Файл: Субъекты малого предпринимательства (Общая характеристика малого предпринимательства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ

1.1. Понятие малого бизнеса

1.2. Критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация

2. Актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ

2.1. Проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации

2.2. Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017). [Электронный ресурс] // URL : http://ivo.garant.ru/#/document/

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней».

Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Батрова Т.А. Предпринимательское право. - М.: Инфра-М, 2015.

Белов, В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики: учебник / В.А.Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007

Борисов С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России. // Информационно-аналитическое издание «Новая экономика. Инновационный портрет России», 2016. № 4.

Булешова Н.Ю. Проблемы становления малого бизнеса в России //Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2017. № 17.

Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») / В.А. Вайпан — М.: Юстицинформ, 2017.

Гандилов Т.М. Некоторые проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве // Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. — М., 2007.

Джураева К.А. Анализ состояния, тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации: Магистерская диссертация. - СПб.: СПбГПУ, 2014.

Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — М., 2007

Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: Правовые аспекты. — М., 2006.

Кодификация российского частного права / под ред. Д.А. Медведева. М., 2008

Корнильцева А.А. «Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в 2018г.» - https://sibac.info/conf/economy/iv/84889

Кртян А. С. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №8.2.

Кузнецова Е.А. Определение понятия «малый инновационный бизнес»// Российское предпринимательство, № 18 (216) / сентябрь 2012

Курило А.К. Влияние государственной политики на развитие малых и средних предприятий в Южной Корее на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научно-периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / в 2 ч. Ч.1. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016.

Курило А.К. Развитие малого инновационного бизнеса в США на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научнопериодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / (08 октября 2016 г, г. Челябинск) / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 143-152.

Нуретдинова Э. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2016.

Пахалкова А.Ю. Проблемы гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза о малом предпринимательстве // Предпринимательское право в рыночной экономике. — М., 2004.

Рассолова М.М., Кузбагарова А.Н. Гражданское право: учебник. – 5 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

Супатаев М.А. К проблеме понятия субъекта малого предпринимательства// Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Хафизова Э.Р. Юридическое лицо// «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2017 Alley-science.ru

Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день малое предпринимательство является важной составляющей любой экономики. Становится неоспоримым тот факт, что за счет этой сферы происходит создание рабочих мест, разработка и внедрение новых технологий.

Малое предпринимательство проникает в такие сферы, в которых для крупного бизнеса существуют невыгодные условия. Благодаря управленческому персоналу и простым организационным формам малый бизнес обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на меняющиеся требования потребителей. Также малое предпринимательство обеспечивает значительную часть налоговых поступлений, оно не входит в состав монополистических объединений и занимает по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Данная сфера экономики играет важную роль в обеспечении стабильности и развития экономики. В постоянно меняющихся условиях наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса влечет рост занятости населения.

Актуальность темы выражена в том, что в результате повышения предпринимательской активности населения формируется массовый средний класс собственников – основа устойчивости в обществе, способствуя созданию новых рабочих мест. Руководители малого предпринимательства – люди, которые готовы рисковать своими средствами, начинать деятельность с нуля, они вносят посильный вклад в экономическое возрождение государства. В последнее время политика государства направлена на развитие и поддержку малого предпринимательства, для его эффективной работы в дальнейшем.

Правительство России уделяет большое внимание доработке и редакции законодательных и нормативных актов. Фактором, обуславливающим высокую социальную значимость малого предпринимательства, является то, что по своему характеру малое предпринимательство основывается на учете местных потребностей и интересов.

Основная цель исследования - изучение тенденций и проблем развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-раскрыть сущность характеристики малого предпринимательства в РФ;

-рассмотреть понятие малого бизнеса;

-изучить критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация;

-проанализировать актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ;


-изучить проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации;

-раскрыт современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Объект исследования – система государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

Предметом исследования является деятельность субъектов малого предпринимательства.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных в области предпринимательского, гражданского права.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы правового познания: диалектический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический, дедукции и индукции.

Информационной базой исследования послужили федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные акты.

