Файл: Игра как средство формирования коллектива первоклассников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 секунд.

9. «Массаж чувствами»Конспект занятия по патриотическому воспитанию Город своими руками

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети садятся "цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

10. «Пресс-конференция»

Цель: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д. родительский уголок

ИГРЫ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА

1. «Ха-ха-ха»

Цель: развитие внимания, памяти, умения сдерживать свои эмоции.

Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!». Третий: «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется – становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры.

Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры.

2. «Воздушный шарик»

Цель: умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение.

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».


Смысл упражнения. Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение. Участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние.

3. «Семь свечей»

Цель: умение снять эмоциональное напряжение посредством дыхательных упражнений.

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатенённом помещении.

Смысл упражнения. Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Обсуждение. Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

4. «Абажур»

Цель: умение контролировать эмоциональное напряжение посредством воображения.

Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Смысл упражнения. Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

Обсуждение. Насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию? Как менялось состояние участников по мере того, как они мысленно поворачивали абажур? Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?


5. «Дядюшка Трифон»

Цель: умение снимать психо-эмоциональное напряжение посредством групповой игры на копирование действий.

Дети встают в круг и берутся за руки. Учитель становится водящим и встает в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«Как у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили и не ели,

Друг на друга всё смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять движения водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим, а старый водящий превращается в обычного игрока.

6. «Море волнуется»

Цель: профилактика психо-эмоционального напряжения у младших школьников

Воспитатель предлагает детям поиграть в морские волны. Детям нужно, по команде воспитателя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру (животного) или предмет. Воспитатель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать, что было загадано.

7. «Дотронься до…» Цель: снять психо-эмоциональное напряжение с отвлечением на другие окружающие предметы.

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

8. «Золотые ворота»

Цель: профилактика психоэмоционального напряжения у школьников.

Двое детей встают рядом, взявшись за руки, и поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети парами встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка пробегающих уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

9. «Лиса и куры»

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения посредством подвижной игры.

Учитель становится лисой, а дети - курами. Пока «лиса» спит, «куры» клюют зерна, бегают, машут крыльями - руками. Проснувшаяся лиса пытается поймать кур, а те убегают в домик. Курица, которую поймали, становится лисой и игра продолжается.


Примечание: можно использовать музыку. Пока звучит музыка, дети могут бегать, а лиса спать в норе. Как только музыка останавливается, водящий выбегает и пытается поймать или осалить любого игрока.

10. «Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Таким образом, предложенные игры должны способствовать формированию детского коллектива – первоклассников. Благодаря участию в играх дети должны приобрести навыки общения, научится работать сообща, нести ответственность за себя и других, чувствовать себя сопричастными к делам класса.

Заключение

Одной из наиболее сложных задач, стоящих перед современной начальной школой является задача формирования детского коллектива

Проблема формирования коллектива имеет давнюю историю. Теоретические основы ее заложены в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др. Коллектив - это организованная группа, в которой все члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Коллектив обладает рядом признаков:

- общая социально-значимая цель;

- общая совместная деятельность и ее организация для достижения поставленной цели; - отношения ответственной зависимости.

Одним из условий формирования детского коллектива выступает организация игровой деятельности. Эта деятельность должна быть ценной как для окружающих, так и личностно значимой для детей, соответствовать их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения.


В практической части исследования был разработан комплекс игр помогающих формировать коллектив первоклассников.

Таким образом, организация игровой деятельности способствует становлению межличностных отношений младших школьников. Данная методика помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного статуса ученика, снижает уровень конфликтности учащихся.

Таким образом, цель, поставленная вначале работы - достигнута. Разнообразные игры дела могут стать эффективным средством формирования детского коллектива.

