Файл: Тема. Моря, омывающие берега России. 8 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема. Моря, омывающие берега России.

8 класс

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России;

формировать умение давать характеристику морей;

оценить природные ресурсы российских морей;

раскрыть экологические проблемы морей России.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.

Предметные: формирование представлений и знаний о морях, омывающих берега России, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании.

Метапредметные: формирование умений:

1) анализировать и обсуждать вопросы о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути;

2) работать с текстом и географическими картами;

3) создавать таблицы и схемы.
Формирование УУД на данном уроке:

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2.Анализировь все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

 

 

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

 

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения задач, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Основное содержание: особенности российских морей, моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов;
ресурсы морей и их использование человеком, экологические проблемы морей.

Деятельность обучающихся:

выявлять особенности морей России;

наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты;

составлять описание моря по плану;

сравнивать моря на основе физической карты.

Ценностный компонент урока: Россия — морская держава, море — уникальный природный комплекс; бережное отношение к ресурсам морей и рациональное их использование.

Оборудование: физическая карта России, схема «Ресурсы моря».

УМК: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.

Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока

Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим с Вами путешествие в необыкновенный мир объектов гидросферы Мирового океана. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. Многие города построены на их берегах. С ними связаны многие исторические события.

Учитель--Задание:

(Вариант 1)Человек никогда не видел море. Как вы ему объясните, что такое море.

(Вариант 2) Или учитель обращается к художественному полотну, демонстрируя репродукции И.К. Айвазовского

Учитель Задание: Каким вы представляете или видите море?

Сравните море на любых двух картинах или фотографиях. ( Картина И.К. Айвазовского «Утро на море», «Девятый вал»).

Ребята должны сказать как можно больше эпитетов, характеризующих море.

Примерный вариант ответов --(теплое, ласковое, холодное, штормовое, бушующие, прозрачность воды, безбрежные просторы, зеленое, синее, рыжеватое, полный штиль, мягкое и гладкое, спокойное с синеватым отливом, золотистое, чистое, тревожное, темные глубины, раскатистое, перебирающее гальку, густая пучина моря, волна как пасть разъяренного тигра, страшное, угрожающее, волны-горы, величие и мощь морской пучины, сказочно-волшебное)

В это время учитель

Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 года. Его картины просто зачаровывают. Зритель готов просто раствориться в морских пучинах. Многочисленные пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны. Небесная чистота и сияние солнечных отблесков на безмолвной поверхности воды на картине «Утро на Море» или яркое пятно заката на фоне грозных, бушующих волн на картине «Девятый Вал». На многих полотнах Айвазовский показал море как грозную стихию, с её огромными пенящимися волнами и бунтарским характером.(слайды картин)



.

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока и задач, которые будут решаться на уроке.
Эпиграфом нашего урока будут слова

Россия – морская держава.

Она в штормовые ветра

Свой парус холщовый держала

Ещё до деяний Петра.

П.С. Комаров

В начале урока обучающиеся на основе имеющихся предметных знаний по географии пытаются сформулировать, что такое море.

Этап 2. Формулирование темы и цели урока.

Как Вы думаете, на какие  вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?

– Что мы будем изучать сегодня на уроке?

– Зачем  нам в жизни нужны знания о морях?

– Как можно охранять и сохранять воды морей от загрязнения?
Учитель задаёт вопросы: «Чем отличается море от океана? Как различаются моря?» Затем он просит привести примеры внутренних и окраинных морей.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении    нового материала.

По физической карте России ученики выясняют, что берега России омывают 12 морей трёх океанов и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну. Они называют эти моря и определяют бассейны океанов, к которым они относятся. Делают вывод, что моря разные.

Учитель: в течение урока мы будем решать проблему «Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря?»

Учитель ставит перед учащимися вопрос: « Предложите план изучения морей океанов, которые омывают территорию России».

Класс разбивается на группы, по 4-5 человек. Идёт обсуждение плана изучения морей океанов (далее все группы работают по плану).

С природными особенностями российских морей обучающиеся знакомятся самостоятельно.
Группа 1.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, пользуясь учебником и атласом "Физическая карта России ".

Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Северного Ледовитого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды.
План.

  1. Назвать и показать на физической карте России моря Северного Ледовитого океана.

  2. Внутренние или окраинные моря?

  3. Материковая отмель (шельф)?

  4. Соленость морей?

