Файл: Учебное пособие для бакалавриата СанктПетербург 2016 1 академия генеральной прокуратуры российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразова- ние. Правопреемство при названных формах регламентируется ст. 58 ГК РФ.
Слияние — это соединение двух или более юридических лиц в одно. При слиянии юридических лиц эти лица прекращаются, а права и обязанности каждого из них переходят в порядке уни- версального правопреемства к вновь возникающему юридиче- скому лицу.
Присоединение — форма реорганизации, при которой к одно- му юридическому лицу присоединяется («вливается» в него) дру- гое юридическое лицо. Присоединяющееся лицо прекращается, а его права и обязанности в порядке универсального правопреем- ства переходят на основании передаточного акта к продолжаю- щему существовать юридическому лицу.
Разделение — форма реорганизации, при которой юридиче- ское лицо разделяется на два или более новых лица. При разделе- нии юридического лица следует его прекращение, а его права и обязанности в порядке универсального правопреемства перехо- дят к вновь созданным лицам.
Выделение — форма реорганизации, при которой из суще- ствующего юридического лица выделяется новое лицо (или не- сколько лиц), к которому в порядке сингулярного правопреемства переходит часть прав и обязанностей продолжающего существо- вать юридического лица.
Преобразование — изменение организационно-правовой фор- мы юридического лица. При данной форме реорганизации также прекращается первоначальное лицо, но одновременно с этим воз- никает новое, к которому в порядке универсального правопреем- ства переходят все права и обязанности преобразуемого лица.
Новеллой главы 4 ГК РФ являются положения о возможности осуществления смешанной реорганизации. Согласно пп. 2 и 3
21
ст. 57 ГК РФ допускается, по общему правилу, реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, а также реорганизация с участием двух и более юридиче- ских лиц, в том числе созданных в разных организационно- правовых формах. Например, из акционерного общества можно будет выделить два общества с ограниченной ответственностью, одно из которых можно присоединить к производственному ко- оперативу, а по второму провести слияние с другим обществом с ограниченной ответственностью, в результате которого возник- нет акционерное общество
8
В случаях, прямо установленных законом, для смешенной реор- ганизации могут быть предусмотрены определенные ограничения.
В ГК РФ устанавливаются, в частности, следующие ограничения: не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие, корпораций — в унитарные организации и наоборот (п. 3 ст. 68 ГК РФ); производственный кооператив может быть преобразован только в хозяйственные товарищества и общества (ст. 106.6
ГК РФ); участие в реорганизации юридических лиц разных правовых форм допускается, только если законом предусмотрена возмож- ность преобразования юридического лица одной из таких форм в юридическое лицо другой формы (абз. 4 п. 1 ст. 57 ГК РФ); религиозные организации не могут быть преобразованы в лю- бые иные формы (ст. 123.26 ГК РФ); потребительский кооператив может быть преобразован в об- щественную организацию, ассоциацию (союз), автономную не- коммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищ- но-строительный кооператив — только в товарищество собствен- ников недвижимости (п. 3 ст. 123.2 ГК РФ); общественная организация может быть преобразована только в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123.4 ГК РФ); ассоциация (союз) могут быть преобразованы только в обще- ственную организацию, автономную некоммерческую организа- цию или фонд (п. 4 ст. 123.8 ГК РФ); товарищество собственников недвижимости по решению сво- их членов может быть преобразовано только в потребительский кооператив (п. 4 ст. 123.12 ГК РФ);
8
См. подробнее: Сидоров Д. Одновременной реорганизации быть //
«ЭЖ-Юрист». 2014. № 40. С. 6.
