Файл: Земельный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Темой данной курсовой работы является земельный налог. Земля является важнейшим фактором любой деятельности человека (предпринимательской, хозяйственной, социально-бытовой и др.). Она обладает рядом свойств, таких как: ограничена в пространстве; является условием общественной и хозяйственной деятельности человека; ее перемещение (границ) невозможно без нарушения характеристик. 

Актуальность темы обусловлено тем, что земельный налог занимает особое место в налоговой системе государства. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. И рассмотрение особенностей правового регулирования налогообложения земли актуально и необходимо с практической точки зрения. Объяснить это можно постоянными изменениями налогового законодательства, а также особенностями обложения, начисления и взимания данного вида налога, в чем заключается так же актуальность данной темы. Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику страны, является формирование эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц. Объектом исследования данной работы, выступают общественные отношения, связанные с установлением и взиманием земельного налога. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие установление и взимание земельного налога, а также правоприменительная практика по финансово-правовым аспектам налогообложения земли.

Целью написания курсовой работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога. Достижение  поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- определить сущность и экономическое значение земельного налога; изучить теоретические основы уплаты земельного налога;

- рассмотреть порядок исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу на примере организации Акционерное общество «Туймазинский молокозавод».


- выявить проблемы развития налога на землю;

-изучить перспективы совершенствования земельного налога. Источниками информации при написании курсовой работы послужили труды отечественных авторов и законодательство Российской Федерации. Теоретико-методологическую основу работы составляет диалектический метод анализа, научно-познавательные возможности, которые позволяют исследовать законодательство о земельном налоге. Используемые в работе методы не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов в качестве необходимой аргументации, обладающей достаточной доказательственной силой и выявляющей особенности исследуемого вопроса. В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа выполнена на 44 листах, состоит из введения, трех глав: теоретической, практической и прогнозной, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

1.1. Экономическое значение и сущность земельного налога

Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Земля, как один из древнейших объектов налогообложения. На протяжении всей истории развития налогового законодательства система налогообложения земли постоянно развивалась. Существующее на сегодняшний день состояние налоговой системы Российской Федерации обусловлено преобладающим сегодня представлением о земельном налоге как исключительно фискальном инструменте. Его цель – обеспечение экономическими методами рационального использования земель и формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории. Экономическое содержание земельного налога заключается в том, что он является формой изъятия государством части средств хозяйствующих субъектов и физических лиц в виде платы за землю, т.е. является экономической формой реализации государственной собственности на землю. В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет земельный налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога [2]. Ст. 3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год [1]. Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика. Налог на землю выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на: финансирование мероприятий и компенсацию затрат (по нормативу) землепользователя (в том числе по погашению ссуд) по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель; – инженерное и социальное благоустройство территории. Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе [1]. Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком [2]. Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственностью юридических лиц являются земельные участки, приобретенные этими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.


В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. [1, 2]

Объектом земельных отношений согласно Земельному кодексу Российской Федерации признается земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации и части земельных участков.

Земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор – это местные налоги. Перечень местных налогов и сборов приведен в статье 15 НК РФ. [13]

Земельный налог устанавливаются, вводится в действие, и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

При установлении земельного налога представительными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Представительными органами муниципальных образований и могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Земельный налог является прямым налогом, то есть взимается непосредственно с имущества налогоплательщика. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование. Ставка по земельному налогу пропорциональная и отражает одинаковое процентное отношение к объекту налога без учета дифференциации его величины. По целевой направленности является общим налогом, предназначенным для формирования доходной части местного бюджета и использования на любые цели муниципального образования. В зависимости от субъекта земельный налог смешанный, так как его плательщиками являются и физические, и юридические лица. Земельный налог поступает только в местный бюджет, поэтому является закрепленным налогом.


1.2. Элементы земельного налога

Элементы налога - это принципы построения и организации налогов. Система элементов правового механизма налога состоит из: обязательных, дополнительных; специфических. Обязательные элементы определяют структуру налога, а также его сущностные характеристики, которые формируют основное представление о содержании налогового механизма. Отсутствие какого-либо из этих элементов налога приводит к отсутствию налогового обязательства у налогоплательщика. [7]

Элементами земельного налога являются:

Первая группа- это основные (обязательные) элементы налога (ст.17 НК РФ):    налогоплательщики,  объект налогообложения,  налоговая база,  налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налогов,   порядок и сроки уплаты налогов. (субъекты)

Во вторую группу входят факультативные элементы, которые обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам.

Представительные органы власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения:     налоговые льготы;   налоговые ставки в пределах, установленных налоговым кодексом;    порядок и сроки уплаты налога;    формы отчетности по данному региональному или местному налогу.

Третью группу составляют дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать или присутствовать при установлении налогового обязательства:  предмет налога;  масштаб налога;  единица налога; источник налога;  налоговый оклад;     получатель налога.

Каждый элемент этих трех групп несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство и сделать невозможным уплату налога. Поэтому закон о налоге должен содержать всю совокупность элементов, а не только те, которые перечислены в статье 17 Налогового кодекса.

В связи с этим Налоговый кодекс (п. 1 ст. 17 НК) предусматривает, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налога; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога». [7]