Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (Общая характеристика обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как способ получения оперативной информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общая характеристика обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как способ получения оперативной информации

1.1 Законодательная основа проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

1.2 Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как способ получения оперативной информации

2. Актуальные вопросы обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как способа получения оперативной информации

2.1 Особенности проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2.2 Проблемы правового регулирования проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств оперативными подразделениями органов внутренних дел

2.3 Проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» на предприятиях, осуществляющих деятельность с использованием сведений, составляющих государственную тайну

Заключение

Список использованной литературы

Содержание:

Введение

Деятельность органов внутренних дел, ведущих борьбу с преступностью, регламентируется нормами права, поэтому проведение любого оперативно-розыскного мероприятия, в том числе и оперативно-технического, в процессе оперативно-розыскной деятельности связано с практической реализацией тех или иных правовых предписаний.

Борьба с преступностью может быть успешной лишь тогда, когда она проводится в соответствии с требованиями закона. Только правовые нормы устанавливают права и обязанности различных звеньев органов внутренних дел и должностных лиц, поэтому их деятельность должна протекать исключительно в порядке и формах, предусмотренных законом, а также в пределах компетенции, очерченной законом.

Правовым основам применения оперативно-технических средств в теории оперативно-розыскной деятельности уделено большое внимание. Данной проблематике посвящены работы П.П. Артеменко, С.В. Игнатова, М.К. Каретникова, В.И. Кирина, В.Н. Омелина, А.В. Петухова, С.Б. Салахова, В.Д. Тяптина и ряда других ученых. Вместе с тем, изменения в правовой политике государства, появление принципиально новых видов оперативной техники и, что особенно важно, расширение оперативно-тактического диапазона ее использования требуют дальнейшего совершенствования всей системы правового регулирования применения специальных технических средств в оперативно-розыскной деятельности, в том числе и в ходе осуществления оперативно-розыскного мероприятия «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» проводимых оперативно-техническими подразделениями (далее по тексту оперативно-техническое мероприятие).

Целью исследования является изучение особенностей обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как способа получения оперативной информации.

Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить законодательные основы проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  2. Обозначить понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как способа получения оперативной информации.
  3. Выявить особенности проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  4. Раскрыть проблемы правового регулирования проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности оперативными подразделениями органов внутренних дел.
  5. Определить проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» на предприятиях, осуществляющих деятельность с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как способа получения оперативной информации.

Предмет исследования – теоретические и правовые основы обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как способа получения оперативной информации.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ.

1. Общая характеристика обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как способ получения оперативной информации

1.1 Законодательная основа проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

На основании метода системного анализа мы полагаем возможным выделить из общей правовой основы оперативно-розыскной деятельности лишь положения, касающиеся предмета нашего исследования.

Итак, к первой группе нормативно-правовых актов следует отнести нормы Конституции Российской Федерации. В частности, ст. 2 Конституции устанавливает обязанности государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан. Являясь исполнительным органом государства, призванным осуществлять правоприменительные функции, органы внутренних дел и, в частности, их оперативные аппараты обеспечивают выполнение этого конституционного требования присущими им методами. В полной мере это положение Конституции Российской Федерации относится и к оперативно-розыскной деятельности, как неотъемлемой части общегосударственной системы мер борьбы с преступностью[1].


Составной частью первого блока правовой основы проведения специальных оперативно-технических мероприятий являются также конституционные нормы, устанавливающие конкретные права и свободы граждан, а также раскрывающие общие условия их ограничений. Например, часть 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации развивает принцип ст. 12 Всеобщей декларации прав человека и указывает на недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Статья 25 устанавливает права граждан на неприкосновенность жилища и также обозначает общие условия их ограничения: «Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В оперативно-розыскном аспекте данное положение налагает определенные ограничения на проведение оперативно-технических мероприятий по обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Содержание ст. 25 Конституции РФ воспроизводится также в ст. 12 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Так, в ст. 12 УПК РФ указывается, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Далее отметим, что согласно п. 10 ст. 5 УПК РФ под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

С позиции нашего исследования следует подчеркнуть, что вышеуказанное положение п. 10 ст. 5 УПК РФ, а также аналогичное положение ст. 139 УК РФ детализируется в Жилищном кодексе РФ.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. Поэтому факты отклонения поведения отдельных лиц от общепринятых норм дают в определенных случаях основания органам внутренних дел вторгаться в охраняемые законом права и интересы правонарушителя, в том числе оперативно-розыскными средствами и методами.[2]

С этой точки зрения важное значение имеет положение п. 3 ст. 55 Конституции РФ, в котором устанавливается, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».


Значительное место в системе нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу проведения оперативно-технических мероприятий, занимает Федеральный Закон «О полиции».

Так, ст. 12 Закона определяет основные обязанности полиции и, в частности, оперативно-технических подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также организации и осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц. В целях решения вышеуказанных задач, сотрудники оперативных подразделений на основании п. 10 ст. 13 Федерального Закона «О полиции» имеют право проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия[3].

Особо в первом блоке нормативно-правовых актов следует выделить Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. Данный Федеральный закон определяет понятие, правовую основу и задачи оперативно-розыскной деятельности; перечень, условия и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий; направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности; органы, осуществляющие данный вид деятельности, а также ряд иных вопросов.

Рассматривая проблемы проведения оперативно-технического мероприятия направленного на обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, хотелось бы отметить ряд требующихся, на наш взгляд, уточнений и дополнений.

В первую очередь необходимо обратить внимание на неточности, допущенные в положении Закона, где говорится о применении в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий видео- и звукозаписи, кино- и фотосъемки, то есть речь идет о процессе выявления и фиксации информации. Однако далее следует выражение «а также другие технические и иные средства», что должно предполагать наличие предшествующего этому перечню ряда технических средств, а не процессов. На наш взгляд, данное обстоятельство выглядит не вполне логичным.

С другой стороны, «привязка» технических средств к видео- и аудиозаписи, фотографированию, киносъемке позволяет допустить, что таким образом определяются их примерные рамки, область применения, направления использования. Хотя очевидно, что ряд определенных оперативно-технических мероприятий не связан с подобными ограничениями.

По нашему мнению, представляется наиболее приемлемой следующая редакция данного положения: «В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, другая техника, материалы и вещества, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде».


Следует заметить, что отдельные положения от. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляют органам, осуществляющим ОРД, право собирать данные, необходимые для принятия решений по обеспечению собственной безопасности. Однако, в целях совершенствования правового регулирования указанного направления деятельности оперативных (в т.ч. и оперативно-технических) подразделений ОВД представляется целесообразным в число законодательно закрепленных задач оперативно-розыскной деятельности (ст. 2) включить самостоятельную задачу обеспечения собственной безопасности субъектов ОРД.

Акцентируя внимание на этом моменте, необходимо подчеркнуть, что данную задачу следует также учитывать при решении вопроса о наличии правовых оснований проведения рассматриваемого оперативно-технического мероприятия по заданиям подразделений собственной безопасности органов внутренних дел.

В ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что проведение оперативно-технических мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (на тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической связи, а также права на неприкосновенность жилища) допускается на основании судебного решения для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся, совершающих либо совершивших противоправные деяния, по которым производство предварительного следствия обязательно».

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что правовую основу проведения оперативно-технических мероприятий оперативно-техническими подразделениями органов внутренних дел составляет комплекс законодательных и подзаконных нормативных актов.

Представляется, что реализация изложенных предложений, не претендующих на бесспорный характер, позволила бы укрепить нормативно-правовую основу осуществления оперативно-розыскных мероприятий, что положительно сказалось бы на повышении результативности предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений органами внутренних дел.