22
казачье общество может быть преобразовано только в ассоци- ацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (п. 2 ст. 123.15 ГК РФ); община коренных малочисленных народов Российской Феде- рации может быть преобразована только в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (п. 3 ст. 123.16
ГК РФ); частное учреждение может быть преобразовано только в ав- тономную некоммерческую организацию или фонд (п. 3 ст. 123.23 ГК РФ); автономная некоммерческая организация может быть преоб- разована только в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ); государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организа- ционно-правовых форм только в случаях, предусмотренных зако- ном (п. 7 ст. 123.22 ГК РФ)
9
Документом, оформляющим правопреемство при реорганиза- ции юридического лица, является передаточный акт. Этот доку- мент должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отноше- нии всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения право- преемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имуще- ства, возникновением, изменением, прекращением прав и обязан- ностей реорганизуемого юридического лица, которые могут про- изойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Передаточный акт утверждается учредителями
(участниками) юридического лица или органом, принявшим ре- шение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной ре- гистрации юридических лиц, создаваемых в результате реоргани- зации, или внесения изменений в учредительные документы су- ществующих юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).
Единый, общий для всех юридических лиц порядок реоргани- зации в нормах ГК РФ не прописан, он регламентируется отдель- ными Федеральными законами о юридических лицах.
Так, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ подробно ре- гулирует особенности порядка реорганизации для каждой из форм реорганизации. Например, в соответствии с п. 1 ст. 17 дан- ного Закона присоединением общества признается прекращение
9
См. подробнее Ильина Д. Реорганизация по-новому // «ЭЖ-Юрист». 2014.
№ 40. С. 4—5.
23
одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обя- занностей другому обществу.
Присоединяемое общество и общество, к которому осуществ- ляется присоединение, заключают договор о присоединении.
Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реор- ганизации в форме присоединения. Совет директоров (наблюда- тельный совет) общества, к которому осуществляется присоеди- нение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено догово- ром о присоединении.
Общее собрание акционеров общества, к которому осуществ- ляется присоединение, принимает решение по вопросу о реорга- низации в форме присоединения, включающее в себя утвержде- ние договора о присоединении, а также принимает решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в устав такого общества), если это предусмотрено договором о присоединении.
Общее собрание акционеров присоединяемого общества при- нимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоеди- нения, включающее в себя утверждение договора о присоедине- нии и передаточного акта (п. 2 ст. 17 Федерального закона от
26.12.1995 № 208-ФЗ).
Договор о присоединении должен содержать такие сведения, как: наименование, сведения о месте нахождения каждого обще- ства, участвующего в присоединении; порядок и условия присо- единения; порядок конвертации акций присоединяемого обще- ства в акции общества, к которому осуществляется присоедине- ние, и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких об- ществ и другие сведения (п. 2 ст. 17 указанного Закона).
5. ГАРАНТИИ ПРАВ КРЕДИТОРОВ РЕОРГАНИЗУЕМОГО
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Система гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридиче- ского лица может быть представлена организационными и граж- данско-правовыми механизмами.
Организационные механизмы защиты прав кредиторов реорга- низуемого юридического лица представлены следующими меро- приятиями.
24
Во-первых, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведо- мить в письменной форме уполномоченный государственный ор- ган, осуществляющий государственную регистрацию юридиче- ских лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.
Во-вторых, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой инфор- мации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганиза- ции (п. 1 ст. 60 ГК РФ).
В-третьих, обязательным условием государственной регистра- ции возникших в результате реорганизации юридических лиц является предоставление наряду с другими документами переда- точного акта. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обяза- тельствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Правовые механизмы защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица представлены следующими мероприятиями.
Во-первых, по общему правилу, кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потре- бовать в судебном порядке досрочного исполнения соответству- ющего обязательства должником, а при невозможности досроч- ного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установлен- ных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.
Требования о досрочном исполнении обязательства или пре- кращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реор- ганизации юридического лица (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 60 ГК РФ). Эти требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации.
