Файл: Общая характеристика источников гражданского права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, содержащие разъяснения по применению норм законодательства. Хотя судебные решения не могут быть отнесены к нормам права в строгом смысле слова, но они содержат разъяснения и толкования обязательные для применения участниками правоотношений.

Таким образом, гражданское право использует для закрепления своих правовых норм, наиболее распространенный и широко применяющийся в российской правовой системе источник — нормативно-правовой акт. Кодифицированный характер гражданского права отражает основную направленность романо-германской правовой системы к кодификации, упорядочению правовых норм. Основу правового регулирования составляет ГК Рф в четырех частях. При этом в связи с диспозитивной направленностью метода гражданского права участникам гражданских правоотношений предоставляется возможность самостоятельно регламентировать свои права и обязанности в пределах, когда законом не установлено иное.

Система гражданского права включает те подотрасли и институты, которые входят в отрасль гражданского права и регламентируют различные, сходные виды правоотношений. Систему гражданского права составляет совокупность институтов и подотраслей, объединяющих нормы права, регулирующие однородные общественные отношения. Подотрасли составляют обособленную часть гражданского права, в рамках которой регулируется определенная часть правоотношений, входящих в предмет гражданского права. В составе гражданского права можно выделить следующие подотрасли право собственности и другие вещные права, обязательственное право, авторское право, наследственное право. Институты выделяются внутри подотраслей и регулируют определенный вид общественных отношений. «Особенности отдельных видов общественных отношений, входящих в предмет какой-либо подотрасли гражданского права, в свою очередь, предопределяют их внутреннюю структурную дифференциацию и обусловливают существование в рамках конкретной подотрасли соответствующих правовых институтов»10. Например, в рамках обязательственного права выделяются институты договорных и внедоговорных обязательств, в рамках права собственности – институт приобретения и прекращения права собственности, институт общей собственности и т д.

Помимо указанных подотраслей в составе гражданского права также выделяют подотрасли в зависимости от содержания регулируемых отношений. Это предпринимательское право, коммерческое право, страховое право, корпоративное право, наследственное право, авторское право и др.


В заключение можно отметить, что гражданское право занимает одну из центральных позиций в системе российского права в целом, а также в системе частного права. Значимость данной отрасли обусловлена тем, что в сферу ее регулирования входит обширный круг различных общественных отношений, в которые вступают между собой граждане, организации и государство.

Подводя итог по исследованию первой главы настоящей курсовой работы модно прийти к выводу, что гражданское право способно наиболее эффективно организовать процесс производства и распределения материальных благ, поскольку основывается на принципах равенства, свободы воли и имущественной самостоятельности участников.
  1. Глава 2 Особенности источников гражданского права

    1. 2.1. Федеральные законы как источники гражданского права


В РФ законы подразделяются на федеральные конституционные и федеральные. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам прямо предусмотренным в Конституции РФ. Их отличает особый усложненный порядок принятия, который выражается в необходимости принятия закона большим количеством голосов. Федеральные законы принимаются по всем остальным вопросам, требующим законодательного регулирования. Среди федеральных законов особое место занимают кодексы, которые включают в себя основополагающие правила регулирования правоотношений в тех или иных отраслях права. Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В результате кодификации нормативно-правовых актов принимается особый вид федеральных законов — это кодексы. Они обладают всеми признаками федерального закона и принимаются в таком же порядке, но также для них характерны и определенные особенности. Кодекс представляет собой объемный нормативный акт, в некоторых случаях он может состоять из нескольких частей (например, Гражданский кодекс РФ. Кодекс составляет основу нормативно-правового регулирования той отрасли права, нормы которой в нем содержатся. Так, Гражданский кодекс — основа гражданского права.

Также кодекс может объединять в себе и нормы, относящиеся к различным отраслям права. Например, Гражданским кодексом могут регулироваться и предпринимательские и семейные и земельные отношения. Так или иначе, кодекс всегда — это основополагающий нормативный акт, регламентирующий подробным образом значимые сферы общественной жизни.



В качестве основного федерального закона в сфере гражданского права действует Гражданский кодекс , который принят в четырех частях. Его нормы охватывают абсолютное большинство правоотношений, регулируемых гражданским правом. Кодификация норм является особенностью российской системы права в силу ее принадлежности к романо-германской правовой семье.

Первая часть ГК РФ регламентирует общие положения гражданского права. Общую часть гражданского права составляют нормы о о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц, государства), объектах гражданского права (разных видах имущества), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, общих началах обязательственного права. Это нормы общего характера, которые создают основополагающие понятия гражданского права и его терминологию и действуют в отношении всех или большинства гражданских правоотношений.

Нормы особенной части содержит часть вторая ГК РФ. Эти нормы также иногда называют специальной подотраслью гражданского права — договорным правом, поскольку они регламентируют особенности и порядок заключения отдельных видов договоров. Здесь регламентируются все виды договорных обязательств, а также обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения.

