школу, в свой класс, к своим учителям, даже самым строгим. Следовательно, можно сделать вывод, что школа – это важный элемент их жизни.
Школьники сейчас ориентированы на себя, на получение от учебы пользы и удовольствия — отсюда большая свобода поведения, критическое отношение к знаниям, которые предлагает школа. Многие выпускники уверены, что знания, полученные в школе, им в жизни не пригодятся. И я с ними в какой-то степени согласна. Объем предметов и информации, одинаковые требования к детям с разными способностями наносит вред психологическому здоровью. Результаты ОГЭ и ЕГЭ это только подтверждают. К тому же, и нравственные идеалы у сегодняшних школьников совсем не те, что были у нас или их родителей двадцать-тридцать лет назад. О долге, чести и семейных ценностях они вспоминают редко.
По моему мнению, важным для автора является то, что «учителю необходимо меняться, потому что меняется все вокруг, — и дети стали более свободны, они уже не выполняют беспрекословно указания учителя, могут поспорить, высказать свое недовольство или несогласие с какой-то проблемой». Педагогика – это развивающаяся наука, а, следовательно, и педагог должен меняться и развиваться, быть и примером для своих учеников и, одновременно, понимающим наставником или даже другом. Такой учитель не заставляет ученика подражать себе, а помогает ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер, найти свои преимущества и слабые стороны, реализоваться как личность.