Во-вторых, кредитору в течение тридцати дней с даты предъ- явления требования о досрочном исполнении или прекращении
25
обязательства и возмещении убытков может быть предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным (абз. 5 п. 2 ст. 60
ГК РФ). В качестве обеспечения может выступать безотзывная банковская гарантия. При этом предложенное кредитору обеспе- чение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков будет считаться достаточным, если кредитор согласился принять такое обеспечение; кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не ме- нее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечи- ваемого обязательства (п. 4 ст. 60 ГК РФ).
В-третьих, в некоторых случаях предусмотрена ответствен- ность определенных лиц перед кредиторами. Механизм солидар- ной ответственности прописан ст.ст. 322—325 ГК РФ. Суть этого механизма сводится к следующему. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Не получив полного удовлетворения от одного из солидарных должников, кредитор имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ).
Солидарный должник, к которому предъявлены названные выше требования, обязан их удовлетворить. Он не вправе ссы- латься на то, что лично он не имеет перед кредитором обяза- тельств (ст. 324 ГК РФ).
Солидарная ответственность перед кредитором реорганизуе- мого юридического лица установлена в двух случаях:
1) солидарную ответственность перед кредитором будут нести юридические лица, созданные в результате реорганизации, а также лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, члены их коллеги- альных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени ре- организованного юридического лица, если кредитору, потребо- вавшему в соответствии с правилами абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ до- срочного исполнения обязательства или прекращения обязатель- ства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения в результате их недобросовестных действий (п. 3 ст. 60 ГК РФ);
26 2) если передаточный акт не позволяет определить правопре- емника по обязательству юридического лица, а также если из пе- редаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реор- ганизации недобросовестно распределены активы и обязатель- ства реорганизуемых юридических лиц, что привело к суще- ственному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юри- дические лица несут солидарную ответственность по такому обя- зательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ).
6. ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица может быть добровольной
или принудительной.
Особыми основаниями ликвидации юридического лица являют- ся фактическое прекращение деятельности юридического лица
(ст. 64.2 ГК РФ) и несостоятельность (банкротство) юридическо- го лица (ст. 65 ГК РФ).
Основаниями для добровольной ликвидации юридического лица являются: решение его учредителей (участников) либо органа юридиче- ского лица, уполномоченного на то учредительными документами; истечение срока, на который создано юридическое лицо; достижение цели, ради которой оно создано.
Неисчерпывающий перечень оснований для принудительной ликвидации юридического лица содержится в п. 3 ст. 61 ГК РФ.
К ним относятся: признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения но- сят неустранимый характер (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ); осуществление юридическим лицом деятельности без надле- жащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязатель- ного членства в саморегулируемой организации или необходимо- го в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
27
осуществление юридическим лицом деятельности, запрещен- ной законом, либо с нарушением Конституции Российской Феде- рации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушения- ми закона или иных правовых актов (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ); систематическое осуществление общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей устав- ным целям таких организаций (подп. 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ); невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление его деятельности становится невозможным или существенно затруд- няется (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ); иные случаи, предусмотренные законом (подп. 6 п. 3 ст. 61
ГК РФ).
Юридическое лицо принудительно может быть ликвидирова- но только по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Требование о ликвидации юридического лица по принудитель- ным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Общий порядок ликвидации юридического лица регламентиру- ется нормами ст.ст. 62, 63 ГК РФ.
Учредители (участники) юридического лица или орган, при- нявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны со- общить в письменной форме об этом в уполномоченный государ- ственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Они же назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавли- вают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица; она же выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица (ст. 62 ГК РФ).
Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах мас- совой информации, в которых опубликовываются данные о госу- дарственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его креди- торами, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
28
После окончания срока предъявления требований кредитора- ми ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликви- дационный баланс, который содержит сведения о составе имуще- ства ликвидируемого юридического лица, перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а так- же перечень требований, удовлетворенных вступившим в закон- ную силу решением суда, независимо от того, были ли такие тре- бования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пп. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ).
