Файл: Правописание н и нн в именах прилагательных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполнение практической работы:

«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»

Тема: Правописание Н и НН в именах прилагательных

Предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: М.Т.Баранов,Ладыженская Т.А. 5-9. 6 класс
Место урока в системе уроков: первый урок по теме (64), получение нового знания, первичное закрепление знаний и умений формирования правописных навыков по теме «Правописание Н и НН в именах прилагательных»

Тип урока: урок получения нового знания

Форма урока: дифференцированно-групповая, индивидуальная

Методическая цель:

Создать условия для получения знаний по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных», оказания помощи учащимся в осмыслении связей и отношений в объектах изучения. Используя приемы личностно ориентированных технологий, активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к изучению предмета средствами современного оборудования и ИКТ – технологий.

Цели урока:

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Содержательная цель: понимание и коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. при изучении темы: «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных».

Задачи:

с точки зрения учителя (мотивационные):

вовлечь учащихся в предлагаемые задания поискового и проблемного характера через постоянную смену деятельности, тем самым обеспечить активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока;

помочь учащимся эффективно усвоить большой объем учебной информации и систематизировать его через разнообразие информационного материала, мультимедиа средства.

с точки зрения деятельности учащихся:

определять основные условия выбора Н или НН в суффиксах прилагательных;

совершенствовать умения извлекать информацию из различных источников;

учиться работать в команде, отстаивать свои позиции и толерантное отношение к другому мнению, принимать ответственность за себя и других в совместной деятельности, оценивать свою работу и работу других.
Планируемые результаты:

предметные: соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы постановки ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания -н- и -нн- в именах прилагательных Развивать функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


метапредметные:

1. Познавательные УУД:

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, пред­ложенным учителем или сформулированным самостоятельно;



эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Коммуникативные УУД:

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта.

3. Регулятивные УУД:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
Личностные УУД: Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

Воспитывать и формировать

  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

  • ориентацию в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой;

  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

  • потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития.



Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Технологическая карта урока

1. Подготовительный этап:

Учитель определяет цель урока, подбирает учебный материал, составляет задания для работы индивидуальной и в группах, составляет презентацию по теме урока в формате PowerPoint.

2. Организационный момент.

Цель: контроль подготовки учащихся к учебному занятию (наличие учебников и учебных пособий, дидактического раздаточного и наглядного материала), организация внимания детей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы при «вхождении» в тему урока.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный

момент

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, формируют группы, включаются в деловой ритм урока.

Приветствует учащихся. -Здравствуйте, дети! Рада приветствовать вас на этом уроке!

Урок сегодня необычный во всех отношениях, не совсем обычным будет и оценивание. Весь урок оценки себе вы будете ставить сами. При одном условии, что это будет честное оценивание.

- Для работы на уроке я приготовила карточки, для фиксации оценок пользуйтесь планом под номером 1. Нормы оценок внизу плана. Прочитайте внимательно.

Приложение


Личностные УУД:

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

Познавательные УУД:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные УУД:

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;


3. Проблематизация, актуализация, мотивация

Цель: эмоциональное выражение в сжатом виде сути главной идеи урока, развитие мотивации детей, интереса к предмету и к теме урока, актуализация имеющихся у учащихся знаний. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационный этап
«Имя урока»

Слушают, отвечают на вопросы, определяют тему урока.

Образуют письменно отыменные прилагательные суффиксальным способом

-Настало время переходить к к изучению нового материала, но сначала давайте вспомним то, над чем вы работали на прошлых уроках

1. Опрос: «Закончи фразу». 2 минуты

– Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой?, какая?, чей?, называется …..(прилагательное).

– Прилагательные согласуются …..(с существительными).

– Правописание окончаний прилагательных следует проверять…(по вопросу).

– По значению прилагательные делятся на…(качественные, относительные, притяжательные).

– Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную…(степени сравнения) и две формы…(полную и краткую).

- Как называется раздел науки о языке, изучающий образование новых слов? (словообразование)

– Словообразовательные морфемы – это … (приставки и суффиксы)

– Чаще всего имена прилагательные образуются каким …. (суффиксальным) способом.
Слайд 1:

2. Образуйте письменно отыменные прилагательные суффиксальным способом:

  • Кожа

  • Песок

  • Ветер

  • Стекло

  • Время

  • Серебро

  • Лимон

  • Авиация

  • Гусь

  • Солома

  • Мужество

-На что обратили внимание? (1 и 2 буквы н)

- отметьте точкой слова, в которых написали 1 букву –Н-

Слайд 2: «Пчелки»

- Какая проблема возникла? (не знаем, где в отыменных прилагательных пишется –Н- и –НН-)

Исправьте ошибки и оцените себя.


