ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЛОК 2
БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
2.1. Онтология (теория бытия)
(с\р – 6 часов; семинары № 3)
-
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about) -
История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf) -
Пивоваров Д. В. Категории онтологии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Д. В. Пивоваров. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06295-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454794
2.1.1. Ключевые понятия *
Найдите в учебнике (см. литература к 2.1. – п.3) определения ключевых понятий философской онтологии, раскройте происхождение слов, обозначающих эти понятия в русском и в древних языках, заполните таблицу.
Понятия:
Чистое бытие. Абсолют. Единое. Существование. Субстанция. Сущность. Вещь. Время. Реальность. Имманентное. Трансцендентное. Объективный закон. Детерминизм. Форма. Материя. Целое. Ничто.
Понятие | Определение |
Чистое Бытие | безоговорочная, независимая от всякого опыта, реальность, которая существует независимо от нашего сознания и восприятия. |
Абсолют | высшая реальность, которая не зависит от чего-либо другого, а сама по себе является источником и основой всего существующего. |
Единое | принцип единства, объединяющий все сущее в единое целое. |
Существование | способность сущности взаимодействовать с физической или ментальной реальностью. |
Субстанция | понятие, которое обозначает основу или сущность, на которой основывается существование. |
Сущность | внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования. |
Вещь | отдельный объект материального мира, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования |
Время | фундаментальное свойство бытия, выраженное в форме движения, изменения и развития сущего из прошлого, через настоящее в будущее. |
Реальность | обозначает все, что существует и является реальным. |
Имманентное | нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне . |
Трансцендентное | то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. |
Объективный закон | существенное отношение явлений, обладающее признаками необходимости, какой-либо степени общности, бесконечности, повторяемости и устойчивости. |
Детерминизм | воззрение, согласно которому все события полностью определяются ранее существовавшими причинами. |
Форма | понятие определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. |
Материя | физическое вещество, в отличие от психического и духовного. |
Целое | предметы, включающие в себя в качестве составных частей другие предметы |
Ничто | отсутствие качественных определённостей либо бытия вообще. |
2.1.2. Ключевые концепции
Заполните таблицы (стремитесь к максимальной краткости без потери смысла)
2.1.2.1.Проблема первоначальности субстанций**
Концепция | Сущность | Один из представителей и краткая сущность его идей |
Материализм | Материя считается основой всего существующего и ее признают первичной. Материальность является единством мира. Пространство, время и движение существуют объективно как формы бытия материи и рассматриваются как атрибуты материи. | Гоббс. Конкретно определил понятие материи, однако больше акцентировал внимание на понятии формы, чем на материи. Он считал, что движение является атрибутом материи и служит ее способом существования. |
Объективный идеализм | Этот подход считает, что первоочередным элементом существования является не материя, а внечеловеческое сознание, которое признается первичным. Объективный идеализм, отличающийся от субъективного идеализма, утверждает, что первоосновой существующего является не личное, человеческое сознание, а некий объективный, сверхъестественный разум, известный как "абсолютный дух" или "мировой разум". Действительность делится на две части: "мир вещей" и "мир идей". | Платон утверждал, что мир идей является первичным и существует независимо от мира вещей, который считался вторичным. Это привело к тому, что его считают создателем первой идеалистической системы в мире. |
Субъективный идеализм | Субъективный идеализм отвергает идею объективной реальности, которая существует независимо от воли и сознания субъекта. Он утверждает, что мир, в котором субъект живет и действует, представляет собой совокупность ощущений, переживаний, настроений и действий субъекта, или по крайней мере, является неотъемлемой существенной частью мира. | Фихте. Он видит главный закон взаимодействия противоположностей и развивает диалектику как философский метод. |
2.1.2.2. Проблема количества субстанций
Концепция | Сущность | Один из представителей и краткая сущность его идей |
Материалистический монизм | Сводил психические процессы к физическим реакциям, рассматривая сознание как результат материальных процессов. | Б. Спиноза считал, что все в универсуме, включая сознание, можно объяснить через материальные причины и законы. Он признавал только одно основное начало - материю, а дух и мышление рассматривал как её производные формы. |