При достаточности денежных средств для полного удовлетво- рения требований кредиторов их выплата производится ликвида- ционной комиссией с соблюдением очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
Сначала погашаются текущие расходы ликвидируемого юри- дического лица и расходы, необходимые для осуществления лик- видации. Требования его кредиторов удовлетворяются в следую- щей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, пе- ред которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответ- ственность за причинение вреда жизни или здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выход- ных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам ре- зультатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты по обязательным пла- тежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кре- диторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов преды- дущей очереди.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная ко- миссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесе- ния сведений о его прекращении в единый государственный ре- естр юридических лиц.
29
Порядок прекращения недействующего юридического лица яв- ляется новеллой действующего Гражданского кодекса Россий- ской Федерации (ст. 64.2).
Недействующим юридическим лицом будет считаться органи- зация, отвечающая одновременно следующим признакам: факти- ческое прекращение деятельности; непредоставление в налоговые органы за последние 12 месяцев отчетности; неосуществление операций хотя бы по одному из своих счетов. Порядок государ- ственной регистрации при исключении недействующего юриди- ческого лица из единого государственного реестра юридических лиц определяется нормами Федерального закона от 08.08.2001
№ 129-ФЗ и многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 3 ст. 21.1 указанного Закона решение о предстоя- щем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц должно быть опуб- ликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия. Следствием такого решения явля- ется осуществление мер, направленных на защиту прав кредито- ров в связи с исключением должника из реестра: одновременно с названным решением должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юри- дическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недей- ствующего юридического лица из единого государственного ре- естра юридических лиц.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжало- вано. Заинтересованными лицами, чьи права и законные интере- сы затрагиваются в связи с исключением недействующего юри- дического лица из единого государственного реестра юридиче- ских лиц, могут быть кредиторы или иные лица
10
Порядок ликвидации юридического лица в связи с его несо-
стоятельностью (банкротством) характеризуется определен- ной спецификой.
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), регулируются нормами многочисленных нормативных правовых
10
Подробнее о порядке исключения из государственного реестра юридиче- ских лиц см.: Бычков А. Исключить брошенную компанию // «ЭЖ-Юрист».
2015. № 21. С. 12—15.
Слияние — это соединение двух или более юридических лиц в одно. При слиянии юридических лиц эти лица прекращаются, а права и обязанности каждого из них переходят в порядке уни- версального правопреемства к вновь возникающему юридиче- скому лицу.
Присоединение — форма реорганизации, при которой к одно- му юридическому лицу присоединяется («вливается» в него) дру- гое юридическое лицо. Присоединяющееся лицо прекращается, а его права и обязанности в порядке универсального правопреем- ства переходят на основании передаточного акта к продолжаю- щему существовать юридическому лицу.
Разделение — форма реорганизации, при которой юридиче- ское лицо разделяется на два или более новых лица. При разделе- нии юридического лица следует его прекращение, а его права и обязанности в порядке универсального правопреемства перехо- дят к вновь созданным лицам.
Выделение — форма реорганизации, при которой из суще- ствующего юридического лица выделяется новое лицо (или не- сколько лиц), к которому в порядке сингулярного правопреемства переходит часть прав и обязанностей продолжающего существо- вать юридического лица.
Преобразование — изменение организационно-правовой фор- мы юридического лица. При данной форме реорганизации также прекращается первоначальное лицо, но одновременно с этим воз- никает новое, к которому в порядке универсального правопреем- ства переходят все права и обязанности преобразуемого лица.
Новеллой главы 4 ГК РФ являются положения о возможности осуществления смешанной реорганизации. Согласно пп. 2 и 3
21
ст. 57 ГК РФ допускается, по общему правилу, реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, а также реорганизация с участием двух и более юридиче- ских лиц, в том числе созданных в разных организационно- правовых формах. Например, из акционерного общества можно будет выделить два общества с ограниченной ответственностью, одно из которых можно присоединить к производственному ко- оперативу, а по второму провести слияние с другим обществом с ограниченной ответственностью, в результате которого возник- нет акционерное общество
8
В случаях, прямо установленных законом, для смешенной реор- ганизации могут быть предусмотрены определенные ограничения.
