Файл: Влияние кадровой стратегии на работу организации на рынке труда( Роль кадровой стратегии в формировании позитивного имиджа организации-работодателя).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты влияния кадровой стратегии на работу организации на рынке труда
1.1. Роль кадровой стратегии в формировании позитивного имиджа организации-работодателя
1.2. Конкуренция работодателей на рынке труда
Глава 2. Исследования кадровой стратегии и имиджа АО «МТС» на рынке труда
2.1. Анализ организации и ее кадрового состава
2.2. Оценка имиджа АО «МТС» на рынке труда
Глава 3. Разработка рекомендаций по усилению позитивного имиджа АО «МТС» на рынке труда
В АО «МТС» действует матричная система управления, при которой стратегические и операционные функции разделены между корпоративным центром, бизнес-единицами, макрорегионами и филиалами (рис. 1). Корпоративный центр определяет общую стратегию Компании, единые стандарты, регламенты и процедуры управления; бизнес-единицы отвечают за выполнение плановых показателей; макрорегионы осуществляют оперативное управление деятельностью региональных филиалов. Сегодня действуют восемь макрорегионов МТС, каждый из которых объединяет региональные филиалы в нескольких субъектах РФ.
Рисунок 1. Матричная система управления АО «МТС»[18]
Динамика численности персонала АО «МТС Россия» представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика численности персонала АО «МТС» (по «МТС Россия») в 2016-2018 гг.[19]
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Темп роста, % |
|
2017/2016 |
2018/2017 |
||||
Численность персонала, чел. |
21 817 |
21 716 |
21 619 |
99,99 |
99,55 |
В том числе высший менеджмент, чел. |
15 |
15 |
15 |
100,00 |
100,00 |
средний менеджмент, чел. |
942 |
942 |
940 |
100,00 |
99,79 |
Руководители младшего звена и рядовые сотрудники, чел. |
20 860 |
20 759 |
20 664 |
99,52 |
99,54 |
По данным таблицы 3 видно, что численность персонала предприятия в 2016-2018 гг. сокращалась. В 2017 г. она уменьшилась на 101 чел., или на 0,1 % относительно 2016 г., а в 2018 г. еще на 97 чел., или на 0,45 %. Снижение численности персонала происходит в рамках оптимизацией численности сотрудников. Отметим, что сокращение численности в основном произошло за счет руководителей младшего звена и рядовых сотрудников.
АО «МТС» стремится поддерживать сбалансированную по полу и возрасту структуру коллектива, так как подобный подход позволяет компании сохранять здоровый внутрикорпоративный микроклимат, обеспечивать стабильность персонала, а также сохранять и передавать профессиональный опыт.
Структура персонала по возрасту представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структура персонала АО «МТС» (по «МТС Россия») в 2016-2018 гг. по возрасту[20]
Возраст работников |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Изменение (+, -) |
|
2017/2016 |
2018/2017 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высший менеджмент |
|||||
До 35 лет, чел. Процент в общей численности |
1 0,00 |
1 0,00 |
1 0,00 |
- - |
- - |
26-45 лет, чел. Процент в общей численности |
11 0,05 |
10 0,05 |
10 0,05 |
-1 - |
- - |
Более 45 лет чел. Процент в общей численности |
3 0,02 |
4 0,02 |
4 0,02 |
1 - |
- - |
Средний менеджмент |
|||||
До 35 лет, чел. Процент в общей численности |
390 1,79 |
390 1,79 |
388 1,79 |
- - |
-2 - |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
26-45 лет, чел. Процент в общей численности |
340 1,56 |
338 1,56 |
340 1,57 |
-2 - |
2 0,01 |
Более 45 лет чел. Процент в общей численности |
212 0,97 |
214 0,99 |
212 0,98 |
2 0,02 |
-2 -0,01 |
Руководители младшего звена и рядовые сотрудники |
|||||
До 35 лет, чел. Процент в общей численности |
14624 67,03 |
14618 67,31 |
14620 67,63 |
-6 0,28 |
2 0,32 |
26-45 лет, чел. Процент в общей численности |
3097 14,19 |
3099 14,27 |
3040 14,06 |
2 0,08 |
-59 -0,21 |
Более 45 лет чел. Процент в общей численности |
3139 14,39 |
3042 14,01 |
3004 13,90 |
-97 -0,35 |
-38 -0,11 |
По данным таблицы 4 видно, что среди высшего и среднего менеджмента большая часть работников находятся в возрасте от 26 до 45 лет. Среди руководителей младшего звена и рядовых работников – в возрасте до 35 лет. Отметим, что сокращение численности персонала происходит в основном по работникам старше 45 лет, в результате чего их удельный вес снижается.
Структура персонала по полу представлена в таблице 5.
