Файл: Планконспект проведения занятия по психологической подготовке с группой личного состава дежурных смен оп 25 псч.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник 25 ПСЧ ФПС ГПС

ФГБУ «20 отряд ФПС ГПС

по ХМАО-Югре (договорной)»

________________ А.В. Бурдаев

«____» __________________2023 г.


ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по психологической подготовке

с группой личного состава дежурных смен ОП 25 ПСЧ

на «15 и 23» марта 2023 года
Тема № 2. «Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание».

Вид занятия: Семинар. Отводимое время: 1 учебный час.


Цель занятия: изучить с личным составом дежурных смен заданную тему, освоить основы знаний о профессиональном стрессе.
Литература, используемая при проведении занятия:

  1. Шойгу Ю.С. «Психология экстремальных - ситуаций». М.2009 г.;

  2. Нестерова О.В. «Управление стрессами», М.2012 г.;

  3. Карпов А.В. «Психология для пожарных». Пермь. 1999 г.


Развернутый план занятия:


  1. Подготовительная часть занятия – 5 мин.


Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.


  1. Основная часть занятия – 35 мин.



Синдром эмоционального выгорания

1. Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания.
Термин «эмоциональное выгорание» («burnout») был предложен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания - это взаимодействие с людьми. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек – человек», где доминирует оказание помощи людям (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники). СЭВ рассматривается как результат неблагоприятно разрешения стресса на рабочем месте. Развитию состояния эмоционального выгорания способствует необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом, отсутствие должного вознаграждения за выполненную работу. На сегодняшний день среди профессий, в которых эмоциональное выгорание встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), отмечают врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Согласно современным данным, под
эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Эмоциональное выгорание включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Анализ существующих в литературе определений эмоционального выгорания позволил выделить три неотъемлемых признака (атрибута) данного явления:

1. Эмоциональное выгорание – это защитная реакция на стрессовые воздействия.

2. Эмоциональное выгорание возникает в условиях интенсивного общения, проявляется как коммуникативная усталость, невозможность сопереживать и связано с нарушением механизма идентификации – отчуждения.

3. Эмоциональное выгорание характерно для социальных профессий, где субъект деятельности постоянно оказывается вовлеченным в проблемы партнера, испытывающего эмоциональное неблагополучие.
Эмоциональное выгорание рассматривается как трехмерная конструкция, включающая в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений. Эмоциональное истощение выступает как основная составляющая выгорания и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии. Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, клиентам, подчиненным, ученикам и т.п.).

Редуцирование личных достижений проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своихвозможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим. Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:



1. Нервное напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2. Резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3. Истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания. Сегодня выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для эмоционального выгорания:

1) физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

2) эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

3) поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

4) интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);


5) социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в развитии эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.

1. Личностный фактор:

- склонность к эмоциональной холодности,

- склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности,

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

2. Ролевой фактор:

- ролевая конфликтность, ролевая неопределенность

- нечеткая или неравномерно распределенная ответственность за свои профессиональные действия

- профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция.

3. Организационный фактор:

- напряженная психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений);

- дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера (нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами);

- наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные клиенты, «трудные» подростки и т.д.).


  1. Профилактика синдрома эмоционального выгорания и психологическая помощь. Профилактика синдрома эмоционального выгорания и психологическая помощь включает в себя следующие направления: 1. Физическая и психологическая направленность: освоение разных способов снятия напряжения и различных способов саморегуляции (психическая саморегуляция). 2. Формация и стереотипизация: - развитие творческого подхода к деятельности; - креативность (нестандартный подход к делу стандартному); - восстановление смысла работы (получение обратной связи о своей деятельности) 3. Умение общаться с людьми: взаимодействие и взаимообмен (тренинг эффективного взаимодействия). Выделяют качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания. Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.



Заключительная часть – 5 мин.
Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку.

Пособия и оборудование, используемые на занятии:

План-конспект; Шойгу Ю.С. «Психология экстремальных - ситуаций». М.2009 г.;

Нестерова О.В. «Управление стрессами», М.2012 г.; Карпов А.В. «Психология для пожарных». Пермь. 1999 г.

Начальник ОП 25 ПСЧ ФПС ГПС ФГБУ

«20 отряд ФПС ГПС по ХМАО-Югре (договорной)»___________С.С. Костенко
« 01 » марта 2021 г.