В ГК РФ устанавливаются, в частности, следующие ограничения: не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие, корпораций — в унитарные организации и наоборот (п. 3 ст. 68 ГК РФ); производственный кооператив может быть преобразован только в хозяйственные товарищества и общества (ст. 106.6
ГК РФ); участие в реорганизации юридических лиц разных правовых форм допускается, только если законом предусмотрена возмож- ность преобразования юридического лица одной из таких форм в юридическое лицо другой формы (абз. 4 п. 1 ст. 57 ГК РФ); религиозные организации не могут быть преобразованы в лю- бые иные формы (ст. 123.26 ГК РФ); потребительский кооператив может быть преобразован в об- щественную организацию, ассоциацию (союз), автономную не- коммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищ- но-строительный кооператив — только в товарищество собствен- ников недвижимости (п. 3 ст. 123.2 ГК РФ); общественная организация может быть преобразована только в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123.4 ГК РФ); ассоциация (союз) могут быть преобразованы только в обще- ственную организацию, автономную некоммерческую организа- цию или фонд (п. 4 ст. 123.8 ГК РФ); товарищество собственников недвижимости по решению сво- их членов может быть преобразовано только в потребительский кооператив (п. 4 ст. 123.12 ГК РФ);
8
См. подробнее: Сидоров Д. Одновременной реорганизации быть //
«ЭЖ-Юрист». 2014. № 40. С. 6.
22
казачье общество может быть преобразовано только в ассоци- ацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (п. 2 ст. 123.15 ГК РФ); община коренных малочисленных народов Российской Феде- рации может быть преобразована только в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (п. 3 ст. 123.16
ГК РФ); частное учреждение может быть преобразовано только в ав- тономную некоммерческую организацию или фонд (п. 3 ст. 123.23 ГК РФ); автономная некоммерческая организация может быть преоб- разована только в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ); государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организа- ционно-правовых форм только в случаях, предусмотренных зако- ном (п. 7 ст. 123.22 ГК РФ)
9
Документом, оформляющим правопреемство при реорганиза- ции юридического лица, является передаточный акт. Этот доку- мент должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отноше- нии всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения право- преемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имуще- ства, возникновением, изменением, прекращением прав и обязан- ностей реорганизуемого юридического лица, которые могут про- изойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Передаточный акт утверждается учредителями
(участниками) юридического лица или органом, принявшим ре- шение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной ре- гистрации юридических лиц, создаваемых в результате реоргани- зации, или внесения изменений в учредительные документы су- ществующих юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).
Единый, общий для всех юридических лиц порядок реоргани- зации в нормах ГК РФ не прописан, он регламентируется отдель- ными Федеральными законами о юридических лицах.
Так, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ подробно ре- гулирует особенности порядка реорганизации для каждой из форм реорганизации. Например, в соответствии с п. 1 ст. 17 дан- ного Закона присоединением общества признается прекращение
9
См. подробнее Ильина Д. Реорганизация по-новому // «ЭЖ-Юрист». 2014.
№ 40. С. 4—5.
23
одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обя- занностей другому обществу.
Присоединяемое общество и общество, к которому осуществ- ляется присоединение, заключают договор о присоединении.
Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реор- ганизации в форме присоединения. Совет директоров (наблюда- тельный совет) общества, к которому осуществляется присоеди- нение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено догово- ром о присоединении.
Общее собрание акционеров общества, к которому осуществ- ляется присоединение, принимает решение по вопросу о реорга- низации в форме присоединения, включающее в себя утвержде- ние договора о присоединении, а также принимает решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в устав такого общества), если это предусмотрено договором о присоединении.
Общее собрание акционеров присоединяемого общества при- нимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоеди- нения, включающее в себя утверждение договора о присоедине- нии и передаточного акта (п. 2 ст. 17 Федерального закона от
26.12.1995 № 208-ФЗ).
