Файл: Создание электронного учебника по теме «Системы счисления».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещение полного учебного материала в электронном учебнике чревато большим количеством страниц. Если создавать каждую страницу с индивидуальным оформлением, то такая процедура разработки электронного учебника потребует массу времени, поэтому для страниц надо использовать шаблон единого дизайна. Если же ограничиться простым размещением текста в текстовых полях страниц, то такая процедура может быть достаточно просто автоматизирована. Кроме того, достаточно легко автоматизировать создание в тексте гиперссылок. Маленькие графические фрагменты могут быть помещены непосредственно в текст.

Для рядовой страницы учебника предлагается структура, в которой имеются: электронный гипертекстовый учебник пособие

– область отображения местоположения страницы в содержательной части учебника (номер страницы в учебнике или текущем подразделе, наименование учебной дисциплины, наименование раздела, наименование подраздела);

– одно или несколько текстовых полей. Желательно, чтобы эти поля не имели линеек прокрутки. Это затрудняет процесс чтения. Текст может включать небольшие графические вставки (формулы, графики, таблицы и т.п.). Текст в текстовых полях может содержать гиперссылки, шрифтовые и цветовые выделения и т.п.;

– область для краткого изложения учебного материала страницы (лучше в графическом виде – рисунка схемокурса);

– область для размещения органов управления на странице (кнопки перехода на предыдущую страницу, последующую страницу, в оглавление, вызова подсказки);

– большие иллюстрации и большие таблицы, относящиеся к тексту страницы хранятся либо в ресурсах учебника (если они вызываются на экран с разных страниц учебника) либо непосредственно на странице, но в скрытом виде и отображаются на экране через гиперссылки в тексте, либо с помощью специальных кнопок на текстовой странице.

Краткое изложение учебного материала имеет достаточно веские основания для существования в электронном учебнике наряду с полным учебным материалом. В последнее время стало модным представлять краткое содержание учебного материала в виде так называемого схемокурса, т.е. в графическо-текстовом виде, а точнее в виде структурных блок-схем.

Такое представление дает как бы другой ракурс для рассмотрения, изучаемого материала. Целесообразно на экране совмещать подачу полного учебного материала с соответствующим его кратким представлением. Естественно, что при этом накладываются довольно значительные ограничения на размер блок-схем. И, кроме того, текстовое поле с полным учебным материалом получается, как правило, с прокруткой, что может также является отрицательной чертой учебника. Зато наличие одновременно на экране и полного, и краткого содержания учебного материала позволяет изучать его как углубленно, так и быстро просматривать уже изученный материал для его повторения. Более того, такое размещение материала на странице позволяет автоматизировать процедуры внесения его в учебник.


Дополнительная литература может присутствовать не только в виде перечня. Предпочтительно иметь вместе с учебником на лазерном диске также и всю дополнительную литературу. Однако, этот вопрос весьма сложен не только из-за больших объемов информации, но и из-за проблем с соблюдением авторских прав.

В системе самопроверки знаний должно быть уделено особое внимание. Можно утверждать, что система самопроверки учебника должна быть всеохватывающей (конечно в пределах содержания учебника), хорошо контролирующей уровень знаний содержания учебника и одновременно обучающей. Сейчас же следует отметить, что система самопроверки знаний должна предоставлять обучающемуся все вопросы, имеющиеся в базе данных вопросов учебника, в форме, удобной как для их понимания, так и для ответа. Кроме того, система самопроверки должна оценивать качество каждого ответа, вести учет накопленного общего результата в ходе ответов на вопросы.

Наличие функции поиска текстовых фрагментов в учебнике совершенно обязательно. Принципы действия и интерфейс такой функции достаточно хорошо известны из множества системных и несистемных программ. Единственным дополнительным пожеланием является то, что такая функция должна допускать ввод довольно длинной строки символов или целого абзаца текста.

Список авторов, как правило, оформляется на отдельной странице учебника и содержит не только список авторов содержательной части учебника, но и список разработчиков его компьютерного варианта. На этой же страничке можно поместить полные реквизиты организации-разработчика учебника.

Наличие словаря терминов весьма желательно. Конечно, лучше дать все определения терминов с помощью гиперссылок в тексте, однако оформление любой гиперссылки связано с тем или иным ее выделением в тексте. Текст может оказаться чрезвычайно перегружен выделениями, поскольку в тексте могут присутствовать также и смысловые выделения и гиперссылки на иллюстрации, таблицы, графики и т.п. Чтение и осмысление такого текста будет весьма затруднено. Поэтому желательно оформить словарь терминов и определений на отдельной странице (или серии страниц). При этом, однако, необходимо обеспечить пользователю возврат из словаря терминов именно на тот же участок текста, с которого он обратился к словарю терминов. Обращение к словарю терминов необходимо оформить по кнопке, которая должна быть размещена на каждой странице учебного материала.

