Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Невозможно на сегодняшний день представить себе оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел без такого важного элемента как оперативно-розыскные мероприятия, представляющие собой систему взаимосвязанных действий, целью которых является решение конкретных поставленных задач. Сущность таких мероприятий кроется в добыче информации, выявлении скрываемых преступлений или преступных умыслов, розыск скрывающихся лиц и т.д. Отметим, что подобные мероприятия по своему характеру относятся к поисковым мероприятиям, которые могут проходить как в открытой, так и скрытой формах.

Цель исследования заключается в изучении основных характеристик оперативно-розыскных мероприятий, без которых невозможно понять сущность данных мероприятий.

Для достижения поставленной цели полагал бы возможным сформулировать следующие задачи:

1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий;

2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий;

3. Основания применения оперативно-розыскных мероприятий;

4. Условия применения оперативно-розыскных мероприятий.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Нормативная база работы включает в себя Конституцию РФ, УК РФ, а также иные правовые акты.

Методы научного исследования, используемые при написании курсовой работы, довольно разнообразны. К ним можно отнести нормативно-правовой, теоретический, а также методы системного и сравнительного анализа.

Структура курсовой работы предполагает наличие в ней введения, четырех глав, заключения и библиографии.

1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий

В результате развития законодательства Российской Федерации в юридический язык был введен новый правовой термин - «оперативно-розыскные мероприятия» (ОРМ). Первоначально этот термин появился в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», далее в ст. 226 Таможенного кодекса Российской Федерации, а затем он появляется в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и ряде других законодательных актов. Ни в одном из них законодатель не сформулировал его дефиницию.


В теории Оперативно-розыскной деятельности (ОРД) данный термин, в отличие от законодательства, используется довольно давно и широко, но все равно употребляется в разных значениях. В частности, в одних случаях ОРМ связываются с познавательной стороной ОРД, направленной на поиск, обнаружение и фиксацию информации, которая представляет оперативный интерес, в других - с деятельной стороной, направленной на реализацию полученной оперативно-розыскной информацией. Поэтому возникает необходимость приведения термина к единому значению в употреблении.

Отметим, что в работах В.Г. Боброва, А.Г. Лекаря, В.В. Дюкова, В.И. Елинского, А.М. Ефремова, Д.В. Ривмана, А.Ю. Шумилова, Ю.Ф. Кваши, К.В. Суркова, Н.С. Железняка и ряда других авторов были предприняты шаги определить понятие ОРМ. Всего удалось обнаружить в изученной литературе более двадцати определений оперативно-розыскных мероприятий, количество которых до сих пор продолжает увеличиваться.

Одно из первых определений ОРМ было сформулировано А.Г. Лекарем в 1966 году, который под оперативно-розыскными мероприятиями понимал «действия работников органов охраны общественного порядка, основанные на использовании имеющихся в их распоряжении негласных средств и методов в сочетании с гласными и направленные на решение частных задач оперативно-розыскной деятельности»[1].

Проанализировав этот определение, можно сделать вывод, что родовой объект понятия ОРМ - это действия работников органов охраны общественного порядка. Отличительными признаками оперативно-розыскных мероприятий в данном определении указаны следующие:

- специальный субъект действий в лице сотрудников органов внутренних дел;

- использование гласных и негласных средств и методов;

- направленность на решение частных задач ОРД.

В поздней работе А.Г. Лекарь (1972 г.) немного изменил первоначальное определение ОРМ, определив их как «основанные на использовании специальных негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами действия оперативного работника органов внутренних дел, направленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью»[2].

Легко заметить, что в новом определении уточнены субъекты ОРМ: вместо работников органов охраны общественного порядка в нем указывалось на оперативных работников - должностных лиц, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

близкую по содержанию предложил В.В. Дюков г.). По его мнению ОРМ - это «комбинированная (система) действий оперативных с использованием как гласных, так и сил и средств для решения тактической »[3]. В отличие от упомянутых определений, автор , что основу ОРМ положено не на действия, а их серии. Это уточнение о сложном характере мероприятия, как структурного ОРД. Каждое складывается из простейших . В данном случае слова и сущностная явления в мере совпадают.


В от двух предыдущих, в определении говорится об не средств и , а сил и средств, что кажется не обоснованным. Как известно, ОРД - это сотрудники оперативных , штатные сотрудники, сотрудники служб правоохранительных , привлекаемые к проведению ОРМ, внештатные , а также лица, содействие. В связи с дважды упоминать в определении ОРМ по меньшей мере .

Несмотря на высказанные замечания, приведенные оказались для периода развития ОРД достаточно оптимальными.

к проблеме определения ОРМ возник с оперативно-розыскного законодательства, так как это приобрело правовой . После принятия закона «Об деятельности» в 1995 г. из первых на страницах литературы появилось оперативно-розыскного , которое было в комментарии к этому акту. В нем под ОРМ предлагалось «составной элемент оперативно-розыскной , состоящий из системы действий, направленных на конкретных задач»[4].

Однако в к Закону об ОРД, подготовленном Академии ФСБ России под мероприятием «проводимое уполномоченными на то на основании и в порядке, законодательством России, фактических , входящих в предмет по конкретному делу учета или первичным , а также для решения других оперативно-розыскной деятельности»[5].