Договор о присоединении должен содержать такие сведения, как: наименование, сведения о месте нахождения каждого обще- ства, участвующего в присоединении; порядок и условия присо- единения; порядок конвертации акций присоединяемого обще- ства в акции общества, к которому осуществляется присоедине- ние, и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких об- ществ и другие сведения (п. 2 ст. 17 указанного Закона).
5. ГАРАНТИИ ПРАВ КРЕДИТОРОВ РЕОРГАНИЗУЕМОГО
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Система гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридиче- ского лица может быть представлена организационными и граж- данско-правовыми механизмами.
Организационные механизмы защиты прав кредиторов реорга- низуемого юридического лица представлены следующими меро- приятиями.
24
Во-первых, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведо- мить в письменной форме уполномоченный государственный ор- ган, осуществляющий государственную регистрацию юридиче- ских лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.
Во-вторых, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой инфор- мации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганиза- ции (п. 1 ст. 60 ГК РФ).
В-третьих, обязательным условием государственной регистра- ции возникших в результате реорганизации юридических лиц является предоставление наряду с другими документами переда- точного акта. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обяза- тельствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Правовые механизмы защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица представлены следующими мероприятиями.
Во-первых, по общему правилу, кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потре- бовать в судебном порядке досрочного исполнения соответству- ющего обязательства должником, а при невозможности досроч- ного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установлен- ных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.
Требования о досрочном исполнении обязательства или пре- кращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реор- ганизации юридического лица (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 60 ГК РФ). Эти требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации.
Во-вторых, кредитору в течение тридцати дней с даты предъ- явления требования о досрочном исполнении или прекращении
25
обязательства и возмещении убытков может быть предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным (абз. 5 п. 2 ст. 60
ГК РФ). В качестве обеспечения может выступать безотзывная банковская гарантия. При этом предложенное кредитору обеспе- чение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков будет считаться достаточным, если кредитор согласился принять такое обеспечение; кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не ме- нее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечи- ваемого обязательства (п. 4 ст. 60 ГК РФ).
В-третьих, в некоторых случаях предусмотрена ответствен- ность определенных лиц перед кредиторами. Механизм солидар- ной ответственности прописан ст.ст. 322—325 ГК РФ. Суть этого механизма сводится к следующему. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Не получив полного удовлетворения от одного из солидарных должников, кредитор имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ).
Солидарный должник, к которому предъявлены названные выше требования, обязан их удовлетворить. Он не вправе ссы- латься на то, что лично он не имеет перед кредитором обяза- тельств (ст. 324 ГК РФ).
Солидарная ответственность перед кредитором реорганизуе- мого юридического лица установлена в двух случаях:
1) солидарную ответственность перед кредитором будут нести юридические лица, созданные в результате реорганизации, а также лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, члены их коллеги- альных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени ре- организованного юридического лица, если кредитору, потребо- вавшему в соответствии с правилами абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ до- срочного исполнения обязательства или прекращения обязатель- ства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения в результате их недобросовестных действий (п. 3 ст. 60 ГК РФ);
26 2) если передаточный акт не позволяет определить правопре- емника по обязательству юридического лица, а также если из пе- редаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реор- ганизации недобросовестно распределены активы и обязатель- ства реорганизуемых юридических лиц, что привело к суще- ственному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юри- дические лица несут солидарную ответственность по такому обя- зательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ).
6. ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица может быть добровольной
или принудительной.
Особыми основаниями ликвидации юридического лица являют- ся фактическое прекращение деятельности юридического лица
(ст. 64.2 ГК РФ) и несостоятельность (банкротство) юридическо- го лица (ст. 65 ГК РФ).
Основаниями для добровольной ликвидации юридического лица являются: решение его учредителей (участников) либо органа юридиче- ского лица, уполномоченного на то учредительными документами; истечение срока, на который создано юридическое лицо; достижение цели, ради которой оно создано.