Справочная система по работе с управляющими элементами учебника может представлять собой текстовое поле с описанием всех экранных кнопок и наиболее общих способов манипулирования информацией с помощью указателя мыши и клавиатуры компьютера при изучении содержания учебника. Справочная система должна вызываться практически с любой страницы учебника и поэтому должна быть представлена на всех страницах учебника управляющей кнопкой на экране. Щелчок по кнопке должен вызывать на экран текстовое поле со справкой. Общепринято, что с экрана это текстовое поле убирается либо вторичным щелчком по вызывающей кнопке, либо щелчком непосредственно по самому текстовому полю.


Система управления работой с учебником представляет собой совокупность экранных кнопок и текстовых полей с пояснительными текстами, которые обеспечивают обучающемуся доступ ко всем частям информации учебника, а также выполнение необходимых действий при работе с системой самоконтроля. Основные требования к элементам управления – это привычная понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и главное – минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице. Следует помнить, что учебником зачастую могут пользоваться учащиеся, пока слабо владеющие вычислительной техникой. Поэтому система управления работой с учебником ни для кого не должна представлять трудностей. Перечислим только основные элементы управления:

– кнопки перехода из оглавления на начало темы;

– кнопки перехода со страницы на страницу вперед и назад;

– кнопка возврата в оглавление;

– кнопка вызова подсказки;

– подсвеченные другим цветом фрагменты текста (так называемые гиперссылки) для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.

Элементы управления учебником, имеющие не очевидную и не очень понятную символику должны обеспечиваться всплывающими подсказками [29].

При использовании электронного учебника для самостоятельной работы необходимо особенное внимание уделить системе контроля знаний, в данном случае самоконтролю знаний. Для усиления контролирующих функций учебника несколько изменим схему процесса обучения.

При обучении объектом управления является обучаемый. Управляющими объектами выступают преподаватель и учебник (т.к. он не заменяет, а дополняет преподавателя) [30].

Целью обучения, т.е. целью работы обучаемого с учебником является получение:

– знаний по конкретной предметной области;

– умений применять различные методы и алгоритмы;

– навыков решения задач;

– оценки приобретенных знаний, умений и навыков.

Цель и результат деятельности обучаемого образуют учебную деятельность [31]. Учебная деятельность организуется не субъектом деятельности (обучаемым), а объектом (преподавателем). Для того чтобы цель и результат совпадали, необходимо управление учебной деятельностью. Результат учебной деятельности является свойством самого субъекта.

Исходя из этого, учебная программа должна включать в себя 3 основные части [32]:

– теоретическую;

– тренирующую;

– контролирующую,

а процесс обучения можно представить схемой, в которую на наш взгляд, разработку электронного учебника, необходимо включить элемент контроля выработки практических умений.


Рассматривая систему контроля можно выделить множество методов контроля и самоконтроля учеников во время учебного процесса. Виды контроля зависят от вида обучения. Наш учебник рассчитан на самообучение, что отразилось на структуре системы контроля знаний. Однако в данном электронном учебнике мы использовали систему самоконтроля с помощью электронных тестов. Удобство электронных тестов заключается в их размещении после каждого раздела теоретического материала, что способствует моментальному определению уровня и качества полученных знаний. После проведения тестов и определения результатов выявляются ошибки учащихся, которые он может устранить путем повторения, изучения и закрепления в ходе работы с теоретическим материалом электронного учебника.

2.2 Практическая реализация электронного пособия

Электронный учебник представляет собой электронную оболочку, в которой размещены HTML страницы, обеспечивающие основную информацию электронного учебника. Запускается учебник файлом l.htm. От первой страницы с содержанием есть ссылки на все другие страницы учебника. Внешний вид основной страницы учебника «Системы счисления» представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Внешний вид основной страницы

От каждого пункта идут ссылки к страницам теории. На рисунке 2 представлен внешний вид раздела «Виды систем счисления»

Рисунок 2. Внешний вид страницы «Виды систем счисления»

После изучения теории обучающийся переходит к контролю знаний, реализованных в виде страницы тестирования. Рисунок страницы тестирования представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Внешний вид страницы тестирования

Итак, электронный учебник – это совершенно новая технология в самостоятельном обучении, которую можно активно использовать для современных учебных заведений.

Электронные учебники, обладают принципиально новыми качествами по сравнению с традиционным пособием, а именно отсутствием бумажного материала, сочетанием в себе аудио, видео и графического комментария, при этом электронный учебник не занимает много места (в отличие от книг и учебников), что придает ему мобильность, как в хранении, так и в использовании.


Заключение

Подводя итоги работы можно сделать вывод что, электронные учебные пособия должны отвечать следующим требованиям: научность, доступность, проблемность, наглядность, систематичность обучения, последовательность обучения, обеспечение активности учащихся, обеспечение сознательности учащихся, прочность усвоения знаний, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, обеспечение индивидуальности обучения, интерактивность обучения, адаптивность обучения, системность и структурно-функциональная связанность представленного учебного материала, обеспечение целостности и непрерывности дидактического цикла обучения, максимальная реализация возможностей компьютерной визуализации учебного материала и другие.

Таким образом, этап создания электронного учебника сводится к необходимости предварительной разработки структуры учебного материала в гипертекстовых электронных пособиях. Структуризация электронного пособия позволяет четко разделять поставленные задачи в учебном процессе, создает целенаправленное размещение информации, необходимой для полно-объемного восприятия материала.

Благодаря структурированию появляется возможность создать для различных видов электронных пособий определенную структуру, которая будет направлена на более эффективный учебный процесс.

Выполненная работа на примере создания электронного учебника по достаточно узкой теме может служить некоторым образцом практической разработки структуры любого учебного материала для представления в виде гипертекстового электронного учебного пособия.

По результатам работы можно сделать вывод, что в образовательном процессе необходимо применять образовательные электронные издания и ресурсы. Так же надо отметить, что повысить эффективность учебного процесса можно за счет заинтересованности самих учащихся.

Список использованных источников

  1. Брановский, Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский // Высшее образование в России. – 2016. – № 1. – С. 81-87.
  2. Агеев, В.Н. Современные электронные учебные издания / В.Н. Агеев. – М. : МГУР, 2013. – 236 с.
  3. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. – М. : Филинъ, 2013. – 616 с.
  4. Гутгарц, Р.Д. Компьютерная технология обучения / Р.Д. Гутгарц, В.П. Чебышева // Информатика и образование. – 2017. – № 5. – С. 44-45.
  5. Горнова, Н.В. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности / Н.В. Горнова. – Саратов : Сателлит, 2014. – 132 с.
  6. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М. : Педагогика, 2016. – 264 с.
  7. Кисилев, Б.Г. Архитектура электронного учебника // Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании: материалы II-ой ежегодной Всероссийской конференции / Б.Г. Кисилев. – М. : МЭСИ, 2015. – 56 с.
  8. Христочевский, С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии / С.А. Христочевский // Информатика и образование. – 2017. – № 2. – С. 70-77.
  9. Голицына, И.Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий / И.Н. Голицына // Education Technology & Society. – 2013. – № 6. – С. 77-83.
  10. Гречихин, А.А. Типология, стандартизация, компьютеризация : учебник / А.А. Гречихин. – М. : Логос, 2017. – 255 с.
  11. Далингер, В. Диалоговые обучающие программы и требования к ним / В. Далингер // Информатика и образование. – 2016. – № 6. – С. 35-40.
  12. Деревнина, А.Ю. Принципы создания электронных учебников / А.Ю. Деревнина, М.Б. Кошелев, В.А. Семикин // Открытое образование. – 2016. – № 2. – С. 14-17.
  13. Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: учебник / О. Ефимова. – М. : АСТ, 2017. – 432 с.
  14. Журбина, Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / Н.А. Журбина // Информационное общество. – 2016. – № 2. – С. 5-6.
  15. Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников : учебник / Л.Х. Зайнутдинова. – Астрахань : ЦНТЭП, 2017. – 364 с.
  16. Зотов, А.А. Создание интегрированных программных продуктов на базе гипертекстовых технологий / А.А. Зотов // Информатика и образование. – 2014. – № 5. – С. 7-11.
  17. Зимина, О.В. Печатные и электронные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О.В. Зимина. – М. : МЭСИ, 2013. – 178 с.
  18. Аленичева, Е.В. Этапы создания электронного учебника / Е.В. Аленичева // Высшее образование в России. – 2016. – № 5. – С. 103-105.
  19. http://marklv.narod.ru/inf/pcc.htm
  20. http://metodist.edu54.ru/node/51310
  21. http://kafinf.pi.sfedu.ru/stud_materials/Zheleznyak/systems_s.html
  22. http://www.txtbooks.ru/informatika/10-klass/100-ugrinovich-10-klass/261-26-1-5-1-predstavlenie-chislovoj-informatsii-s-pomoshchyu-sistem-schisleniya.html
  23. Палтиевич, А.Р., Соколов, А.В. Основы информатики: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 80 с. (к)
  24. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей редакцией М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр "Академия", 2016. - 624 с.
  25. Гашков С. Б. «Системы счисления и их применение»/С. Б. Гашков// МЦМНО. – 2017. – № 6. – С. 12-15.
  26. Иванов, В.Л. Структура электронного учебного пособия: лекции // http: // www.crelbo.narod.ru/site_p1.htm.
  27. Кривошеев, А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ: учебник / А.О. Кривошеев // Информационные технологии. – 2016. – № 2. – С. 14-17.
  28. Козлов, О.А. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризованного учебника / О.А. Козлов, Е.А. Солодова // Информатика и образование. – 2015. – № 3. – С. 97-99.
  29. Кривошеев, А.О. Компьютерные обучающие программы / А.О. Кривошеев, С.С. Фомин, А.С. Демушкин // Информатика и образование. – 2015. – № 3. – С. 15-22.
  30. Калинин, И.А. Принципы создания и методика использования электронного учебного пособия как открытой информационной системы (на примере курса «Алгебра-7»): дис. … канд. пед. наук / Калинин Илья Александрович. – М., 2013. – 147 с.
  31. Костин, А.В. Рефлексивный анализ электронных средств обучения / А.В. Костин // Право и образование. – 2012. – № 4. – С. 110-116.
  32. Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе / А.Ю. Уваров // Педагогическая информатика. – 2013. – № 1. – С. 5-6.