Файл: Моделирование предметной области «Управление запасами» с помощью UML.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование UML не ограничивается моделированием программного обеспечения. Его также используют для моделирования бизнес-процессов системного проектирования и отображения организационных структур.

UML позволяет также разработчикам программного обеспечения достигнуть соглашения в графических обозначениях для представления общих понятий (таких как класс, компонент, обобщение (generalization), объединение (aggregation) и поведение, и больше сконцентрироваться на проектировании и архитектуре.

1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть».

Объектом анализа в курсовом проекте является деятельность по управлению закупками и процессом выдачи товара со склада. Эта деятельность выполняется складом, где работают заведующий складом и кладовщики.

При выполнении задач работникам склада приходится взаимодействовать с другими подразделениями организации, от которых они получают входные документы и передают исходящую информацию (таблица 1.2).

Таблица 1.2 – Взаимодействие склада с другими подразделениями

№ п/п

Подразделение

Получение

Предоставление

1

Подразделения

  • Заявка на выдачу товаров
  • Запрос о наличии товаров

Отчет о наличии товаров

2

Коммерческий отдел

  • Информация о поставках
  • Отчет о наличии товаров
  • Заявка на поставку отдельных товаров

3

Экономический отдел

  • Запрос от подразделения о наличии товаров
  • Расходная накладная на товары
  • Отчет о наличии товаров
  • Отчет о поступлении и выдаче

4

Бухгалтерия

  • Приходная накладная на поступившие товары
  • Отчет о поступлении и выдаче

5

Юридический отдел

  • Данные поставщиков

Основным исполнителем процесса является менеджер.

Для анализа предметной области выполним разработку диаграмм. В первую очередь разрабатывается диаграмма прецедентов (вариантов использования). Диаграмма прецедентов позволяет создать список операций, которые выполняет система. Часто этот вид диаграмм называют диаграммой функций, потому что на основе набора таких диаграмм создается список требований к системе и определяется множество выполняемых системой функций.


Каждая такая диаграмма это описание сценария поведения, которому следуют действующие лица (Actors). Данный тип диаграмм используется при описании бизнес процессов автоматизируемой предметной области, определений требований к будущей программной системе. Отражает объекты как системы, так и предметной области и задачи, ими выполняемые. Этот вид диаграммы создается одним из первых. На его основе формируется список функций системы, а также определяются пользователи, исполнители, определяются основные части системы. На основе этой диаграммы строятся другие диаграммы. Диаграмма вариантов использования приведена на рисунке 1.9.

Рисунок 1.9 – Диаграмма вариантов использования

Рассмотрим, каким образом организован процесс учета запасов на складе. При поступлении товаров на основе товарной накладной в специальный файл (в формате Excel) вносятся данные о поступивших товарах, их количестве и стоимости. Кроме того, заполняются подробные данные о поставщиках. Данные о поставщиках вносятся в отдельный файл. При внесении данных о товарах приходится просматривать файл, определяя, имеется ли уже запись о таких товарах или нет. Если нет – то нужно вводить новые сведения, если же запись о таком виде товара уже есть, то нужно изменить указанное в файле количество товара с учетом количества поступившего товара.

Кроме того, от коммерческого отдела поступает информация (в виде текстовых документов) о товарах, которые должны быть поставлены (с указанием сроков, вида и количества, а также поставщика). Эти документы (служебные записки) хранятся в бумажном виде, и при необходимости просматриваются.

При поступлении заявки от подразделения на выдачу товаров кладовщик заполняет заявку. Это делается на основании звонка от начальника отдела (или менеджера) или служебной записки. Кладовщик просматривает файл с информацией о наличии товаров. Если товары имеются на складе, то формируется расходная накладная и товары выдаются менеджеру подразделения. Если товаров нет в наличии, то анализируется информация о запланированных доставках и, при наличии товаров среди тех, которые должны быть поставлены, выдается информация о времени их поставки. Если товаров нет в наличии, и нет данных о запланированной поставке, то оформляется заявка на поставку товаров, которая передается в финансовый отдел, а в подразделение передается информация о том, что сделана заявка на поставку необходимых товаров.


Рисунок 1.10 – Диаграмма последовательности

Взаимодействие объектов в системе происходит посредством приема и передачи сообщений объектами-клиентами и обработки этих сообщений объектами-серверами. При этом в разных ситуациях одни и те же объекты могут выступать и в качестве клиентов, и в качестве серверов.

Для моделирования того, как именно происходит взаимодействия между элементами системы, используются диаграммы взаимодействия (последовательности) и кооперации. Диаграммы взаимодействия позволяет отразить последовательность передачи сообщений между объектами.

Этот тип диаграммы не акцентирует внимание на конкретном взаимодействии, главный акцент уделяется последовательности приема/передачи сообщений. Диаграмма взаимодействия анализируемой предметной области представлена на рисунке 1.10.

