Файл: Закон единства количественных и качественных изменений. Диалектика связи эволюции и революции в развитии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выражен процесс нарушения меры, ибо для развития главным является не само существование объектов, а их изменение, исчезновение одних и появление других свойств и качеств и т.д.

Итак, в законе перехода количественных изменений в качественные, как и в законе единства и борьбы противоположностей, есть две противоположности — количество и качество, выражающие непрерывность и прерывность материи, а также два противоположных процесса — становление меры и нарушение ее. Следовательно, и этот закон по сути выражает борьбу противоположностей, только в специфической форме. Когда мы рассматривали закон единства и борьбы противоположностей, изучали его механизм, то противоположности брали в абстрактном виде. В законе же перехода количественных изменений в качественные взаимодействующие противоположности выступают уже в конкретной определенности: в виде количества и качества.

Но каков механизм действия перехода количественных изменений в качественные? Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь определить, какая из противоположностей является в этом процессе главной: качество или количество? Очевидно, количество. Ф. Энгельс писал, что «в природе качественные изменения... могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения... Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела». Выделяя количество как определяющую противоположность, мы этим не умаляем значения качества, ибо знаем, что без него не может быть и количества. Более того, при других обстоятельствах, когда нас интересует объект как таковой, качество является определяющей стороной, ибо качество объекта и есть сам объект. Но в данном законе выражается переход от объекта к объекту, поэтому определяющей стороной в этом процессе является количество.

Количество в объектах постоянно и незаметно изменяется в результате взаимодействия как с внешней средой, так и внутри объекта между его элементами. Например, тело нагревается, значит, увеличивается скорость движения его молекул в результате воздействия извне (огонь, солнечная энергия, электричество и т.д.). До определенного момента это количественное изменение (нагревание) не меняет качество самого тела. Но когда температура тела в результате нагревания достигнет критической точки (точки кипения), тело из твердого состояния переходит в жидкое, происходит коренное изменение качества. Момент, когда количественные изменения нарушают меру, когда происходит переход к новому качеству, называется 
скачком; в нем и заключается суть данного закона. Скачок - это процесс перехода количественных изменений в качественные. Там, где имел или имеет место переход от одного качества к другому, там всегда обязательно был или имеется скачок, перерыв непрерывности, независимо от того, совершался этот скачок быстро или медленно. «Переход от одной формы движения к другой, — писал Энгельс, — всегда остается скачком, решающим поворотом»[2]. В природе и обществе скачки совершаются в различных формах, которые зависят как от качества самого объекта, который переходит в другое качество, так и от условий, в которых совершается процесс перехода.

По времени протекания скачки разделяются на мгновенные, быстрые и медленные. В частности, мгновенные скачки совершаются в микромире, быстрые — в химических реакциях, медленные — в развитии природы. Скачки, которые совершаются медленно, имеют множество промежуточных скачков. Возникновение жизни на земле, занявшее миллионы лет, конечно же было скачком от одного качественного состояния к другому, но в нем было немало и промежуточных скачков: возникновение углеродистых соединений, белка, клетки и т.д. Ф. Энгельс писал, что скачки в природе незаметны лишь потому, «что она слагается сплошь из скачков».

По интенсивности протекания скачки разделяются на скачки со взрывом и без взрыва. Например, взрывчатое вещество может постепенно гореть на огне или мгновенно взрываться; распад урана-235 происходит без взрыва в реакторах атомных электростанций и может происходить со взрывом в атомной бомбе. В общественном развитии скачки в виде социальных революций также могут происходить со взрывом и без взрыва. Социальная революция со взрывом происходит тогда, когда старые социальные силы ожесточенно сопротивляются.

