ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект занятия для вдумчивых читателей
по рассказу П. Рейнольдса «Точка»
СЛАЙД 1
Сегодня мы с вами читаем рассказ Питера Рейнольдса «Точка».
Книга Питера Рейнольдса (писателя и иллюстратора, основателя образовательной медиа-компании FableVision, миссия которой - помочь детям раскрыть творческий потенциал, обнаружить свои способности и таланты, владельца магазина книг и игрушек «Синий кролик». Фото П. Рейнольдса
Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (Ответы ребят).
Начинаем читать рассказ.
П. Рейнольдс «Точка»
Урок рисования закончился, но Вашти осталась сидеть за партой, словно ее приклеили. Ее альбом был пуст.
СЛАЙД 2
Остановка первая:
Вопрос 1:
Как, по вашему мнению, отреагирует учительница на пустой лист Вашти?
Да, конечно, ответы на этот вопрос основаны не только на Вашем позитивном опыте, но и на негативном. Читаем дальше.
Учительница склонилась над белым листом.
— О! белый медведь в снежной буре! — воскликнула она.
— Очень смешно! — пробурчала Вашти. — Я не умею рисовать!
Учительница улыбнулась.
— Просто оставь след карандашом и посмотри, что из этого получится.
Вашти схватила остро заточенный карандаш и хорошенько ткнула им в бумагу.
— Вот!
Учительница взяла листок и внимательно на него посмотрела.
— Хм-м-м.
Она вернула листок Вашти и спокойно сказала:
— А теперь подпиши его.
Вашти подумала секундочку.
— Ну да, рисовать я не умею, но уж имя-то свое написать СМОГУ.
СЛАЙД 3
Остановка вторая
Вопрос 2:
Что сделала учительница с работой Вашти?
Зачем она оставила Вашти?
Верно, она задержала свою ученицу не для того, чтобы наказать ее или поставить ей «двойку», а для того, чтобы помочь Вашти сделать первый шаг на пути к творчеству и самопознанию. В учительнице рисования мы видим человека, неравнодушного к своим ученикам, чуткого, готового прийти на помощь, неординарно мыслящего. Предложения ребят должны базироваться уже не на личном опыте, а на чтении текста и наблюдении за поведением и речью учительницы.
На следующей неделе, когда Вашти вошла в класс рисования, она была удивлена, увидев то, что висело над учительским столом. Это была маленькая точка, которую она нарисовала,— ее точка! В золотистой ажурной рамочке!
СЛАЙД 4
Остановка третья
Вопрос 3:
Как повела себя Вашти после того, как увидела свою работу в ажурной рамочке? Какие произошли изменения в ней?
Э-э-э! Да я могу нарисовать точку и получше ЭТОЙ! Она открыла свой никогда раньше – не использовавшийся набор акварельных красок и принялась за работу. Вашти рисовала и рисовала. Красную точку. Пурпурную точку. Желтую точку. Синюю точку. Синий смешался с желтым. Она обнаружила, что может нарисовать ЗЕЛЕНУЮ точку. Вашти продолжила экспериментировать. Много маленьких разноцветных точек. — Если я могу рисовать маленькие точки, то и большие тоже смогу изобразить! Вашти смешала цвета большой кисточкой на большом листе бумаги, чтобы нарисовать большие точки. Вашти даже изобразила точку, не рисуя точку.
СЛАЙД 5
Остановка четвертая
Вопрос 4:
Чем, на ваш взгляд, закончился эксперимент Вашти по рисованию точек?
Верно, проявив упорство, Вашти стала более уверенной в своих способностях, она стала творить! Она полюбила рисовать, открыла в себе талант художника.
Несколько недель спустя на школьной выставке рисунков нарисованные Вашти точки вызвали настоящий взрыв. Вдруг Вашти заметила, что на нее уставился маленький мальчик.
— Ты по-настоящему великий художник, — сказал он,— хотел бы и я уметь так рисовать.
— Могу поспорить, что ты умеешь, — ответила Вашти.
— Я? Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу нарисовать!
СЛАЙД 6
Остановка пятая
Вопрос 5:
Что же сделала Вашти, чтобы поддержать маленького мальчика, восхищенного ее работами?
Да, она сказала ободряющие слова: могу поспорить, что ты умеешь.
Вашти улыбнулась. Она протянула мальчику чистый лист бумаги.
— Покажи-ка мне. Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию.
Вашти посмотрела на закорючку. А затем сказала...
СЛАЙД 7
Остановка шестая
Вопрос 6:
Что сказала Вашти, посмотрев на закорючку, нарисованную мальчиком?
Да, Вашти вспомнила свой разговор с учительницей, её реакцию, и пришла на помощь мальчику, который не верит в свои силы.
— Теперь подпиши.
Вот и закончился рассказ о Вашти.
СЛАЙД 8
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Как изменилась Вашти от начала к концу рассказанной истории? Что нового узнала о себе?
2. Какие мысли, чувства, эмоции вызвала у вас учительница рисования? Какую роль она сыграла в жизни своей ученицы?
3. Как вы понимаете смысл названия книги?
Действительно, «точка» в этом произведении — это все-таки «начало». То, с чего начинается творчество, общение, вера в себя, преодоление преград на пути к самопознанию.
СЛАЙД 9
А далее я предлагаю вам поразмышлять над высказываниями великих людей о преодолении преград на пути к самопознанию. Выберите высказывание, которое вам нравится и которое, на ваш взгляд, более подходит к рассказу. Докажите свой выбор текстом.
Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели. Гёте И.
Препятствия не бесполезны для ума. Роллан Р.
Никогда не бывает больших дел без больших трудностей. Вольтер
«Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз». Томас Эдисон
«Урок, который я извлек и которому следую всю жизнь, состоял в том, что надо пытаться, и пытаться, и опять пытаться — но никогда не сдаваться!» Ричард Бренсон
Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в свои силы. Андреас Фейербах
Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим. Марк Твен
СЛАЙД 10
А сейчас мы с вами напишем синквейн по рассказу «Точка».
В заключение нашей встречи мы напишем синквейн по рассказу «Точка». Это своеобразное мини–сочинение по прочитанному.
«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).
Во второй строке дается описание темы
, предмета (два прилагательных или причастия).
Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы или предмета.
Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме рассказа.
Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл рассказа.
СЛАЙД 11
Затем вместе с ребятами выбираем несколько ключевых слов, отражающих смысл рассказа, впечатление от прочитанного или поступки героев, для того, чтобы вместе сочинить синквейн.
Для этого рассказа могут подойти слова: урок, выставка, точка, листок, линия, белый, пустой, восторженный, удивляться, нарисовать, думать, подписать, поддержать и т.д.
После того, как ребята поняли принцип создания синквейна, предлагаем им написать его самостоятельно, с выбранными словами. В конце занятия все желающие читают свои произведения.
Ведущий методист ТОДНБ Токарева Ольга Борисовна