Диаграммы кооперации позволяют описать взаимодействия объектов, абстрагируясь от последовательности передачи сообщений. На этом типе диаграмм в компактном виде отражаются все принимаемые и передаваемые сообщения конкретного объекта и типы этих сообщений. Диаграмма кооперации анализируемой предметной области представлена на рисунке 1.11.

Рисунок 1.11 – Диаграмма кооперации

По причине того, что диаграммы Sequence и Collaboration являются разными взглядами на одни и те же процессы, Rational Rose позволяет создавать из Sequence диаграммы диаграмму Collaboration и наоборот, а также производит автоматическую синхронизацию этих диаграмм.

Еще очень важной диаграммой является диаграмма деятельности. Если варианты использования ставят перед системой цель, то диаграмма  деятельности показывает последовательность действий, необходимых для ее достижения.  Действия (action) это элементарные шаги, которые не предполагают дальнейшую декомпозицию.

Деятельность может содержать входящие и/или исходящие дуги деятельности, показывающие потоки управления и потоки данных. Если поток соединяет две деятельности, он является потоком управления. Если поток заканчивается объектом, он является потоком данных. 

Деятельность выполняется, только тогда, когда готовы все его «входы», после выполнения, деятельность передает управление и(или) данные на свои «выходы». Саму диаграмму деятельности принято располагать таким образом, чтобы действия следовали слева направо или сверху вниз. 

На рисунке 1.12 представлена диаграмма деятельности анализируемой предметной области.


Рисунок 1.12 – Диаграмма деятельности

Еще одной диаграммой, важной для разработки информационной системы, является диаграмма классов. Этот тип диаграмм позволяет создавать логическое представление системы, на основе которого создается исходный код описанных классов. Значки диаграммы позволяют отображать сложную иерархию систем, взаимосвязи классов (Classes) и интерфейсов (Interfaces). Данный тип диаграмм противоположен по содержанию диаграмме Collaboration, на котором отображаются объекты системы. Rational Rose позволяет создавать классы при помощи данного типа диаграмм в различных нотациях. Диаграмма классов предметной области представлена на рисунке 1.13.

Рисунок 1.13 – Диаграмма классов

На основе представленной модели, а также описания процесса можно сделать вывод, что процесс является длительным, трудоемким и затратным. Кроме того, в процессе анализа могут быть допущены ошибки, что приводит к искажению информации и негативно воздействует на процесс принятия решений на основе этих данных. Автоматизация процесса позволит решить все эти проблемы.

2. Проектирование информационной системы 

2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

При анализе процесса выполнения задачи были выявлены такие основные недостатки:

1. Большие затраты времени на выполнение процесса;

2. Высокая стоимость выполнения процесса;

3. Наличие ошибок, которые могут негативно влиять на процесс принятия решения, а также требовать дополнительного времени для поиска и устранения.

Решением всех этих проблем может стать разработка информационной системы. Цель разрабатываемой информационной системы: автоматизация задач, выполняемых в процессе учета движения товаров на складе Интернет-магазина, подготовка данных для отчетов по результатам деятельности, а также необходимых выходных документов. Основные задачи внедряемой информационной системы:

1. Автоматизация оформления заявки;

2. Автоматизация оформления факта поступления товаров;


3. Автоматизация учета товаров, поиска информации о наличии или отсутствии товаров;

4. Автоматизация учета о планируемом поступлении товаров;

5. Автоматизация выдачи товаров;

6. Автоматизация формирования заявки на закупку товаров;

7. Автоматизация подготовки отчетности.

Результатом решения поставленной задачи будет разработанная информационная система учета заказов товаров.

2.2. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть».

Проанализируем, каким образом изменится процесс при внедрении информационной системы. Все эти процессы отражены на диаграмме вариантов использования (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Диаграмма прецендентов

При поступлении товаров на основе товарной накладной данные о поступивших товарах, их количестве и стоимости будут вноситься через специальные формы в информационную систему. Данные о поставщиках хранятся в справочнике или вносятся через специальную форму, если поставщик новый. Также в систему вносятся данные о заказах поставщикам.

На основе заявок от покупателей формируются накладные на выдачу товаров. Если товары имеются на складе, то формируется расходная накладная и товары выдаются менеджеру подразделения. Если товаров нет в наличии, то анализируется информация о заказах поставщикам и, при наличии товаров среди тех, которые должны быть поставлены, выдается информация о времени их поставки. Если товаров нет в наличии, и нет данных о запланированной поставке, то оформляется заказ потавщику. Все это выполняеся автоматически средствами информационной системы.

Диаграмма кооперации для варианта использования «Подготовка приходной накладной» представлен на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Диаграмма кооперации

Диаграмма последовательности для варианта использования «Подготовка приходной накладной» представлен на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Диаграмма последовательности

Диаграмма деятельности для проектируемой информационной системы представлена на рисунке 2.4. Данная диаграмма станет основой для разработки алгоритма функционирования информационной системы и проектирования интерфейса пользователя.