Неисчерпывающий перечень оснований для принудительной ликвидации юридического лица содержится в п. 3 ст. 61 ГК РФ.
К ним относятся: признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения но- сят неустранимый характер (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ); осуществление юридическим лицом деятельности без надле- жащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязатель- ного членства в саморегулируемой организации или необходимо- го в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
27
осуществление юридическим лицом деятельности, запрещен- ной законом, либо с нарушением Конституции Российской Феде- рации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушения- ми закона или иных правовых актов (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ); систематическое осуществление общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей устав- ным целям таких организаций (подп. 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ); невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление его деятельности становится невозможным или существенно затруд- няется (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ); иные случаи, предусмотренные законом (подп. 6 п. 3 ст. 61
ГК РФ).
Юридическое лицо принудительно может быть ликвидирова- но только по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Требование о ликвидации юридического лица по принудитель- ным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Общий порядок ликвидации юридического лица регламентиру- ется нормами ст.ст. 62, 63 ГК РФ.
Учредители (участники) юридического лица или орган, при- нявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны со- общить в письменной форме об этом в уполномоченный государ- ственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Они же назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавли- вают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица; она же выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица (ст. 62 ГК РФ).
Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах мас- совой информации, в которых опубликовываются данные о госу- дарственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его креди- торами, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
28
После окончания срока предъявления требований кредитора- ми ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликви- дационный баланс, который содержит сведения о составе имуще- ства ликвидируемого юридического лица, перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а так- же перечень требований, удовлетворенных вступившим в закон- ную силу решением суда, независимо от того, были ли такие тре- бования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пп. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ).
При достаточности денежных средств для полного удовлетво- рения требований кредиторов их выплата производится ликвида- ционной комиссией с соблюдением очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
Сначала погашаются текущие расходы ликвидируемого юри- дического лица и расходы, необходимые для осуществления лик- видации. Требования его кредиторов удовлетворяются в следую- щей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, пе- ред которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответ- ственность за причинение вреда жизни или здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выход- ных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам ре- зультатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты по обязательным пла- тежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кре- диторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов преды- дущей очереди.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная ко- миссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесе- ния сведений о его прекращении в единый государственный ре- естр юридических лиц.
29
Порядок прекращения недействующего юридического лица яв- ляется новеллой действующего Гражданского кодекса Россий- ской Федерации (ст. 64.2).
Недействующим юридическим лицом будет считаться органи- зация, отвечающая одновременно следующим признакам: факти- ческое прекращение деятельности; непредоставление в налоговые органы за последние 12 месяцев отчетности; неосуществление операций хотя бы по одному из своих счетов. Порядок государ- ственной регистрации при исключении недействующего юриди- ческого лица из единого государственного реестра юридических лиц определяется нормами Федерального закона от 08.08.2001
№ 129-ФЗ и многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 3 ст. 21.1 указанного Закона решение о предстоя- щем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц должно быть опуб- ликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия. Следствием такого решения явля- ется осуществление мер, направленных на защиту прав кредито- ров в связи с исключением должника из реестра: одновременно с названным решением должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юри- дическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недей- ствующего юридического лица из единого государственного ре- естра юридических лиц.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжало- вано. Заинтересованными лицами, чьи права и законные интере- сы затрагиваются в связи с исключением недействующего юри- дического лица из единого государственного реестра юридиче- ских лиц, могут быть кредиторы или иные лица
10
Порядок ликвидации юридического лица в связи с его несо-
стоятельностью (банкротством) характеризуется определен- ной спецификой.
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), регулируются нормами многочисленных нормативных правовых
10
Подробнее о порядке исключения из государственного реестра юридиче- ских лиц см.: Бычков А. Исключить брошенную компанию // «ЭЖ-Юрист».
2015. № 21. С. 12—15.