Личностные УУД:

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Регулятивные УУД: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

Познавательные УУД:

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствоваться; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

Коммуникативные УУД:

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

4. Этап целеполагания. Постановка темы и задач урока.

Цель: определение границ собственных знаний и незнаний учащихся, активация и анализ своего жизненного и ученического опыта, определение целей и задач урока.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Целеполагание


Формулируют тему и цели урока.

  1. Выяснить, когда в прилагательных пишется -Н-, а когда –НН-.

  2. Составить алгоритм действий.

  3. Научиться выбирать -Н- или –НН-.




- Сформулируйте тему урока

- О чем будет речь на уроке?

Слайд 3: «Правописание Н и НН в именах прилагательных» Запишите тему урока.

Выход на цель

Какие цели поставим? (на доске подсказка из 3х начальных слов)

Слайд 6:
Оцените себя, насколько близки были ваши предположения


Личностные УУД:

-проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка задачи на основе того, что ещё неизвестно учащимися.

Познавательные УУД:

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Коммуникативные УУД:

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

5. Изучение нового учебного материала.

Цель: создание условий для усвоения основных понятий по теме, формирования логического и пространственного мышления, развития коммуникативных навыков, эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей задачи, развития умений сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Поисково-исследовательский этап


Наблюдают за словообразованием прилагательных, делают выводы.

Поиск,извлечение и коррекция необходимой информации из прочитанноготекста.Отвечают на вопросы, находят дополнительные условия в виде исключений.

Самостоятельно работают в парах, пересказывают, осуществляют взаимооценку.

Организует работу в группах, регламентирует время работы

Напоминает основные принципы работы в группе

основные принципы работы в группе:

  • Работают все! В данном случае оба;

  • Говори спокойно, ясно, только по делу.

  • Слушай, что говорят другие.

  • Не согласен – предлагай!

  • Успех команды зависит от каждого.




Регулятивные УУД:

умение выражать свои мысли.

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

6. Физкультминутка.

Цель: эмоциональная и мышечная разгрузка.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Физкультминутка

Выполняют упражнения вслед за учителем.

Показывает упражнения с кистями рук

7. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: организация взаимодействий «ученики - ученики», «ученики - учитель» для получения знаний, и их обобщения, применения наглядности для полного закрепления полученных знаний.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Составление алгоритма

Составляют алгоритм действий по определению написания суффиксов.

Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых задач.



Организует действия учащихся, проводит коррекцию знаний учащихся, дает рекомендации



Познавательные УУД:

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

Коммуникативные УУД:

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Личностные УУД

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;

Регулятивные УУД:

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

7. Закрепление изученного материала.

Цель: создание условий для активизации умственной деятельности учащихся путем игровой ситуации.


Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя




Практическая работа

Работают в группах
Выполняют упражнение-классификацию на сайте learningapps.org

Организует действия учащихся в каждой группе, проводит коррекцию знаний учащихся, дает рекомендации


Познавательные УУД:

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

Коммуникативные УУД:

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

Личностные УУД

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствоваться;

Регулятивные УУД:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Варианты проведения рефлексии могут быть как устными, так и письменными, в зависимости от наличия времени.

Заполняют таблицу, оценивая свою деятельность на уроке.

Самооценка:

А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.

В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.



Подводит итоги процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

Коммуникативные УУД:

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

Личностные УУД

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствоваться;

Регулятивные УУД:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

9. Задание на дом.

Цель: создание условий для самостоятельного закрепления знаний и умений по теме урока, раскрытия личностного смысла учебного материала, развития творческих и аналитических способностей учащихся.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя





Домашнее задание

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых задач.


Сообщает и комментирует дифференцированное домашнее задание.

На основе информационной карты составьте индивидуальный план устранения пробелов

А. - п. 64 упр.369

В,С – п.64 выучить алгоритм ,упр.370

Всем: https://learningapps.org/view12685128



Регулятивные УУД

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Личностные УУД: -проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Коммуникативные УУД:- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:эффективно запоминать и систематизировать информацию.



Приложение. Диагностические материалы

1. Информационная карта урока.

Учени(ка, цы)_____________________________________________________

Опрос: «Закончи фразу»____________________________________________

«Пчелки»_________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Целеполагание_____________________________________________________

Работа с текстом (оцени друга) (формируем ЗУН)_______________________

Самостоятельная работа (оцени себя) (формируем ЗУН)_________________
Самооценка: А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.

В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.