1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ

1.1. Понятие малого бизнеса

Предпринимательство является сравнительно новым явлением, что сопряжено с отсутствием современного уровня предпринимательской культуры, соответствующего уровня знаний и опыта у предпринимателей, которые вынуждены начинать свою деятельность почти с нуля. Развитие малого бизнеса нуждается в постоянной поддержке.

Для понятия важности малого предпринимательства, необходимо ясно представлять какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Однако особенными из них являются именно малые предприятия, они проникают в такие сферы бизнеса, куда средние и крупные предприятия проникнуть не могут, в силу тех или иных обстоятельств.

Любой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в правовой среде, установленной законодательством. Правовая среда малого бизнеса представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов, которые определяют понятие малого предпринимательства, регулируют правила осуществления предпринимательской деятельности, формируют права и обязанности малых предприятий при взаимодействии их с иными субъектами экономики, работниками, государственными органами и общественными организациями, устанавливают ответственность за нарушение установленных норм и правил во всех областях деятельности. Кроме того, правовая среда малого бизнеса включает в себя совокупность мер по обеспечению государственной и иной поддержки.


Малое предпринимательство в России довольно новое понятие, также этот факт подтверждает и то, что уровень предпринимательской культуры, знаний и опыт в данной сфере очень низкий. Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников в российском законодательстве периодически менялся. Первоначально данный критерий был определен постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»[1], а затем — Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»[2].

Показатели численности занятых менялись незначительно. Но при этом в соответствии с постановлением Госкомстата России от 04.10.1994 № 192 «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий» малыми считались предприятия всех отраслей экономики независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность которых составляла: в промышленности, строительстве и на транспорте - 50, в сельском хозяйстве и инновационной деятельности - 30, в науке и научном обслуживании - 15, в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 15, в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах деятельности - до 25 человек[3].

Такое расхождение в количественном определении показателей не могло не сказаться на результатах статистической отчетности. Таким образом, можно дать определение малому предпринимательству - это предпринимательская деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц или предприятий, управление которыми осуществляет один собственник.

Основными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является количество занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, размер активов и объем оборота (прибыли). Но общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50.

Основными критериями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием и величина активов. Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и, отчасти, политический уровень развития страны.


По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

Безусловно сфера малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, которая действует в основном на рынках в пределах города или региона и непосредственно связанная с массовым потребителем товаров и услуг.

В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Собственники малого предпринимательства при создании своего предприятия следуют одному единственному корпоративному интересу - сохранить, развивать и защищать частную собственность, ну и конечно получить собственную выгоду. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия сегодня - это побочная сфера экономики.

Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Не редко, большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

Конкретно роль малого бизнеса в экономике России проявляется в том, что его развитие способствует:

-созданию новых рабочих мест;

-внедрению новых товаров и услуг;

-удовлетворению нужд крупных предприятий;

-обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе.

Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. Наконец, многие малые предприятия возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность, также малые предприятия придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.


Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому.

В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, а стараются работать, дополняя друг друга, особенно это заметно в такой сфере, как специализация отдельных производств и инновационные разработки.

Важен тот факт, что основа экономики государств с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия, они выступают наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на местном рынке, оперативное реагирование на изменение его конъюнктуры, тесная связь с потребителями, узкая специализация в определенной нише рынка труда и услуг, уникальная возможность организовать собственное дело с относительно небольшим начальным капиталом – это, вне всякого сомнения, неоспоримые достоинства малого бизнеса, обеспечивающие устойчивость его развития.

1.2. Критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация

Малое предпринимательство представляет собой важнейшую сферу рыночной экономики нашего времени. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников доходов у значительной части экономически активного населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.

Понятия «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство» предполагают количественную определенность, позволяющую отделить их от иных, более крупных форм хозяйствования. Однако конкретные количественные показатели не позволяют дать исчерпывающие определения малого и среднего бизнеса. В современной экономике применяются различные критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому бизнесу. Трудности же заключаются в следующем: