Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опираясь на имеющиеся данные, можно констатировать хорошие показатели наличия ООПТ в Республике Коми в сравнении с регионами Северо-Западного федерального округа и с Российской Федерацией в целом. Для сравнения, общая площадь сухопутных ООПТ (без морских территорий) федерального значения в целом по России составляет 2,73 %.

Распределение ООПТ по территориям городов и районов республики крайне неравномерно. Больше всего площадей, занимаемых ООПТ (с учетом земель, занятых Печоро-Илычским заповедником и национальным парком «Югыд ва») отмечается в Троицко-Печорском, Вуктыльском, Печорском, Княжпогостском, Интинском и Удорском районах. (Рисунок 1)

Рисунок 1

Наибольшее количество ООПТ регионального значения представлено в Корткеросском, Усть-Куломском, Удорском, и Княжпогостском районе. Менее всего ООПТ по общей площади занимаемых земель в Воркутинском, Прилузском, Койгородском и Усть-Вымском районах. (Рисунок 2)

Рисунок 2

На территории Республики Коми имеется ряд уникальных природных образований, представляющих научную, культурную и эстетическую ценность. Некоторые из них официально утверждены в качестве геологических и водных памятников Республики Коми. Среди них наиболее известны водный памятник «Исток Печоры», геологические памятники Лог Иорданского, Медвежья, Туфовая, Ледяная и Канинская пещеры, живописные прибрежные скалы на Илыче, скальные останцы на горных хребтах Торрепорреиз и Маньпупунёр. Мировую известность имеет Медвежья пещера, в которой открыто крупнейшее и самое северное в мире скопление костей пещерных медведя и льва. В результате проведения всероссийского конкурса по выявлению семи «Чудес России» всероссийскую известность получили столбы выветривания на плато Маньпупунёр.

К настоящему времени Республика Коми располагает разветвлённой сетью ООПТ, которая занимает одно из ведущих мест в стране как по количеству ООПТ и занимаемой ими общей площади, так и по их доле в земельном фонде региона. В течение последних лет внесен весомый вклад в оптимизацию региональной сети ООПТ. Абсолютное большинство ООПТ расположено в труднодоступных районах, что благоприятствует сохранению целостности природных комплексов даже при отсутствии хорошо налаженной системы охраны. На основании обобщения данных многолетних исследований можно заключить, что большинство ООПТ Республики Коми в полной мере выполняет функции сохранения эталонных и уникальных экосистем, возобновляемых природных ресурсов, ключевых биотопов редких видов грибов, растений и животных, уникальных памятников неживой природы.


2.2.Проблемы использования ООПТ для развития туризма.

В последние годы активизировалось использование OOПT в туристских целях как системы альтернативного природопользования. Естественными ресурсами для развития экологического туризма в Республике Коми являются ботанические, зоологические и ихтиологические территории, многочисленные памятники неживой природы (карстовые пещеры, скалы-останцы, водопады), а также уголки нетронутой дикой природы. Особое место среди них занимают OOПT федерального звена, представленные крупнейшими в Европе заповедником и национальным парком. Для знакомства с достопримечательностями этих заповедных территорий разработаны более 40 экологических троп и маршрутов.

Отличительные особенности экологического туризма заключаются в том, что он происходит в относительно ненарушенных природных территориях, стимулирует и удовлетворяет желание общаться с природой, предотвращает негативное воздействие на природу и культуру, вносит непосредственный вклад в ее охрану. Экологический туризм может выступить в роли средств и инструментария экологического обустройства регионов. Развитие экологического туризма становится дополнительным, а иногда основным средством оживления экономики депрессивных, ограниченных в развитии территорий. Тенденция притяжения рекреационных зон к наиболее сохранившимся природным ландшафтам сопровождается изменением туристской специализации, развитием инфраструктуры туристских зон, созданием сети национальных парков и охотничьих хозяйств, введением особого природоохранного режима эксплуатации лесов. Однако, ситуация с развитием экологического туризма в заповедниках и парках весьма проблематична. Существует ряд проблем, и пока нет однозначного их решения.