  5. Климат морей?

  6. Природа морей Северного Ледовитого океан.


Сделайте вывод:

Все моря ______, кроме _______моря.

Моря расположены на _______отмели.

Соленость морей _______океанической.

Климат _______, не замерзает только ____море, благодаря поступлению ______вод ________течения.

Через моря Северного Ледовитого океана проходит _________.

Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда _______.
Группа 2.

Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Атлантического океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природу.

План.

  1. Охарактеризуйте моря Атлантического океана и покажите их на карте.

  2. Внутренние или окраинные моря?

  3. Материковая отмель (шельф)?

  4. Соленость морей?

  5. Климат морей?

  6. Природа морей Атлантического океана.

Сделайте вывод:

Все моря _______, т.е. соединяются узкими проливами. Например, Черное море с Атлантическим океаном через пролив __________, Мраморное – через пролив ___.

Самым глубоким является _________, а самым мелководным ________.

Черное море расположено _________впадине.

Группа 3.

Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Тихого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природные явления.
План.

  1. Охарактеризуйте моря Тихого океана и покажите их на карте.

  2. Внутренние или окраинные моря?

  3. Материковая отмель (шельф)?

  4. Почему часты природные явления (цунами)?

  5. Соленость морей?

  6. Климат морей?

  7. Природа (флора и фауна) морей Тихого океана.

Сделайте вывод:

Все моря Тихого океана ________и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово __________-, Охотское_______, Японское________. У них почти отсутствует _______зона. Все моря имеют _________глубину.

Природа Морей _____.

Моря _______, не замерзает только _________море.

Все моря расположены в зоне _____________кольца, поэтому здесь часты _________, а по берегам ________.

Группа 4.

Цель: пользуясь содержанием параграфа 25,26, дополнительными источниками охарактеризовать природные ресурсы (биологические, минерально - сырьевые, транспортные, рекреационные, энергию морских приливов и отливов).

План.

  1. Какие моря богаты биологическими ресурсами и почему?

  2. В каких морях добывают минеральные ресурсы?

  3. Какое море имеет самые богатые рекреационные ресурсы? Назовите курортные города России?

  4. Опережающее задание. Северный морской путь –важнейшая транспортная магистраль России.

Вывод: промысловое значение океанов, какие полезные ископаемые добывают в морях, омывающих берега России.

Группа 5.

Цель: найдите пути улучшения экологической ситуации морей.

План

  1. Докажите фразу: в 20 веке обострилась экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться. Назовите причины?

  2. Какие моря наиболее загрязнены? Почему.

  3. Предложите свои пути улучшения экологической ситуации:

  • использование безотходного производства на побережьях и берегах рек

  • Строительство очистных сооружений

  • Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей

  • Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).

Вывод: учащиеся самостоятельно предлагают пути по улучшению экологической ситуации.
Группа 6.

Цель: изучить внутреннее море - озеро Каспийское.

План

  1. Рассмотреть Каспийское море на физической карте атласа и отметить в контурной карте;

  2. Почему данное море называется озером;

  3. Чем отличается море от озера?

  4. Какие природные богатства известны в Каспийском море;

  5. Какие проблемы возникают при добыче этих богатств;

  6. Известно, что на Каспийское море приходится 80% мировых запасов осетровых рыб, какие виды осетровых вам известны.



Этап 4. Презентация итогов работы в группах.

Заслушивает отчеты учащихся по мини- проектам от каждой группы, исправляет неточности, неверные представления. Идёт обсуждение особенностей природы морей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют выводы, суждения, умозаключения. Речевому развитию учащихся способствует создание речевой ситуации, наличие содержательной основы для формирования их собственных высказываний.

Этап 5. Контроль и самопроверка знаний.
Россия – это морская страна. Ее омывают 12 морей трех океанов. Сегодня на уроке мы познакомились с природой этих морей и определили, чем отличаются моря, омывающие берега России.

Примерные вопросы.

Беседа по вопросам после выступлений учащихся:

Какие моря имеют важное промысловое значение?

Почему Чѐрное море не имеет важного промыслового значения?

В каком море находится 80 % запасов осетровых рыб?

Где самые высокие приливы в России? Как используются приливы?

Чем примечательны моря Северного Ледовитого океана?
Можно предложить вопросы-суждения. Выберите верный ответ.

1.Самое глубокое море России - Баренцево или Берингово. Аргументируйте ответ.