Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания
Практическое занятие №7
Выполнил:
Обучающийся Сарапулова Мария Яковлевна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Практическое занятие №7
Цель занятия: закрепление знаний о технологии работы над изложением и сочинением в начальной школе, формирование умения применять эти знания для решения практических задач.
Задание 1.
Подберите по одному тексту для изложений для каждого класса начальной школы: для 2 класса, для 3 класса, для 4 класса.
Класс | Текст изложения |
2 | Зайчик. В живом уголке жил маленький зайчик. Шерсть у зайчика серенькая, уши длинные, хвостик короткий. Сначала зайчик всех боялся, а потом привык. Он стал брать морковь и капусту прямо из рук. Школьникам нравилось ухаживать за зайчиком. |
3 | Пример аккуратности. Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку и мышку – не пропустит. Но он ест и насекомых, отыскивает их в земле и вытаскивает сильными медвежьими лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат. Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто, нет костей, остатков еды. Он устраивает уборные – глубокие ямы в пяти – шести метрах от норы. Даже на охоту барсук не идёт, пока не наведёт туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски. |
4 | Орел и кошка За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива. Вдруг появился степной орел. Молнией спустился он с вершины и схватил одного котенка. Орел не успел взлететь, а мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котенка и схватился с кошкой. Закипела битва. У орла были могучие крылья, крепкий клюв и сильные лапы с длинными кривыми когтями. Он рвал кожу кошки и выклевал глаз. Но кошка крепко вцепилась в орла когтями. Она собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. Потом она перекусила ему горло. Кошка забыла про свои раны. Она облизывала израненного котенка. (По Л. Толстому) |
Источник:
https://infourok.ru/teksty-izlozhenij-4-klass-umk-shkola-rossii-4032797.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/09/21/teksty-dlya-izlozheniy-3-klass-umk-shkola-rossii
https://multiurok.ru/files/tieksty-izlozhienii-2-klass.html
Задание 2.
а) Прочитайте текст изложения для 1 полугодия 4 класса:
Гости
Серёжа сделал под окном кормушку для птиц. В морозные дни по нескольку раз мальчик кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.
Первое время к кормушке прилетали только воробьи. Но вот однажды он заметил среди них синичку. Зимняя стужа загнала её сюда.
Новая гостья охотно посещала его столовую. Серёжа подвесил к ниточке кусочек сала. Синичка мигом догадалась, что это угощение для неё. Она зацепилась за сало лапками и стала клевать.
Кормил Серёжа своих птиц всегда утром в одно и то же время. Воробьи это время уже ждали. Но особенно ждала завтрак синичка.
(По В. Чаплиной)
б) Разработайте вступительную беседу для работы над данным изложением.
Вступительная беседа(для большей эффективности можно использовать мультимедийную презентацию):
— Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
— Как мы можем помочь птицам прокормиться холодной зимой? Что делают люди для того, чтобы помочь птицам и животным?
— Ребята, кто-нибудь из вас дела кормушки для птиц? А знаете ли вы, чем подкармливают птичек зимой?
— Как называются птички, которые прилетали покормиться в ваши кормушки?
— Сегодня мы с вами будем писать изложение. Давайте вспомним, что мы должны сделать для хорошего выполнения этой работы:
-
Узнаем содержание -
Ответим на вопросы -
Составим план текста, определим ключевые слова -
Объясним написание орфограмм -
Напишем текст изложения
в) Заполните таблицу:
№ п/п | План изложения | Рабочие материалы (опорные слова и выражения) | Орфографические трудности (слова с неизученными орфограммами) |
1 | Кормушка для птиц | Сделал, кормил, холод, легче | Морозные, воробьи, однажды, синичка, охотно, посещала, мигом, догадалась, что; особенно, мигом, завтрак. |
2 | Первые гости | Воробьи, заметил, синичка, стужа, загнала | |
3 | Угощение для синички | Посещала, подвесил, догадалась, зацепилась, стала клевать | |
4 | Друзья | Кормил, ждали |
Задание 3. Опишите работу по подготовке к сочинению в начальной школе. Для этого:
а) Сформулируйте тему сочинения с сосредоточенной по времени подготовкой (и подготовка, и написание сочинения реализуются на одном уроке).
« Весенние цветы» (Материал: Скребицкий «Художник-Весна») 2 класс.
б) Разработайте вступительную беседу по подготовке к сочинению.
-
Почему автор называет Весну художником? -
Как разукрасила Весна-Красна сережки осины и тополя, цветы на деревьях, цветы калужницы? -
Какие цветы появились первыми, и с чем сравнивает их автор? -
Почему автор использует такое сравнение? -
Как Скребицкий показывает, что цветов много? -
Кто был в лесу весной? -
Кто видел первоцвет? -
Какие цветы мы называем подснежниками? -
Опишите их. -
Где можно их встретить?
в) Заполните таблицу по подготовке к написанию этого сочинения:
№ п/п | План сочинения | Рабочие материалы (опорные слова и выражения) |
| Весна в лесу. | Наступила, лужицы, проталины, шоколадные, коричневые, березовые ветки, почки. Подснежники, вереница, медуница, мать-и-мачеха, сон-трава или пострелы, голубоватый, мохнатые, голубовато-лиловые, колокольчики. |
| Первые цветы. | |
| Как хорошо в лесу весной. |
Источник:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/180671-metodika-raboty-nad-sochineniem-v-nachalnoj-s
Задание 4.
Разработайте календарно-тематическое планирование уроков развития речи в начальной школе (класс по выбору) на 1 учебный год.
Класс 3
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи в 3 классе. Предмет: Русский язык. УМК «Школа России»
Примерная дата | Тема | Кол-во часов | Формы работы по развитию речи |
11.09 | Р. р. Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. | 1 | познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом. |
8.10 | Р.р. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста. | 1 | повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте. |
26.10 | Р.р. Составление плана текста под руководством учителя. | 1 | учить составлять план |
27.10 | Р.р. Письменное изложение текста повествовательного характера | 1 | учить писать изложение |
28.10 | Р.р. Изложение текста с элементами описания | 2 | учить писать изложения с элементами описания. |
29.10 30.10 | Р.р. Изложение текста с элементами рассуждения по плану, составленному коллективно. | 2 | учить писать изложения с элементами рассуждения. |
3.12 | Р. р. Сочинение по сюжетному рисунку. | 1 | учить составлять рассказ по рисунку |
4.12 | Р. р. Изложение текста повествовательного характера. | 1 | учить писать изложения с элементами описания и рассуждения. |
16.12 | Р. р. Сочинение по серии сюжетных рисунков | 1 | учить составлять рассказ по картинке. |
18.12 | Р. р. Сочинение на тему «Моя любимая игра» | 1 | написать сочинение на заданную тему. |
19.01 | Р. р. Написание короткого письма о своих делах | 2 | научить писать письма. |
12.02 15.02 | Р. р. Написание приглашения | 2 | научить писать приглашения |
20.02 | Р. р. Сочинение на тему «Весна пришла» | 1 | учить писать сочинение по картине. |
24.03 | Р. р. Написание объявления. | 1 | научить писать объявления |
11.03 | Р. р. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания | 1 | использовать речевые средства в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. |
| Итого | 19 | |
Пермь - 2021