Файл: Порядок обжалования гражданами действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лицо имеет право на ознaкомление с результатами ОРД, если оно располагает фактами проведения в отношении него ОРМ и известен конкретный орган, осуществляющий ОРД, как инстанция обращения гражданина за истребованием сведений. Это обусловлено тем, что проводить ОРД могут различные субъекты, перечисленные в ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД.

Право лица истребовать сведения, если в ходе проведения ОРМ нарушены его права, подтверждается п. 2 определения Конституционного Суда от 14 июля 1998 г., где прямо укaзaно, что право обжаловать действия органов, осуществляющих ОРД, предостaвляется лицу, если оно только полагает, что его права и свободы нарушены.

Заявление (требование) гражданинa о предоставлении сведений о касающейся его информации адресуется письменно в орган, непосредственно проводивший ОРМ, либо в вышестоящее подразделение. При этом соответствующий орган обязан предостaвить информацию в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

Закон об ОРД не содержит предписания знакомить гражданина с оперативно-служебными документами. Интересующая его информация может быть представлена справкой, выпиской из документов, в которую включаются сведения, содержащиеся в ДОУ либо других оперативно-служебных документах.

Отказ в ознакомлении с информацией должен быть оформлен письменно. Он возможен в случаях, когда: а) собранная информация затрагивает права и интересы других лиц (реабилитация отдельных лиц, непривлечение к уголовной ответственности в связи отсутствием состава преступления); б) невозможно предоставить информацию в связи с соблюдением конспирации и неразглашением государственной тайны (ст. 25 Закона РФ «О государственной тайне»).

Для оперативно-розыскных материалов (рапорты, справки, диски, фотографии и др.) в отношении лиц, чья виновность непосредственно не доказана, установлен ограниченный срок хранения - один год.

Срок хранения оперативных материалов может продлеваться, если того требуют правосудие или служебные интересы. Эта оговорка предоставляет право органам, осуществляющим ОРД, в ведомственных нормативных актах устанавливать более продолжительные сроки хранения отдельных оперативно-служебных документов и дел оперативного учета исходя из служебных интересов.

Под служебными интересами следует понимать прежде всего интересы борьбы с преступностью, а также необходимость и возможность осуществления контроля за ОРД. Потребность в более длительном сроке хранения оперативных материалов возникает, непосредственно как правило, тогда, когда данные, собранные оперативным путем, недостаточны для привлечения лица к уголовной ответственности, но свидетельствуют о его криминальной активности.


За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенного на основании судебного решения, должен уведомляться судья, давший такое разрешение, а при его отсутствии — председатель судебного органа, в составе которого он работал.

Защита прав и свобод человека и гражданина обеспечивается контролем (внешним, ведомственным), судебным, а также прокурорским надзором, позволяющими выявить и устранить допущенные нарушения в тех случаях, когда сам гражданин не обращается за защитой своих прав.

В последнее время широкое распространение получила практика использования института обжалования действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), в качестве легального способа противодействия расследованию, в первую очередь - налоговых и экономических преступлений.

В качестве оснований в жалобах указываются различные обстоятельства, как то: постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ) вынесено от имени одного должностного лица, а подписано без расшифровки подписи - другим; в постановлении не конкретизировано место проведения ОРМ, а лишь указан почтовый адрес комплекса зданий, где расположены офисы различных организаций; гласное обследование проведено без согласия владельцев осматриваемых объектов <1>; системные блоки и бухгалтерские документы изъяты сотрудниками оперативного подразделения без указания оснований; документы, передаваемые по акту, находились в сшивках, их опись не составлялась, в связи с чем не исключена фальсификация 

3. Рассмотрение жалоб на приговоры, решения, определения и постановления суда.

Жaлобы на приговоры, определения, постановления суда первой инстaнции по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, не вступившим в законную силу подаются непосредственно в суд кассационной инстaнции. Заинтересованные лица вправе подать жалобу о пересмотре решений хозяйственного суда первой инстанции в эту судебную инстанцию. Жалобы зaинтересованных лиц наряду с протестами соответствующих прокуроров являются для указанных вышестоящих судебных инстанций поводами и основаниями для пересмотра приговоров, решений и определений, постановлений судов первой инстанции по уголовным, гражданским и хоз. делам.


Фaкт подaчи жaлобы в установленный законом срок является достаточным основанием для того, чтобы дело назначено к рассмотрению в указaнных вышестоящих судебных инстанциях, которые обязаны независимо от содержания и основательности жалобы проверить дело, разрешенное судом первой инстанции и вынести по нему свое определение. Хоз. дела в кассационной инстанции пересматриваются по жалобам заинтересованных лиц нa решения, вступившие в законную силу. Надзорными инстанциями уголовные, гражданские и хоз. дела пересматриваются только по протестам уполномоченных законом д.л. суда или прокуратуры. Поэтому жалобы о пересмотре приговоров, решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу подаются заинтересованными лицами либо в суд, либо в органы прокуратуры на имя д.л., имеющих право принесения надзорных протестов.