Часть третья ГК РФ регламентирует наследственные правоотношения и также содержит нормы международного частного права. Здесь определяются основания и порядок наследования, порядок принятия наследства и отказа от него, особенности наследования отдельных видов имущества. Нормы международного частного права определяют общие положения, а также коллизионные привязки, применяемые к гражданам и юридическим лицам, а также к имущественным отношениям с участием иностранного элемента.

Часть четвертая ГК РФ регламентирует правоотношения, связанные с результатами интеллектуальной деятельности. Она содержит нормы авторского права, смежных прав, патентного права, прав на средства индивидуализации и т д. Здесь определяется содержание прав на результаты интеллектуальной деятельности, порядок их использования и защиты.

Как можно увидеть, каждая из частей ГК РФ обладает определенной самостоятельностью и содержащиеся в них нормы, регламентируют отдельные группы общественных отношений. Поскольку гражданское право — это отрасль права с достаточно обширным предметом правового регулирования. То именно кодекс здесь выступает наилучшей формой выражения правовых норм. В кодексе можно изложить правовые нормы достаточно широко и в то же время систематизировано. Но кодифицированные нормы не могут охватить весь объем правоотношений, нуждающихся в регулировании. Поэтому на его основе принимаются иные федеральные законы. Часто отсылки на эти законы содержатся в самих нормах ГК РФ. Это например, законы, определяющие правовое положение юридических лиц, закон о банкротстве, закон о залоге и другие. Нормы ГК РФ и этих законов принимаются в совокупности для более детального регулирования гражданских правоотношений. Необходимость принятия таких законов в ряде случаев указывается в самом ГК РФ и к ним содержатся отсылки в его нормах. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 5 ГК РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В соответствии с ч. 3 ст. 87 ГК РФ правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью. В соответствии со ст. 221 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.


Таким образом, федеральные законы и прежде всего ГК РФ составляют основу системы источников гражданского права.

    1. 2.2. Подзаконные акты как источники гражданского права


К видам подзаконных актов относятся:

1) указы, распоряжения Президента РФ — это подзаконные акты, высшие по своей юридической силе. Они принимаются Президентом РФ в целях исполнения его полномочий. Иные подзаконные акты должны соответствовать актам, принимаемым Президентом РФ.

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа власти, возглавляющего систему исполнительных органов. Постановления Правительства РФ могут приниматься в различных сферах, в том числе и по поводу правового регулирования отношений, входящих в предмет гражданского права. Обычно постановления Правительства РФ включают в себя положения организационно-распорядительного характера.

3) приказы, инструкции, положения министерств, федеральных служб, федеральных агентств. Это акты ведомственного характера, которые принимаются в соответствии с компетенцией издающего их органа исполнительной власти. Они имеют узкую направленность правового регулирования, ограниченную сферой полномочий соответствующего органа.

Подзаконные нормативные акты должны соответствовать федеральным конституционным и федеральным законам, а также Конституции РФ. Подзаконные акты местных органов также должны соответствовать законам субъектов РФ. В этой иерархии проявляется высшая юридическая сила закона.

Поскольку гражданское законодательство в соответствии со ст 71 Конституции РФ относится к ведению Федерации, то источниками гражданского права могут быть только подзаконные акты федеральных органов власти.

Для обеспечения реализации своих полномочия Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. «Указ — это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане»11. Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации (ст.115 Конституции РФ).


Производство по принятию нормативных актов управления является одним из видов административных производств, которые осуществляются органами исполнительной власти. Всем федеральным органам исполнительной власти предоставлено право издавать нормативные акты управления по вопросам, отнесенным к их компетенции. Данные акты согласно иерархии нормативных актов должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ. «Правовые акты управления только тогда выполняют свое предназначение, когда они находят применение в практической деятельности органов управления и их должностных лиц, когда содержащиеся в них положения исполняются или осуществляются. Для этого правовой акт управления должен обладать юридической силой, под которой понимается его способность выступать в качестве административно-правовой формы реализации исполнительной власти, т.е. полностью соответствовать ее задачам, целям и функциям. Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия и издания»12.

Правовые акты управления являются формой осуществления управления, которая реализуется в деятельности органов исполнительной власти. Управление выступает в качестве одной из основополагающих функций данной ветви власти. Правовые акты управления выполняют различные задачи: конкретизируют содержание законов, создают условия для их реализации, определяют права и обязанности участников правоотношений в различных сферах. Нормативные акты широкого действия содержат нормы, определяющие права и обязанности неопределенного круга лиц. Акты Правительства, как высшего органа исполнительной власти содержат обычно ключевые положения по вопросам, входящим в компетенцию органов исполнительной власти. Они раскрывают и дополняют положения законов, принимаются в целях обеспечения их действия.

Особое место в системе источников гражданского права занимают постановления Пленума ВС РФ по гражданским делам. Эти акты относятся к актам судебной практики. По общему правилу правовой системы РФ акты судебной практики не относятся к источникам права. Но они содержат важные положения, касающиеся толкования и разъяснения отдельных положений законов. Поэтому, не являясь в строгом смысле этого слова, источниками права, Постановления Пленума ВС РФ активно используются в правоприменительной деятельности и играют значительную роль в судебной практике.