Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Практическое занятие №7


Выполнил:

Обучающийся Сарапулова Мария Яковлевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Практическое занятие №7

Цель занятия: закрепление знаний о технологии работы над изложением и сочинением в начальной школе, формирование умения применять эти знания для решения практических задач.

Задание 1.

Подберите по одному тексту для изложений для каждого класса начальной школы: для 2 класса, для 3 класса, для 4 класса. 

Класс

Текст изложения

2

Зайчик.

В живом уголке жил маленький зайчик. Шерсть у зайчика серенькая, уши длинные, хвостик короткий.

Сначала зайчик всех боялся, а потом привык. Он стал брать морковь и капусту прямо из рук.

Школьникам нравилось ухаживать за зайчиком.

3

Пример аккуратности.

Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку и мышку – не пропустит. Но он ест и насекомых, отыскивает их в земле и вытаскивает сильными медвежьими лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.

Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто, нет костей, остатков еды. Он устраивает уборные – глубокие ямы в пяти – шести метрах от норы.

Даже на охоту барсук не идёт, пока не наведёт туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски.

4

Орел и кошка

За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.

Вдруг появился степной орел. Молнией спустился он с вершины и схватил одного котенка. Орел не успел взлететь, а мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котенка и схватился с кошкой. Закипела битва.

У орла были могучие крылья, крепкий клюв и сильные лапы с длинными кривыми когтями. Он рвал кожу кошки и выклевал глаз. Но кошка крепко вцепилась в орла когтями. Она собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. Потом она перекусила ему горло. Кошка забыла про свои раны. Она облизывала израненного котенка.

(По Л. Толстому)


Источник:

https://infourok.ru/teksty-izlozhenij-4-klass-umk-shkola-rossii-4032797.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/09/21/teksty-dlya-izlozheniy-3-klass-umk-shkola-rossii

https://multiurok.ru/files/tieksty-izlozhienii-2-klass.html

Задание 2.

а) Прочитайте текст изложения для 1 полугодия 4 класса:

Гости

Серёжа сделал под окном кормушку для птиц. В морозные дни по нескольку раз мальчик кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.

Первое время к кормушке прилетали только воробьи. Но вот однажды он заметил среди них синичку. Зимняя стужа загнала её сюда.

Новая гостья охотно посещала его столовую. Серёжа подвесил к ниточке кусочек сала. Синичка мигом догадалась, что это угощение для неё. Она зацепилась за сало лапками и стала клевать.

Кормил Серёжа своих птиц всегда утром в одно и то же время. Воробьи это время уже ждали. Но особенно ждала завтрак синичка.

(По В. Чаплиной)

б) Разработайте вступительную беседу для работы над данным изложением.

Вступительная беседа(для большей эффективности можно использовать мультимедийную презентацию):

— Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?



— Как мы можем помочь птицам прокормиться холодной зимой? Что делают люди для того, чтобы помочь птицам и животным?





— Ребята, кто-нибудь из вас дела кормушки для птиц? А знаете ли вы, чем подкармливают птичек зимой?

— Как называются птички, которые прилетали покормиться в ваши кормушки?

— Сегодня мы с вами будем писать изложение. Давайте вспомним, что мы должны сделать для хорошего выполнения этой работы:

  1. Узнаем содержание

  2. Ответим на вопросы

  3. Составим план текста, определим ключевые слова

  4. Объясним написание орфограмм

  5. Напишем текст изложения

в) Заполните таблицу: 



п/п

План изложения

Рабочие материалы (опорные слова и выражения)

Орфографические трудности (слова с неизученными орфограммами)

1

 Кормушка для птиц

 Сделал, кормил, холод, легче

 Морозные, воробьи, однажды, синичка, охотно, посещала, мигом, догадалась, что; особенно, мигом, завтрак.

 

2

 Первые гости

 Воробьи, заметил, синичка, стужа, загнала

3

 Угощение для синички

 Посещала, подвесил, догадалась, зацепилась, стала клевать

4

 Друзья

 Кормил, ждали

  

Задание 3. Опишите работу по подготовке к сочинению в начальной школе. Для этого:

а) Сформулируйте тему сочинения с сосредоточенной по времени подготовкой (и подготовка, и написание сочинения реализуются на одном уроке).

« Весенние цветы» (Материал: Скребицкий «Художник-Весна») 2 класс.

б) Разработайте вступительную беседу по подготовке к сочинению.

  • Почему автор называет Весну художником?

  • Как разукрасила Весна-Красна сережки осины и тополя, цветы на деревьях, цветы калужницы?

  • Какие цветы появились первыми, и с чем сравнивает их автор?

  • Почему автор использует такое сравнение?

  • Как Скребицкий показывает, что цветов много?

  • Кто был в лесу весной?

  • Кто видел первоцвет?

  • Какие цветы мы называем подснежниками?

  • Опишите их.

  • Где можно их встретить?

в) Заполните таблицу по подготовке к написанию этого сочинения: 

п/п

План сочинения

Рабочие материалы (опорные слова и выражения)



Весна в лесу.

Наступила, лужицы, проталины, шоколадные, коричневые, березовые ветки, почки.

Подснежники, вереница, медуница, мать-и-мачеха, сон-трава или пострелы, голубоватый, мохнатые, голубовато-лиловые, колокольчики.



 Первые цветы.




 Как хорошо в лесу весной.



 Источник:

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/180671-metodika-raboty-nad-sochineniem-v-nachalnoj-s

Задание 4.

Разработайте календарно-тематическое планирование уроков развития речи в начальной школе (класс по выбору) на 1 учебный год.

Класс 3

Календарно-тематическое планирование уроков развития речи в 3 классе. Предмет: Русский язык. УМК «Школа России»

Примерная дата

Тема

Кол-во часов

Формы работы по развитию речи

11.09

Р. р. Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли.

1

 познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

8.10

Р.р. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста.

1

повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.

26.10

Р.р. Составление плана текста под руководством учителя.

1

учить составлять план

27.10

Р.р. Письменное изложение текста повествовательного характера

1

учить писать изложение

28.10

Р.р. Изложение текста с элементами описания

2

учить писать изложения с элементами описания.

29.10

30.10

Р.р. Изложение текста с элементами рассуждения по плану, составленному коллективно.

2

учить писать изложения с элементами рассуждения.

3.12

Р. р. Сочинение по сюжетному рисунку.

1

учить составлять рассказ по рисунку

4.12

Р. р. Изложение текста повествовательного характера.

1

учить писать изложения с элементами описания и рассуждения.

16.12

Р. р. Сочинение по серии сюжетных рисунков

1

учить составлять рассказ по картинке.

18.12

Р. р. Сочинение на тему «Моя любимая игра»

1

написать сочинение на заданную тему.

19.01

Р. р. Написание короткого письма о своих делах

2

научить писать письма.

12.02

15.02

Р. р. Написание приглашения

2

научить писать приглашения

20.02

Р. р. Сочинение на тему «Весна пришла»

1

учить писать сочинение по картине.

24.03

Р. р. Написание объявления.

1

научить писать объявления

11.03

Р. р. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания

1

использовать речевые средства в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.




Итого

19







Пермь - 2021