Идеалистический монизм | В идеалистическом монизме существует единое начало - дух, который представлен в различных формах, таких как бог, абсолют, идея, сознание и т.д. | Идея идеалистического монизма Гегеля заключается в том, что все сущее в универсуме является проявлением единого абсолютного духа, который является высшей реальностью и понимается как целостный и неделимый. |
Дуализм | Философское учение утверждает, что материальное и духовное начала вселенной равнозначны и не могут быть сведены друг к другу, они представлены как физическое и психическое, тело и душа. | Идея дуализма Декарта заключается в разделении мира на две сущности: материальную (тело) и духовную (душа), которые взаимодействуют между собой, но являются независимыми друг от друга. |
Пантеизм | Это философское учение исходит из концепции о Божественном начале, которое является безличным, а также утверждает, что все существующие вещи имеют связь с Божественной сущностью. | Идея пантеизма Мальбранша заключается в том, что Бог является всемирным духом, включающим в себя всё сущее, и что он непосредственно воздействует на мир через свои мыслительные акты, которые Мальбранш называл "всеобщим разумом". Таким образом, все вещи и события в мире являются проявлением Божественного разума. |
Плюрализм | Плюрализм - это философская концепция, которая утверждает, что существует множество различных форм познания и методов исследования, которые равноправны, независимы и не могут быть сведены друг к другу (так называемый "эпистемологический плюрализм"), либо множество различных форм бытия, которые также равноправны и не могут быть сведены друг к другу (так называемый "онтологический плюрализм"). | Идея плюрализма файербенда заключается в том, что мир состоит из множества независимых реальностей, которые он называл "монадами". Каждая монада является закрытой и относительно независимой сущностью, но они взаимодействуют друг с другом, образуя сложную гармоничную вселенную. |
2.1.3. Парменид и проблема бытия **
Сравните тезисы Парменида и Р. Декарта
«мыслить и быть – одно и то же» (Парменид) «мыслю, следовательно, существую» (Декарт) |
Тезис Парменида "мыслить и быть – одно и то же" подразумевает, что мысль и бытие не могут разделяться, то есть то, что мы мыслим, существует так же реально, как и мысль сама по себе. Тезис Декарта "мыслю, следовательно, существую" утверждает, что мысль о существовании является неотъемлемой частью существования самого себя. То есть мышление не только свидетельствует о нашем существовании, но и является необходимым условием для того, чтобы мы могли осознать своё существование. Таким образом, оба тезиса связаны с идеей о том, что мысль и существование не могут быть разделены, но Парменид считал, что они идентичны, а Декарт - что они взаимосвязаны. |
2.1.4. Платон и проблема бытия **
Прочитайте фрагмент из диалога Платона «Софист». Ответьте на вопросы после текста.
Чужеземец. Одни всё совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же, всех же тех, кто говорит, будто существует нечто бестелесное, они обливают презрением, более ничего не желая слышать.
Теэтет. Ты назвал ужасных людей; ведь со многими из них случалось встречаться и мне.
Чужеземец. Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.
Теэтет. Правильно.
Чужеземец. Значит, нам надо потребовать от обеих сторон порознь объяснения, что они считают бытием.
Теэтет. Как же мы его будем требовать?
Чужеземец. От тех, кто полагает бытие в идеях, легче его получить, так как они более кротки, от тех же, кто насильственно все сводит к телу, труднее, да, может быть, и почти невозможно. Однако, мне кажется, с ними следует поступать так...
Теэтет. Как?
Чужеземец. Всего бы лучше исправить их делом, если бы только это было возможно; если же так не удастся, то мы сделаем это при помощи рассуждения…
1. | Сформулируйте смысл общего содержания отрывка. | В отрывке рассказывается о споре между сторонниками двух различных философских позиций: тех, кто полагает, что бытие сводится к телесному, и тех, кто утверждает, что истинное бытие – это умопостигаемые идеи. |
2. | Как понимают бытие те, кто «насильственно всё сводят к телу»? Каковы могут быть их аргументы в свою пользу? | Те, кто «насильственно всё сводят к телу», считают, что существует только то, что можно осязать и прикоснуться к нему. Они отрицают существование бестелесных и нематериальных сущностей, их аргументы в пользу этой позиции могут быть основаны на наблюдении за физическим миром и опыте. |
3. | Каковы могут быть аргументы тех, кто полагает бытие как умопостигаемые идеи? | Сторонники идеи, что истинное бытие – это умопостигаемые идеи, считают, что существуют нематериальные сущности, которые можно увидеть только умом. Они могут использовать аргументы, основанные на опыте мышления и философских размышлениях. |
4. | Почему Теэтет называет сторонников «телесного» бытия ужасными людьми? | Теэтет называет сторонников «телесного» бытия ужасными людьми, потому что они ограничивают себя только материальным миром и отказываются от возможности познать что-то большее и более глубокое, что находится за пределами материального мира. |