Действующее законодательство не препятствует развитию щадящего познавательного туризма в заповедниках, но и не ставит перед руководителями OOПT эту деятельность в обязанность в качестве направления работы. Таким образом, участие того или иного заповедника в экотуристической сфере полностью зависит от позиции и желания его администрации. Данному вопросу не уделяется значительного внимания, не говоря уж о методическом сопровождении развития экологического туризма на территории OOПT.

Не лучшим образом способствует развитию туризма и излишне сложная, громоздкая, забюрократизированная процедура оформления лицензионных и арендных отношений. Причем практика последних лет наглядно продемонстрировала, что вся эта сверхсложная процедура не защищает от проявлений коррупции, и экономически ущербных для парка сделок. Тормозит развитие туризма отсутствие централизованного финансирования OOПT, их финансовое обеспечение является прерогативой субъектов Федерации и зависит от возможностей региона. Отсюда вытекают проблемы с отсутствием оборудованные должным образом экологических троп и маршрутов. Зачастую не сформирована необходимая инфраструктура: труднодоступность и удаленное расположение многих OOПT от крупных центров и аэропортов, сложность и длительность доставки туристов на территорию, плохие дороги (либо их отсутствие), наличие сезонных сложностей с проездом; суровые климатические условия и ограниченность туристского сезона.


Недостаточность и низкий уровень средств размещения туристов на OOПT (гостевые дома, гостиницы, кордоны, кемпинги и приюты), Недостаток оборудованных экологических троп и туристских маршрутов, отсутствие в OOПT транспортных средств, средств связи, необходимого туристского снаряжения и оборудования.

Отсутствует инженерная инфраструктура (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, мосты, очистные сооружения и т.д.), а также плохое качество дорог, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу; недостаточность туристических автобусов; отсутствие современного программного обеспечения и мультимедийного оборудования в информационных центрах OOПT.

Существенная проблема – недостаток информации. В частности, лишь 32 из 135 заповедников и национальных парков могут похвастаться собственным Интернет-сайтом, причем далеко не на каждом из них желающие посетить эти территории могут найти необходимую информацию. К числу же обладателей наиболее удачных сайтов можно отнести национальный парк «Югыд ва».

Однако, как показал анализ, сеть таких особо охраняемых объектов, созданная в Коми, не в полной мере соответствует международным требованиям. Возможности природно-заповедного фонда используются не полностью, а ведение туристской и рекреационной деятельности на этих территориях – стихийно. Поэтому, считают участники заседания, необходимо включить OOПT в сферу социально-экономических отношений. При этом само развитие туристской инфраструктуры возможно только при приоритете природных ограничений. Эту работу необходимо систематизировать и контролировать. Кроме того, в Минприроды Коми прозвучало, что назрела необходимость принять республиканский закон об особо охраняемых природных территориях. Их количество может расти, и вопрос этот будут рассматривать, учитывая экологическую и экономическую значимость территорий.

2.3.Управление развитием туризма на особо охраняемых природных территорий Республики Коми.

Экологический туризм в его организованном виде является новым направлением. По этому, не вызывает сомнение необходимость использования системного подхода к изучению проблемы организации и управления развитием экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Развитие внутреннего экологического туризма на базе имеющейся сети OOПT – особенно национальных парков - имеет большие экономические перспективы для Республики Коми и может стать важной основой их устойчивого развития и привлечения в регион дополнительных финансовых ресурсов. Тем более в условиях тотального сокращения бюджетного финансирования, экономическая роль экологического туризма и эколого-экскурсионной деятельности весьма актуальна.


Несмотря на возможности OOПT, всегда остро стоит проблема финансирования, что способствует активизировать деловую активность их администраций и заставляет находить другие источники финансирования. Однако, зарабатывая деньги, OOПT сталкивается с обилием законодательных противоречий, которые устанавливают ограничения в их деятельности. В дальнейшем это может критически повлиять на развитие туризма и иной эксплуатации OOПT, поставив под угрозу развивающиеся финансовые механизмы. Но есть способы цивилизованного разрешения данной проблемы через специальный инструмент – некоммерческие организации (далее – НКО), призванный снизить влияние противоречий и способствовать развитию экономики региона. НКО ориентированы на финансирование OOПT через реализацию собственных доходных программ[1].