В истории философии отнюдь не все философы признавали диалектическую взаимосвязь между количеством и качеством, между непрерывным и прерывным характером развития. Некоторые мыслители или сводили все процессы только к количественному увеличению либо уменьшению, а следовательно, отрицали скачки, или же рассматривали все процессы как резкие качественные изменения, катастрофы, революции, которым не предшествует никакое накопление количественных изменений. Первую точку зрения ярко выразил французский философ-материалист Жан Батист Робине (1735—1820), который писал, что «природа переходит от одного к другому непрерывным образом. Если нам кажется, что мы замечаем какие-то перерывы, какие-то нарушения непрерывности, то лишь потому, что от нас ускользают промежуточные звенья»

[4]. Вторую точку зрения выразил французский зоолог Жорж Кювье (1769—1832), который, занимаясь изучением ископаемых животных и не обнаружив промежуточных биологических видов, пришел к выводу, что в природе нет постепенных количественных изменений, а есть только скачки, катастрофы, в результате которых все живое погибает, а потом снова жизнь возникает, но уже в других формах. Всего таких катастроф в развитии Земли Кювье насчитал 26. Как очевидно, и Робине, и Кювье, метафизически разрывали то, что в действительном процессе развития существует и может существовать только в единстве. Количество и качество как две противоположности существуют в неразрывной связи. Процесс возникновения нового качества всегда связан с новым количеством — это взаимосвязанный процесс. Если возникает новое качество, то возникает и новое количество, ибо любое качество существует в определенных размерах, имеет свою меру. В связи с этим данный закон правомерно называть законом взаимного перехода количественных и качественных изменений, или законом перехода количества в качество и обратно. Такое название закона имеется у Энгельса в работе «Диалектика природы».

Метафизический разрыв количественной и качественной сторон развития и на практике ведет к ошибочным выводам, к гипертрофированию либо эволюционного, либо псевдореволюционного (анархистского) пути развития. Конечно, и эволюционная и революционная формы, в частности, общественного развития, обусловлены объективно. Революция — не путч заговорщиков, а следствие неразрешимых социальных противоречий, приведших к общенациональному кризису. И уж если говорить об «ответственности» тех или иных социальных групп или лиц, то в наступлении революционного взрыва виновны прежде всего правящие классы, ибо они обладают привилегией власти, а также материальными и культурными привилегиями. В историческом плане революцию трудно оценить однозначно. Разумеется, она ведет к разрушению материальных ценностей, социальным потрясениям, гибели людей, однако она же приводит к социальному освобождению огромные народные массы, становится мощным импульсом движения общества вперед. Так, во всяком случае, было. Сейчас другая ситуация. Социальная структура общества чрезвычайно сложна, переплетение интересов различных классов более тесно. Созданы огромные материальные и духовные ценности. Имеется оружие массового уничтожения людей. В результате ядерного конфликта человечество вообще может быть уничтожено. В этих условиях эволюционный путь, путь «частичных дел», постепенных реформ гораздо предпочтительнее, чем революция. Тем более что и реформы по своей глубине, социальным последствиям вполне могут иметь революционный характер.


Философский анализ истории требует ответа на вопросы о характере и направленности ее развития. Что касается характера развития, то в зависимости от скорости и глубины общественных преобразований, принято выделять эволюцию и революциюЭВОЛЮЦИЯ - постепенное, относительно медленное изменение общественной жизни, не затрагивающее ее глубинных оснований. Эволюция «слепа» и «глуха» - она не знает цели, не ведает, что творит. Общественная необходимость здесь не осознается людьми, она пробивает себе дорогу через многочисленные пробы и ошибки. В целом эволюция – это преимущественно стихийный процессРЕВОЛЮЦИЯ – напротив, относительно быстрые, динамичные изменения, затрагивающие коренные основания общественной жизни. Революции осуществляются наиболее передовыми социальными группами, классами, которые ставят и осуществляют свои цели осознанно. Эволюции и революции в историческом процессе чередуются. В их оценке всегда были сторонники, как одного, так и другого характера развития. Марксисты, например, преклонялись перед революциями, называя их «локомотивами истории». Существуют и противники революций – реформисты, обличающие революции за их чрезмерно разрушительный характер. Истина же состоит том, общественное развитие по своему характеру не может быть однообразно. И эволюция и революции в одинаковой степени необходимы, в зависимости от конкретных исторических условий.