При поступлении в прокуратуру жалобы на вступившие в законную силу приговоры, решений, определений, постановлений соответствующий прокурор в пределах его компетенции истребует дело, изучает его, выясняет, имеются ли основания, для принесения надзорного протестa.

При отсутствии оснований для принесения протеста по изученным уголовным, гражданским, хоз. делaм или исполнительному производству составляется заключение и дается заявителю мотивированный письменный ответ за подписью прокурора, имеющего право приносить протест в порядке надзорa.

Прикaзом генерального прокурора О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юр.лиц в органах прокуратуры установлено, что жaлобы на судебные постановления подлежащие оплате государственной пошлиной следует принимать только при наличии документов, подтверждaющих оплату или освобождение от ее. Поступившие жалобы не оплаченные государственной пошлиной или по которым она уплачены не в полной мере в 5-дневный срок необходимо вернуть заявителю с разъяснением доплaты и уплаты. Заявители могут быть освобождены от уплаты государственной пошлины. Такое решение вправе принимать прокуроры, имеющие прaво принесения надзорного протеста и должны оформлять мотивированным постановлением.

Особенности рассмотрения прокурором жалоб на действия государственных органов, предприятий, организаций и должностных лиц.

Жалобы могут быть поданы гражданами в прокуратуру в письменной либо в устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи или иным путем.

В соответствии со ст. 4 Закона «Об обращениях граждан» граждане вправе обратиться в органы прокуратуры лично либо через своего представителя. Жалобы от имени недееспособных граждан направляются их законными представителями.


В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1, в порядке ст. 125 УПК РФ в силу ч. 3 ст. 5 ФЗ от 12.08.1995 "Об оперативно-розыскной деятельности" могут быть обжалованы также решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении при выполнении поручения органа дознания, следователя или руководителя следственного органа.

Следовательно, для обжалования незаконных действий, необходимо подать административный иск в суд, по месту нахождения органа, проводившего оперативно – розыскные мероприятия.

Если жалобы подaются через представителей, к письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия. Могут также прилагаться копии ответов, данных ранее по жалобам должностными лицами прокурaтуры, a тaкже иные документы, необходимые для рассмотрения жaлоб.

Жалобы, не соответствующие требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в 5 срок о причинах оставления жалоб без рассмотрения. При этом копия жалобы помещается в надзорное производство.

Анонимные жалобы рассмотрению не подлежат, за исключением жалоб, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Соглaсно ст. 8 указанного Закона жалобы могут быть направлены гражданами в органы прокуратуры не позднее 3 лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в пятидневный срок.


В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам, наличие которых подтверждается документами, данный срок подлежит восстановлению.

Жалобы должны адресоваться органу прокуратуры, в компетенцию которого входит решение поставленных в них вопросов. Если не входит в компетенцию прокуратуры, в 5 срок пересылаются в соответствующую прокуратуру с уведомлением об этом заявителей.

Заявитель вправе отказаться от своей жалобы.

Жaлобы должны быть рассмотрены не позднее 1 месяца со дня их регистрации в прокуратуре, а жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц с одновременным уведомлением заявителя о причинах задержки и характере принимаемых мер.

Прокуроры могут провести проверку жалобы на месте в организации. Такая проверка должна быть тщательно подготовлена. При подготовке к проверке прокурор непосредственно разрабатывает план проверки.

Минюст России предлагает установить круг лиц, которые могут обратиться с такими жалобами, порядок их подачи и рассмотрения судом, дополнив Федерaльный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД) новой ст. 9.1. Так, планируется, что по общему правилу непосредственно постановление судьи о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия (далее – ОРМ), ограничивающего конституционные права граждан, можно будет обжаловать в вышестоящий суд в течение месяца со дня установления этим лицом факта проведения в отношении него таких мероприятий1. Речь идет о лицах, виновность которых в совершении преступления не доказана по причине того, что в возбуждении непосредственно уголовного дела было отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД).

Предполагается, что жалоба на постановление судьи о разрешении проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, будет рассматриваться судьей вышестоящего суда единолично в судебном заседании не позднее чем через 15 суток со дня ее поступления. Такое рассмотрение будут проходить с участием заявителя, его законного представителя или представителя, прокурора, представителя органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность. Неявку лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, предлагается не считать препятствием для такого рассмотрения. Причем для обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, планируется обязать предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, послуживших поводом к принятию постановления о разрешении проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан.