Файл: Лекция Формирование социальных отношений социальное действие и взаимодействие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция № 2. Формирование социальных отношений:

социальное действие и взаимодействие

2.1. Сущность социального действия

Природа сыграла большую роль в формировании социума, однако первой и важнейшей «единицей отсчета» социальной жизни, исходным элементов и единицей анализа социума является социальное действие – осознанное усилие индивида, направленное на достижение цели, находящееся в связи с действиями других, влияющее на них и испытывающее влияние поведения других.

Сознательный выбор цели – непременное условие социального действия. Оно совершаются на основе осознания ситуации и возможных последствий. Но действия приобретают социальный характер не только потому, что осознаются, но и потому, что ориентируются на реакцию других людей. Социальная жизнь – это система взаимных ожиданий и обязательств многих людей.

Ориентация действий индивида на реакцию других людей, по мнению М.Вебера, является своеобразным «индикатором», позволяющим отличить социальное действие отмнимого. «Социальное действие, - пишет М.Вебер, – включая невмешательство или терпеливое принятие - может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других».

Социальный характер действиям придают только социальные причины. М.Вебер привел такой пример. Предположим, что внезапно пошел дождь – и прохожие открыли зонты. Со стороны может показаться, что они сделали это, учитывая реакцию других прохожих, но на деле причиной этого действия была природная стихия. Открытие зонта, бегство от наводнения, пожара не является социальным действием.

Таким образом, отличительными чертами социального действия являются: преднамеренность, целенаправленность, сознательность, ориентированность на оценки и реакции других людей, повторяемость, регулярность, систематичность.

Когда люди учитывают в своих действиях ожидания других, социальные отношения обретают предсказуемость и стабильность.

Индивид не в состоянии просчитать до конца все свои действия, учесть возможные содействия и противодействия. Именно поэтому социальная жизнь полна неожиданностей. Но она всегда есть результат усилий самих людей, которые совершают различные выборы. Совокупность разнонаправленных действий и особенно их мотивы помогают понять сущность социума. Важнейшими мотивами деятельности людей, как установили А.Маслоу, К.Альдерфер, Д.Макклелланд, Ф.Герцберг, являются многообразные потребности
, как витальные (в пище, одежде, отдыхе, безопасности), так и социальные, специфически человеческие (потребность в общении, принадлежности к социальной группе, признании, творческом самовыражении).

Спорным в социологии остается вопрос о субъекте социального действия. В рамках социологического реализма, получившего наиболее полное воплощение в учении Э.Дюркгейма, считается, что это общество, «надиндивидуальная реальность», не сводимая к простой сумме индивидов. Общество предопределяет поведение индивида, предоставляя ему в пользование сложившиеся задолго до его рождения ценности, нормы, традиции.

Выразителем другого подхода - социологического номинализма - стал М.Вебер, настаивавший на том, что единственным реальным социальным субъектом является единичный индивид, реализующий во взаимодействии с другими индивидами свои цели. Любые формы коллективности (государство, общество, экономика, культура) – это результат совместной деятельности людей, а не ее начало.

Теория индивидуального действия Т.Парсонса (1902-1979) в некоторой степени примиряет крайности предшествующих концепций. Человек, реализуя свои потребности, ориентируется на определенную цель. Для ее достижения он выбирает из множества средств те, которые подходят ему и соответствуют условиям ситуации, одобряются (или нет) принятыми в обществе нормами и ценностями.

2.2. Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи

Человек связан с другими людьми множеством невидимых нитей. Эти связи могут быть разными по форме, продолжительности, значимости: кратковременными или долговременными, постоянными, важными или малозначимыми, неформальными или формальными. Безотносительно к своему характеру, социальная связь возникает тогда, когда существует зависимость индивидов друг от друга в процессе реализации их жизненных целей. Социальная связь - это зависимость, реализуемая через социальное действие.

Любая социальная связь характеризуется наличием таких элементов:

  • взаимодействующие субъекты;

  • интересующий их объект;

  • разделяемые субъектами правила, на основании которых будет строиться взаимодействие.

Каждый элемент по-своему важен для осуществления социальной связи, отсутствие хотя бы одного из них сделает ее невозможной.



Социальная связь осуществляется в форме социального контакта или социального взаимодействия. Социальный контактэто единичное, случайное, мимолетное действие, не оказывающее существенного влияния на жизнь и деятельность людей.

Ежедневно каждый из нас совершает множество таких действий: покупает проездной билет в автобусе, газету в киоске, батон хлеба в магазине, здороваемся с вахтером. Несмотря на многочисленность таких связей, они не играют серьезной роли в социальной жизни. Ведущее значение в ней имеетсоциальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие– регулярный, систематический, возобновляемый обмен действиями, ориентированными на ответную реакцию партнера, сопровождающийся усложнением социальных связей.

Вся жизнь сложноорганизованного (современного) общества основана на взаимодействиях - скоординированных, надежных и устойчивых связях – взаимодействиях. Государство, церковь, трудовые коллективы, общественные организации, социальные группы, семья – это различные формы социальных взаимодействий.

Современные исследователи Дж.Хоманс, П.Блау представили социальные взаимодействия как обменматериальными, моральными, эмоциональными ресурсами. По мнению Дж.Хоманса, «социальное поведение представляет собой обмен деятельностью, осязаемый или неосязаемый, приводящий к большему или меньшему вознаграждению и издержкам, в котором участвуют, по крайней мере, два человека».

Для того чтобы обмен действиями состоялся, каждый участник должен быть заинтересован в нем. Чем же так привлекает людей этот процесс? Прежде всего, ценностью средств обмена - материальных объектов или духовных качеств, способностей, достоинств и умений, которые в нашем понимании являются ценностью.

Обладая ими, мы имеем возможность приобрести в порядке обмена не менее ценные объекты или отношения. Ценности, участвующие в обмене, делят на материальные (деньги, товары) или социальные (уверенность в завтрашнем дне, безопасность), моральные (верность, дружба, любовь, уважение) или интеллектуальные (знания, профессиональные навыки), а также уступки, влекущие изменение поведения. Наиболее ценным средством вознаграждения, по мнению П.Блау, являются уступки, на которые одна сторона, пользуясь властью, вынуждает идти другую, находящуюся в зависимости от нее.

Для успешного взаимодействия люди должны придерживаться единых принципов, «правил игры» или постулатов, по выражению Дж. Хоманса:

А) постулат успеха: чем чаще какое-либо
действие приводит к вознаграждению, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же: «Рыбак, который забросил удочку в темную заводь и поймал рыбу, с большей охотой будет вновь рыбачить в темных заводях». Большим стимулирующим действием, по мнению Дж. Хоманса, обладают не регулярные, а спорадические вознаграждения (как в азартных играх). Они заставляют человека вновь и вновь повторять успешное действие.

Б) постулат ценности: чем большую ценность представляет для человека результат его действия, тем выше вероятность того, что он так поступит. Если нам важно одобрение конкретного человека, мы будем прилагать все усилия для того, чтобы его получить.

В) постулат насыщения – пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом человек получал определенные вознаграждения, тем меньшую ценность будет для него представлять каждое последующее вознаграждение.

Г) постулат рациональности: выбирая между альтернативными действиями, человек изберет то, которое одновременно обладает высокой ценностью и наиболее легко достижимо.

Д) постулат равновесия: вознаграждение индивида должно соответствовать его затратам по выполнению функциональных обязанностей. Иными словами, в социальной системе должно существовать единое и обязательное для всех участников правило вознаграждения, которое образно можно сформулировать так: каждому – по его труду (чем сложнее и качественнее выполненная работа и чем большее значение она имеет, тем выше должно быть ее вознаграждение).

Представленные Дж.Хомансом постулаты (принципы) социального взаимодействия раскрывают механизм формирования системы ценностей общества, в рамках которой индивид взвешивает собственные и чужие действия. На этих принципах формируются многообразные общественные отношения – от межличностных до международных.

2.3. Мотивация социального действия

Система социальных действий и взаимодействий образует социальную реальность - систему ценностных ориентиров общества. Её развитие происходило от случайных взаимодействий к систематическим, от преходящих, временных идеалов к устойчивым ценностям, которые раскрывают сущность того или иного общества.


Попытки выяснить зависимость характера общества от распространенных в нем мотивов социальных связей предпринимали многие исследователи. Так, Ф.Тённис обнаружил в человеческой истории два отличающихся типа организации социальной жизни – общину и общество, регулировавшихся на основе двух видов воли – инстинктивной (эмоциональной: дружба, любовь, семейно-родственные отношения) и рассудочной (в основе которой лежит стремление к достижению сознательно поставленной цели – государство, торговля).

Э.Дюркгейм различал механические солидарные связи примитивного общества и органическую солидарность развитого общества. Механическая солидарность основана на сходстве, эмоциональной близости индивидов, кровно-родственных узах, а органическая – на разделении труда, различиях выполняемых функций, порождающих взаимную зависимость индивидов. Органическая солидарность более требовательна, беспристрастна, объективна, связана не с конкретной личностью, а с выполняемыми ею функциями.

Вывод Ф.Тённиса и Э.Дюркгейма состоял в том, что социальная реальность развивается по пути от преимущественно эмоциональных отношений к рациональным. Эта идея получила дальнейшее развитие в работах М.Вебера (типология действий – см. лекция 1) и Т.Парсонса.

В жизни перечисленные виды социальных действий, как правило, сочетаются: люди сознательно стремятся к рационально обоснованным целям, соблюдают при этом традиции и принятые правила, жертвуют выгодой ради сохранения своего доброго имени, испытывают гнев, ненависть или эйфорию. Но в истории общественных отношений та или иная мотивация социального действия всегда доминирует: традиционная преобладает в традиционном обществе (в Европе этот тип общества существовал до XVIII века), а в современном господствуют рациональные мотивы. На их распространение, по мнению М.Вебера, огромное влияние оказал протестантизм, который поощрял такие качества личности как трудолюбие, дисциплина, бережливость, стремление к профессиональному успеху.

Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.