ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фонд тестовых заданий
Тема 1, 2: Предмет и методы философии. Природа.
1. В какой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга?
а) в научной,
б) в религиозной,
в) в мифологической,
г) в философской.
2. Как соотносятся между собой философия и наука?
а) философия является частью науки,
б) наука является частью философии,
в) философия и наука частично включаются друг в друга,
г) философия и наука исключают друг друга.
3. Что отражает в себе предмет философии?
а) уникальность мира,
б) всеобщность мира,
в) полезность мира,
г) упорядоченность мира.
4. В отличие от науки, философия …
а) является систематизированным знанием,
б) внутренне непротиворечива,
в) опирается на факты,
г) постигает мир в его универсальной целостности.
5. Как называется функция философии, связанная с разработкой и осмыслением способов познания мира?
а) гуманистическая,
б) критическая,
в) методологическая,
г) мировоззренческая.
6. Для развития философии не характерно:
а) преемственность,
б) влияние научных достижений,
в) ценностная составляющая,
г) догматизм.
7. Основной вопрос философии – это:
а) учение о бессмертии индивидуальной души,
б) вопрос о соотношении сознания и бытия,
в) учение о гармоничном развитии личности,
г) проблема происхождения жизни и разума.
8. Из каких двух уровней состоит мировоззрение?
а) эмоционально-образного и логико-рассудочного,
б) обыденно-практического и теоретического,
в) индивидуального и общественного,
г) объективного и субъективного.
9. Гносеология занимается проблемами (исключить лишнее):
а) изучения происхождения и сущности сознания,
б) выявления познавательных способностей человека,
в) определения критериев истинности и ложности знаний,
г) обоснования сакральной, сверхъестественной природы сознания.
10. Характерной чертой мифологической картины мира является …
а) стремление познать причинно-следственные связи между явлениями,
б) связь с философскими размышлениями,
в) перенос основных черт человеческого рода на мироздание,
г) рациональный характер познания.
Тема 4, 5, 6. Культура. Общество. Человек
1. Что быстрее изменяется в процессе общественного производства?
а) производительные силы,
б) способ производства,
в) производственные отношения,
г) формы собственности на средства производства.
2. В чем состоит главная причина разделения общества на классы?
а) наследие, переходящее людям из поколения в поколение,
б) собственность на средства производства,
в) различие между людьми по способностям,
г) трудолюбие одних людей и ленность других.
3. Социальная сфера общества включает в себя …
а) средства производства,
б) государственные структуры,
в) общности людей,
г) транснациональные корпорации.
4. Выберите правильное определение практики.
а) материальная деятельность по преобразованию мира,
б) основная форма и способ духовной жизни общества,
в) производственная деятельность людей, создающая благо,
г) любая деятельность людей, в которой достигаются цели.
5. Что Арнольд Тойнби считал основным объектом философского изучения истории?
а) общественно-экономические формации,
б) национально-исторические системы,
в) духовно-исторические основы общества,
г) культурно-исторические типы общества.
6. Основанием общественной жизни в марксизме считается…
а) наука,
б) рост населения,
в) нормативные установления,
г) способ производства.
7. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей,
а) право,
б) политика,
в) мораль,
г) религия.
8. «В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет ………(вставить нужный вариант)».
а) свобода,
б) информация,
в) капитал,
г) национальное самоопределение.
9. Кто открыл закон определяющей роли материального производства в жизни общества:
а) Аристотель,
б) Г.В.Ф. Гегель,
в) О. Конт,
г) К. Маркс.
10. Какие качества определяют сущность в структуре личности?
а) социальные,
б) биологические,
в) физические,
г) психологические.
11. Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?
а) аксиология,
б) квиетизм,
в) герменевтика,
г) фидеизм.
11.Что является определяющим признаком для понятия «ценности»?
а) справедливость и добропорядочность,
б) драгоценности и богатство.
в) то, что значимо в жизни,
г) то, что является необходимым в жизни.
12. Согласно экзистенциалисту Ж.П. Сартру, свобода для человека – это:
а) завоевание цивилизации,
б) великое счастье,
в) неизбежное тяжкое бремя,
г) недостижимая мечта.
13. К биологизаторским концепциям сущности человека относится …
а) экзистенциализм,
б) феноменология,
в) социал-дарвинизм,
г) марксизм.
14. Антропный принцип заключается в следующем:
а) человек – это «биологически недостаточное существо»,
б) вселенная обладает свойствами, благоприятными для существования человека как высшей формы жизни,
в) мир – это процесс, «открытая вселенная», непрерывно формирующаяся под воздействием человеческих поступков,
г) человеческое существование детерминировано космическими эволюционными процессами.
15 Кантовский «категорический императив» – это:
а) религиозная заповедь,
б) социально-правовое требование,
в) безусловное нравственное повеление,
г) экономический закон.
16. Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется …
а) совокупностью производственных отношений,
б) божественным предопределением,
в) собственным выбором человеком своих целей,
г) непостижимой судьбой.
17. Что означает понятие «антропогенез»?
а) возникновение человека;
б) совокупность генетических признаков человека;
в) соответствует термину «человеческий ген»;
г) раздел науки о человеке.
18. Кто создал научные основы концепции эволюционного происхождения человека?
а) К. Линней,
б) Д. Бруно,
в) Ч. Дарвин,
г) К. Маркс и Ф. Энгельс.
19. Сторонники аскетизма проповедуют …
а) отречение от мирских соблазнов,
б) извлечение пользы из всего,
в) наслаждение жизнью,
г) альтруизм во имя служения идеалам.
20. Цель оправдывает средства, считают представители …
а) прагматизма,
б) гедонизма,
в) аскетизма,
г) провиденциализма.
Тема 6. Познание
1. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
а) суждение,
б) представление,
в) воображение,
г) убеждение.
2. Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
а) интуиция,
б) предвосхищение,
в) понятие,
г) озарение.
3. Каким является содержание истины?
а) субъективным,
б) объективным,
в) трансцендентальным,
г) конвенциональным.
4. Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?
а) абстрагирование,
б) обобщение,
в) индукция,
г) редукция.
5. Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос…
а) о средствах познания,
б) о формах познания,
в) об истине,
г) об уровнях познания.
6. Согласно классической позиции, истина есть …
а) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации,
б) правда,
в) то, что признается таковым большинством,
г) соответствие знаний объективной реальности.
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях, есть …
а) понятие,
б) суждение,
в) дефиниция,
г) термин.
8. Вид познания, не обладающий доказательной силой, основанный на здравом смысле, называется …
а) абстрактным,
б) теоретическим,
в) обыденным,
г) научным.
9. В философии «агностицизм» - это…
а) рассмотрение процесса познания,
б) рассмотрение объектов познания,
в) отрицание принципиальной возможности познания мира,
г) сомнение в возможности познания мира.
10. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она…
а) абстрактна,
б) объективна,
в) субъективна,
г) абсолютна.
11. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм?
а) единственным источником познания является интуиция,
б) источником познания является опыт,
в) источником познания является разум,
г) источником познания являются ощущения.
12. Получение знания без осознания процесса логических рассуждений, ведущих к нему есть …
а) интроспекция,
б) интуиция,
в) интенция,
г) дефиниция.
Тема 7.8 Наука. Техника
-
Форма научного знания, содержащая предположения и нуждающаяся в доказательстве, есть …
-
теория, -
принцип, -
закон, -
гипотеза,
-
Совокупность каких признаков обязательна для научной теории?
-
системность, непротиворечивость, объективность, проверяемость, универсальность; -
непротиворечивость, проверяемость, принципиальная опровержимость, объективность, системность; -
объективность, непротиворечивость, очевидность, системность, проверяемость; -
проверяемость, непротиворечивость, объективность, системность, неизменность.
-
К эмпирическому уровню научного познания относится …
-
выдвижение гипотез, -
построение картины мира, -
построение теории, -
анализ фактов.
-
Расположите перечисленные формы научного познания в соответствии с последовательностью, которая имеет место в реальном процессе научного познания: 1) теория; 2) факт; 3) гипотеза; 4) проблема.
-
1, 3, 2, 4; -
4, 2, 3, 1; -
2, 4, 1, 3; -
2, 4, 3, 1.
-
Начало научно-технической революции приходится на период …
-
начала XIX в., -
середины XX в., -
конца XIX в., -
начала XX в.
-
Какое положение верно отражает соотношение науки и этики в реальном процессе научного познания?
-
Все, что объективно истинно, то нравственно; -
Достижения науки не могут быть безнравственными; -
Научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными; -
Нравственная оценка относится только к использованию научных положений.
-
Этот философ считал, что техника убийственно действует на душу
-
Э. Тоффлер, -
Н. Бердяев, -
Д. Белл, -
У. Ростоу.
-
Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху…
-
античности, -
средних веков, -
Возрождения, -
Нового времени.
-
Второй период научно-технической революции приходится на …
-
начала XIX в., -
середины XX в., -
конца XIX в., -
70-ые гг. XX в.
-
Техническая революция сопровождается….
-
созданием атомной энергетики, -
машинизацией производства, -
возникновением генной инженерии, -
применением нанотехнологий.
-
Укажите, в каком из суждений нашла отражение точка зрения антисциентизма:
-
наука - источник прогресса человеческого общества; -
научные достижения могут быть использованы как на благо, так и во зло; -
объективная истина представляет собой абсолютную ценность, которая стоит вне всякой этической оценки; -
наука есть институт, который в современных условиях стал враждебен человеку, он ведет к дегуманизации природы и общества.