В определении вызывает более понимание субъектов ОРМ - « лица», что представляется точным.

Важным , отмеченным в определении, является на законодательную урегулированность ОРМ.

, есть и дискуссионные . Во-первых, в используется слово «», что в юридической литературе довольно редко. Под понимается не собирание информации, а комплекса преимущественно оперативно-розыскных мероприятий, на получение , которые не лежат на . Отсюда - информация не только добываться, но и . В связи с было бы неправильным в отличительного признака ОРМ только добывание .

Во-вторых, в число признаков ОРМ их на получение «фактических , входящих в предмет по конкретному оперативного учета или материалам» искусственно объем понятия. При ОРМ может информация не только о событиях и фактах, но и , например, о привычках намерениях лица.

В свою , Н.С. Железняк под оперативно-розыскным предлагает принимать « объединенных тактическим замыслом , осуществляемых оперативными в целях своевременного , предупреждения, и раскрытия преступлений, причастных к ним лиц, а также лиц, без пропавших, основанных на оперативно-розыскных сил, и методов»[6]. Данное имеет определенную с определением В.И. Елинского.


приведенных ОРМ, позволяет сделать о том, что в теории ОРД идет процесс конструирования понятия. большинство определений не в объеме отражают основные оперативно-розыскных мероприятий и с нарушениями правил. Причинами является отсутствие и недостаточное использование методов в этой проблемы.

ОРМ можно: в зависимости от прав и свобод (ОРМ, не конституционные права ; ограничивающие конституционные граждан); в зависимости от проведения ( ОРМ; длящиеся ОРМ); в от видов санкционирования (не какого-либо санкционирования; ведомственного руководителем органа ОРД; требующие судебного ).

Согласно ст.6 Федерального , к оперативно-розыскным относятся[7]:

  1. Опрос .
  2. Наведение справок.
  3. образцов для сравнительного .
  4. Проверочная .
  5. Исследование предметов и .
  6. Наблюдение.
  7. Отождествление .
  8. Обследование помещений, , сооружений, местности и транспортных .
  9. Контроль почтовых , телеграфных и иных .
  10. Прослушивание переговоров.
  11. Снятие с технических каналов .
  12. Оперативное внедрение.
  13. поставка.
  14. эксперимент.

Этот является исчерпывающим и или дополнить его возможно путем соответствующего закона на уровне.

2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий

2.1. Опрос

Опрос - беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, имеющие значение для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. К ним могут быть отнесены сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и так далее.

Опрос граждан носит поисковый, разведывательный характер и направлен на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.

граждан только при их согласии на . При этом работник проводить лично, , либо его проведение должностному ОРД, действующим по указанного . При этом по опрашиваемого сотрудник подразделения обеспечить опроса. цели из тактических могут либо может свою принадлежность. В , когда от поступила о конфиденциальном сообщаемых , данные о нем не , и это лицо в качестве в ходе или судебного не допрашивается.

как оперативно-розыскное следует от допроса, по уголовному . Допрос - следователя и , производящего . Опрос - как бы оперативника.


разведывательного могут оформлены объяснением, рапортом.

вызывает вопрос о в ходе технических . Испо такие возможно, как путем, так и , но в любом факт -, видеозаписи мероприятия рапортом , их применявшего. В документе быть основные произведенной , в частности вид , тип магнитной , условия записи, записанного и так далее.

При опроса категорий используются определения , например, , являясь разновидностью оперативно-розыскного , то есть собой по специальным беседу с лицом с его психофизиологических (реакций) на вопросы.

В опроса полиграфные , которые не вреда и здоровью . На полиграфные должно в установленном получено Министерства и медицинской Российской о возможности их .

Информация, в ходе с использованием , не может в качестве , имеет характер и ориентирующее .

Опрос с использованием проводят подготовленные оперативно-технических и подразделений, соответствующую и имеющие к работе с устройствами.

опроса с полиграфа :

- получению от фактических , имеющих для своевременного ОРМ и следственных , а также для , предупреждения, и раскрытия ;

- осуществлению лиц, скрывающихся от дознания, и суда или от уголовного , и безвести граждан;

- достоверности , сообщаемой ;

- проверке на причастность к и совершенным деяниям.

В опроса вправе в момент от дальнейшего в его проведении. от опроса не рассматриваться в подтверждения опрашиваемого к преступления и о сокрытии ему сведений, а вести к его законных и свобод.

граждан - из самых ОРМ.

2.2. Наведение

Наведение - это сбор о субъектах, в том о лицах, к преступной , хранящихся в , региональных и информационно-поисковых также документах, оперативные

Наведение предполагает сведений об жизни лиц, в частности о его , связях, , умениях и , имущественном , месте , фактах в прошлом правонарушений и преступлений и так .

Для наведения используются системы МВД, а любых государственных и организаций.

информация приобщаться к уголовного . Одно из допуска информации в источника - возможность и перепроверки в ходе действий или судебной .

Наведение производится как оперативным , так и по его поручению лицом. отличие справок как мероприятия от действия, на сбор , состоит в том, что цели мероприятия скрываться.

изучения оформляются рапортом, справкой.

2.3. образцов для исследования