Таблица 5
Структура персонала АО «МТС» (по «МТС Россия») в 2016-2018 гг. по полу[21]
Возраст работников |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Изменение (+, -) |
|
2017/2016 |
2018/2017 |
||||
Высший менеджмент |
|||||
Мужчины, чел. Процент в общей численности |
15 0,01 |
15 0,01 |
15 0,01 |
- - |
- - |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Женщины, чел. Процент в общей численности |
1 0,00 |
1 0,00 |
1 0,00 |
- - |
- - |
Средний менеджмент |
|||||
Мужчины, чел. Процент в общей численности |
601 2,75 |
601 2,77 |
601 2,78 |
- 0,02 |
- 0,01 |
Женщины, чел. Процент в общей численности |
341 1,56 |
341 1,57 |
339 1,57 |
- 0,01 |
-2 - |
Руководители младшего звена и рядовые сотрудники |
|||||
Мужчины, чел. Процент в общей численности |
8710 39,92 |
8702 40,07 |
8690 40,20 |
-8 0,15 |
-12 0,13 |
Женщины, чел. Процент в общей численности |
12150 55,69 |
12057 55,52 |
11974 55,39 |
-93 -0,17 |
-83 0,13 |
По данным таблицы 5 видно, что представители высшего и среднего менеджмента, преимущественно, мужчины. В то же время среди руководителей младшего звена и рядовых работников преобладают женщины.
Данные о текучести кадров представлены в таблице 6.
Таблица 6
Текучесть кадров в АО «МТС» (по «МТС Россия») в 2016-2018 гг.[22]
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Изменение (+, -) |
|
2017/2016 |
2018/2017 |
||||
Численность персонала, чел. |
21 817 |
21 716 |
21 619 |
-101 |
-97 |
Уволено по причине текучести, чел. |
3054 |
3040 |
3243 |
-14 |
203 |
Коэффициент текучести кадров, % |
14,00 |
14,00 |
15,00 |
- |
1,00 |
Текучесть кадров в АО «МТС» в 2018 г. составила 15%, что на 1 п.п. выше, чем в предыдущем году и превышает естественную текучесть кадров (6-8 %). Отметим, что компания регулярно проводит мониторинг причин увольнения. По результатам анализа принимаются меры по улучшению ситуации. Специальные программы адаптации положительно влияют на отношение новых сотрудников к коллективу, способствуют их введению в должность.
Безусловно, нынешняя кризисная ситуация сказалась на кадровой политике АО «МТС»: в компании проводится оптимизация численности персонала, уменьшаются расходы на обучение сотрудников, до лучших времен замораживаются вакантные рабочие места. Заработная плата в 2018 г. в АО «МТС» сохранилась на уровне 2017 г.
Новые сотрудники отбираются с пристальным вниманием. Процесс закрытия вакансии стал более продолжительным. Это связано в первую очередь с высокой конкуренции между соискателями.
2.2. Оценка имиджа АО «МТС» на рынке труда
В зарубежной практике давно утвердился термин в отношении организаций, обладающих благоприятным имиджем работодателя, - «работодатель
по выбору». Имидж организации становится критически важным в свете дефицита высококвалифицированных кадров на рынке труда.
Компания может улучшить свой имидж работодателя, помимо лучшего на рынке предложения по вознаграждению, за счет проведения следующих мероприятий:
1) увеличение профессиональной востребованности за счет известности данной организации как предприятия, принимающего на работу и развивающего высококвалифицированных сотрудников, а также обеспечивающего широкие возможности обучения;
2) условия трудового найма, которые учитывают баланс между работой и личной жизнью, например, при помощи адаптации рабочего времени и политики форм найма и увольнения, а также обеспечения присмотра за детьми и гарантий удовлетворения потребностей тех, у кого есть домашние обязательства;
3) «золотые приветствия» (суммы денег, выплачиваемые авансом при приеме, увольнении, поощрении мобильности (переездах)).
В таблице 7 приведены элементы имиджа АО «МТС» на рынке труда, полученные в ходе опроса менеджеров отдела кадров.
Таблица 7
Элементы имиджа АО «МТС» как компании-работодателя
и оценка их значимости
Элементы, составляющие имидж компании |
Значение |
Компенсационные пакеты и система нематериальной мотивации |
96 |
Статус, карьерные возможности работника после работы в данной компании |
90 |
Материально-технические условия работы |
80 |
Финансовая успешность компании |
80 |
Известность компании в целом, в том числе ее брендов |
75 |
Опыт и возможности карьерного роста в компании |
74 |
Морально-психологический климат в коллективе |
71 |
Размер компании |
65 |
Имидж руководителя компании, его репутация |
48 |
Отрасль |
45 |
Российская или иностранная компания |
40 |
Однако, на наш взгляд, зачастую менеджмент АО «МТС» не видит разницу между понятиями «бренд производителя» и «бренд работодателя». Хотя она существенна: каждый из брендов формируется по собственным законам и для собственной аудитории. В первом случае адресат — партнеры и потребители услуги или продукта, во втором — потенциальные сотрудники.
Многие менеджеры уверены, что успешный бренд производителя уже сам по себе служит приманкой для персонала: «размещая информацию о вакансиях, мы намеренно стараемся ассоциировать потенциальное место работы с продуктовыми брендами концерна. А заниматься отдельно брендом работодателя смысла не имеет». Конечно, нельзя оспаривать, что позитивный бренд АО «МТС» как компании федерального масштаба очень упрощает привлечение персонала. Успешность в бизнесе привлекает сотрудников сама по себе. Кроме того, сотовые операторы — это еще и модная отрасль.