Для ООПТ с его не развитой инфраструктурой, актуальными являются долгосрочные стратегии, способные быстро повлиять на рост его доходов, через оказание услуг туристам, с одновременным сокращением издержек. Для этого необходимо партнерство НКО, которое позволит усовершенствовать туристические продукты, обучить гидов, провести ряд маркетинговых мероприятий и привлечь спонсорские средства. Взаимодействие НКО может осуществляться в сфере охраны территорий, исследований ООПТ, экологического просвещения, а так же в сфере реорганизации системы охраны ООПТ. НКО оказывает содействие в формировании программ исследований, аренды территорий, заготовку древесины, финансировании возведения и ремонта сооружений туристической инфраструктуры. Распространенной программой является «Сохранение традиционного образа жизни местного населения». Участие НКО в этой программе оказывает содействие предпринимателям из числа местного населения, реализации продукции местных жителей, выполняет функции снабженческой и сервисной организации.

В условиях нехватки средств для развития OOПT, решение задачи его финансирования, требует расширения собственных возможностей и совершенствования финансовых механизмов. Деятельность НКО кроме прямых финансовых и социальных выгод, которые она принесла OOПT и местному населению, продемонстрировала новую модель ведения бизнеса и показала новые возможности для OOПT.

Управление развитием туризма способно создать определенную систему управленческой деятельности по наилучшему удовлетворению потребности людей в путешествиях с самыми разнообразными целями. Эта система будет способствовать организации производства таких туров, туристских услуг и товаров, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль. Посредством этой системы наметятся, и будут способствовать осуществлению разнообразные мероприятия, прежде всего, в таких ключевых областях деятельности менеджмента, как маркетинг, инновации, человеческие ресурсы, финансовые и материальные ресурсы, производительность, социальная ответственность, прибыль. Менеджмент туризма призван внедрить в практику работы рыночные отношения, наполнить рыночным содержанием всю систему управленческой деятельности.


Глава 3. Туризм как перспективное направление развития особо охраняемых природных территорий в Республике Коми

3.1.Перспективы развитие туризма на территории национального парка «Югыд ва».

Наибольшей привлекательностью на территории республики с точки зрения развития туризма является национальный парк «Югыд ва». Еще в советские времена Северный и Приполярный Урал был признан одной из самых перспективных для развития туризма территорий России, наряду с Кавказом, Байкалом и Камчаткой, - по сочетанию основных пейзажеобразующих факторов. Для территории НП «Югыд ва» характерно необычайное богатство и живописность ландшафтов, что является одной из наиболее привлекательных его черт для туристов.

Общая площадь охраняемой территории 1 894 133 гектар с разнообразным ландшафтом. (Рисунок 3)

Рисунок 3

Национальный парк «Югыд ва» расположен на западных склонах Северного и Приполярного, а именно в наиболее высокой части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Территория находится в Республике Коми, в трех административных районах: Печорском районе, Вуктыльском и Интинском районах.

Территория НП «Югыд ва» включена в Приполярно-Уральскую физико-географическую область. Именно здесь располагаются самые высокие вершины, которые поднимаются на высоту более 1800 метров. Ширина горной полосы на этом участке достигает 150-ти километров. Самые высокие вершины — гора Народная (1895 м), Манарага (1660 метров), Карпинского, Колокольня, Неройка — высота более 1600 м. Все они находятся в центральной части парка «Югыд ва».

На территории национального парка расположены крупнейшие реки западного склона Уральских гор: Косью, Щугор и Большая Сыня. Протяженность рек, пригодных и разрешенных для туризма превышает 1200 км. Все они – притоки реки Печоры. Русла рек характеризуются как «горные» и отмечены бурными и стремительными порогами и перекатами с большим падением высот. В горных ручьях градиент русла нередко достигает десятков метров на один километр и часто ручьи низвергаются вниз с отвесных скал очень живописными водопадами. По густоте водной сети и водоносности территория Приполярного Урала не имеет себе равных на всем Урале. Такое обилие воды сказалось на том, что Приполярный Урал очень богат озерами. Только в горной части этой территории их можно насчитать около 800 штук, 38 ледников. Особо широко распространены озера с ледниковым происхождением.