Список литературы

  1. Абрамкина С.Г., Колпащикова Я.В. Реализация индивидуального подхода к адаптации первоклассника в школьном коллективе // Педагогическое образование на Алтае. 2018. № 1. С. 3-7.
  2. Алимурадoва А.Ф. Ситуация психологической адаптации первоклассников к коллективу в школьной практике // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. 2019. С. 15-18.
  3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. –М.: Просвещение, 2000.- 78 c.
  4. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
  5. Берзина Р.Ф., Иванова И.В. Игра как средство формирования коллектива первоклассников // Интеграция психолого-педагогической теории и практики в поликультурном образовательном пространстве Сборник материалов Всероссийской научной конференции . Ответственный редактор: Л.Б. Абдуллина. 2014. С. 76-78.
  6. Васильева Д.В. Формирование коллектива первоклассников в процессе игры // Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке Сборник материалов III Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.В. Головнева, научный редактор Л.Б. Абдуллина. 2016. С. 46-48.
  7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. —М.: Издательство Юрайт, 2018. —209с
  8. Галанова Н Е. Роль учителя в формировании ученического коллектива // Социальная сеть работников образования. –2015. [Электронный ресурс].
  9. Гликман, ИЗ. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство "Школьные технологии"; 2008. –176 с.
  10. Голованова, НФПедагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
  11. Дивногорцева, СЮ Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 c.
  12. Журавлева В.С., Баранова О.И. Театрализованная игра как средство педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников // СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Международная научно-практическая конференция. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 167-170.
  13. Запорожец О.В., Межакова С.В., Забелина А.Ю. Проблемы адаптационного периода младших школьников // ПРОБЛЕМА ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 64-67.
  14. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: Учебник и практикум для академическогобакалавриата / Е.Н. Землянская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507 c.
  15. Иванов ИП Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. –М.: Новосибирск: СибАГС, 2003.-256 с.
  16. Клонова В.Г. Возможности игровых технологий для успешной адаптации первоклассников // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2017. № 5 (16). С. 26-29.
  17. Козлов ИФ Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000.- С. 45,67-69, 111-114.
  18. Коновалова М.Н., Юраева Е.П. Классный коллектив как условие успешного протекания адаптации в начальной школе // Научный вестник Крыма. 2018. № 4 (15). С. 16.
  19. Константинов Д.С., Опритов Н.А. Игровая деятельность как условие формирования межличностных отношений у первоклассников // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. № 1. С. 230-233.
  20. Кравченко АИ Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
  21. Крившенко Л.П Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.П. Крившенко. –М.: Проспект, 2012. –432 с.
  22. Крылова А.С. Дидактическая игра как средство адаптации первоклассников к школе // Вестник науки и образования. 2016. № 1. С. 73-74.
  23. Крылова А.С. Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе // Academy. 2017. № 1 (16). С. 68-69.
  24. Кудряшова М.Г. Приёмы педагогической техники в начальной школе // Начальная школа. –№ 12. –2011.
  25. Лазарев М.А., Савченко О.А. Формирование коллектива первоклассников в учебной и вне учебной деятельности: экспериментальное исследование // Москва, 2018.
  26. Леонова В.Ю. Социализация и самореализация первоклассников в новом коллективе // СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Материалы XV (XXXI) Всероссийской научно-методической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор Ефремов И.В.. 2018. С. 117-121.
  27. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». Москва, «Просвещение», 1986.–59 с.
  28. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. –М.: Просвещение, 2000. –123 с.
  29. Макаренко А .С Книга для родителей / А.С. Макаренко. –М.: ИТРК, 2014. –288 с.
  30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия. –М.: ООО «Издательство АСТ», 2018. –720 с.
  31. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия», 2002. —272 с.
  32. Маленкова Л.И Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. –М.: Пед. общество России, 2002. –480 с.
  33. Маралов В.Г Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
  34. Машкинцева А.Е. Особенности адаптационного тренинга для первоклассников // Инициативы XXI века. 2015. № 4. С. 128-129.
  35. Митина, Г.В, Методические условия развития обучаемости школьников / Г.В. Митина, Л.Ю. Гребень // Начальная школа : журнал . —2016 .—№10 .—С. 37-41.
  36. Михайлова М.П., педагог, статья «Методика и организация проведения коллективного творческого дела (КТД). [Электронный ресурс]. URL:http://festival.1september.ru/authors/222-080-544(дата обращения: 25.04.2018)
  37. Немов Р.С Путь к коллективу / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. –М.: Просвещение, 2004. –144 с.
  38. Никитина Н.Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова // Классный руководитель. –2004 –№ 7. –С. 90 –107.
  39. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост.Е.И.Соколова. –М., 2009.–349 с.
  40. Отрадная Е.М Роль внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. –2012. –№ 4. –С. 15–18.
  41. Панфилова Т.А., Зиновьева С.В. Методические рекомендации по формированию коллектива первоклассников в первые дни пребывания детей в школе // Молодой ученый. 2018. № 49 (235). С. 288-290.
  42. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. –М.: Просвещение, 2013. –320 с.
  43. Подласый И.П: Педагогика : учебник / И. П. Подласый. —2-е изд., доп. —М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. —574 с.
  44. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2011
  45. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В Байбоородова. –М.: Просвещение, 2000. –202 с.
  46. Селюкова Е.А., Веровская Е.А. Сплочение коллектива первоклассников во внеурочной деятельности // ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ сборник статей Международной научно-практической конференции : в 5 ч.. 2018. С. 154-157.
  47. Селюкова Е.А., Попова Т.В. Работа учителя с родителями по сплочению детского коллектива первоклассников // Образовательный потенциал Сборник материалов Международной научно-практической конференции. г. Чебоксары, 2019. С. 26-29.
  48. Сироткин Л. Ю, Х уз иа хм ет овА И. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998. 28. Соковня И. Игровые методики // Родительское собрание. –2004. - №1. –М.. –С. 77 -91.
  49. Сластенин В.А Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин, –М.: Просвещение, 2002. –239 с.
  50. Соколова Л.В. Адаптация первоклассников к школе // Педагогический опыт: от теории к практике Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 83-87.
  51. Сухомлинский, В.А Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. –М.: Просвещение, 2000.-53c.
  52. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119
  53. Туйбаева Л.И. Роль виртуальных и реальных игр в процессе адаптации первоклассников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т34. С. 101-106.
  54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. –М.: Просвещение, 2013. –48 с.
  55. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. –М.: Генезис, 2001. –161 с.
  56. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и учебных коллективов / Л.М. Фридман. –М.: Просвещение, 1988. –207 с.
  57. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. –М.: Гардарики, 2003. –263 с.
  58. Чекина Е.В. Педагогика, психология, методики преподавания: практикум / Е.В.Чекина, М.В. Салтыкова-Волкович и др. –Гродно: ГрГУ, 2016. –50 с.
  59. Шамова Р. Особенности взаимоотношений первоклассников в школьном коллективе // Педагогика и психология: проблемы и перспективы Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Р.М. Рамазановой, Э.М. Пицхелаури, Б.А. Шихамировой. 2016. С. 179-184.
  60. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. –М.: Пед. общество России, 2000 г. –128 с.
  61. Эхаева Р.М. Особенности взаимоотношений первоклассников в школьном коллективе // СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 16-18.