Файл: Влияние кадровой стратегии на работу организации на рынке труда( Роль кадровой стратегии в формировании позитивного имиджа организации-работодателя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В АО «МТС» действует матричная система управления, при которой стратегические и операционные функции разделены между корпоративным центром, бизнес-единицами, макрорегионами и филиалами (рис. 1). Корпоративный центр определяет общую стратегию Компании, единые стандарты, регламенты и процедуры управления; бизнес-единицы отвечают за выполнение плановых показателей; макрорегионы осуществляют оперативное управление деятельностью региональных филиалов. Сегодня действуют восемь макрорегионов МТС, каждый из которых объединяет региональные филиалы в нескольких субъектах РФ.

Рисунок 1. Матричная система управления АО «МТС»[18]

Динамика численности персонала АО «МТС Россия» представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика численности персонала АО «МТС» (по «МТС Россия») в 2016-2018 гг.[19]

Показатель

2016 год

2017 год

2018 год

Темп роста, %

2017/2016

2018/2017

Численность персонала, чел.

21 817

21 716

21 619

99,99

99,55

В том числе

высший менеджмент, чел.

15

15

15

100,00

100,00

средний менеджмент, чел.

942

942

940

100,00

99,79

Руководители младшего звена и рядовые сотрудники, чел.

20 860

20 759

20 664

99,52

99,54

По данным таблицы 3 видно, что численность персонала предприятия в 2016-2018 гг. сокращалась. В 2017 г. она уменьшилась на 101 чел., или на 0,1 % относительно 2016 г., а в 2018 г. еще на 97 чел., или на 0,45 %. Снижение численности персонала происходит в рамках оптимизацией численности сотрудников. Отметим, что сокращение численности в основном произошло за счет руководителей младшего звена и рядовых сотрудников.

АО «МТС» стремится поддерживать сбалансированную по полу и возрасту структуру коллектива, так как подобный подход позволяет компании сохранять здоровый внутрикорпоративный микроклимат, обеспечивать стабильность персонала, а также сохранять и передавать профессиональный опыт.


Структура персонала по возрасту представлена в таблице 4.

Таблица 4

Структура персонала АО «МТС» (по «МТС Россия») в 2016-2018 гг. по возрасту[20]

Возраст работников

2016 год

2017 год

2018 год

Изменение (+, -)

2017/2016

2018/2017

1

2

3

4

5

6

Высший менеджмент

До 35 лет, чел.

Процент в общей численности

1

0,00

1

0,00

1

0,00

-

-

-

-

26-45 лет,

чел.

Процент в общей численности

11

0,05

10

0,05

10

0,05

-1

-

-

-

Более 45 лет

чел.

Процент в общей численности

3

0,02

4

0,02

4

0,02

1

-

-

-

Средний менеджмент

До 35 лет, чел.

Процент в общей численности

390

1,79

390

1,79

388

1,79

-

-

-2

-

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

26-45 лет,

чел.

Процент в общей численности

340

1,56

338

1,56

340

1,57

-2

-

2

0,01

Более 45 лет

чел.

Процент в общей численности

212

0,97

214

0,99

212

0,98

2

0,02

-2

-0,01

Руководители младшего звена и рядовые сотрудники

До 35 лет, чел.

Процент в общей численности

14624

67,03

14618

67,31

14620

67,63

-6

0,28

2

0,32

26-45 лет,

чел.

Процент в общей численности

3097

14,19

3099

14,27

3040

14,06

2

0,08

-59

-0,21

Более 45 лет

чел.

Процент в общей численности

3139

14,39

3042

14,01

3004

13,90

-97

-0,35

-38

-0,11


По данным таблицы 4 видно, что среди высшего и среднего менеджмента большая часть работников находятся в возрасте от 26 до 45 лет. Среди руководителей младшего звена и рядовых работников – в возрасте до 35 лет. Отметим, что сокращение численности персонала происходит в основном по работникам старше 45 лет, в результате чего их удельный вес снижается.

Структура персонала по полу представлена в таблице 5.

Таблица 5

Структура персонала АО «МТС» (по «МТС Россия») в 2016-2018 гг. по полу[21]

Возраст работников

2016 год

2017 год

2018 год

Изменение (+, -)

2017/2016

2018/2017

Высший менеджмент

Мужчины, чел.

Процент в общей численности

15

0,01

15

0,01

15

0,01

-

-

-

-

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

Женщины, чел.

Процент в общей численности

1

0,00

1

0,00

1

0,00

-

-

-

-

Средний менеджмент

Мужчины, чел.

Процент в общей численности

601

2,75

601

2,77

601

2,78

-

0,02

-

0,01

Женщины,

чел.

Процент в общей численности

341

1,56

341

1,57

339

1,57

-

0,01

-2

-

Руководители младшего звена и рядовые сотрудники

Мужчины, чел.

Процент в общей численности

8710

39,92

8702

40,07

8690

40,20

-8

0,15

-12

0,13

Женщины,

чел.

Процент в общей численности

12150

55,69

12057

55,52

11974

55,39

-93

-0,17

-83

0,13


По данным таблицы 5 видно, что представители высшего и среднего менеджмента, преимущественно, мужчины. В то же время среди руководителей младшего звена и рядовых работников преобладают женщины.

Данные о текучести кадров представлены в таблице 6.

Таблица 6

Текучесть кадров в АО «МТС» (по «МТС Россия») в 2016-2018 гг.[22]

Показатель

2016 год

2017 год

2018 год

Изменение (+, -)

2017/2016

2018/2017

Численность персонала, чел.

21 817

21 716

21 619

-101

-97

Уволено по причине текучести, чел.

3054

3040

3243

-14

203

Коэффициент текучести кадров, %

14,00

14,00

15,00

-

1,00

Текучесть кадров в АО «МТС» в 2018 г. составила 15%, что на 1 п.п. выше, чем в предыдущем году и превышает естественную текучесть кадров (6-8 %). Отметим, что компания регулярно проводит мониторинг причин увольнения. По результатам анализа принимаются меры по улучшению ситуации. Специальные программы адаптации положительно влияют на отношение новых сотрудников к коллективу, способствуют их введению в должность.

Безусловно, нынешняя кризисная ситуация сказалась на кадровой политике АО «МТС»: в компании проводится оптимизация численности персонала, уменьшаются расходы на обучение сотрудников, до лучших времен замораживаются вакантные рабочие места. Заработная плата в 2018 г. в АО «МТС» сохранилась на уровне 2017 г.

Новые сотрудники отбираются с пристальным вниманием. Процесс закрытия вакансии стал более продолжительным. Это связано в первую очередь с высокой конкуренции между соискателями.

2.2.​ Оценка имиджа АО «МТС» на рынке труда

В зарубежной практике давно утвердился термин в отношении организаций, обладающих благоприятным имиджем работодателя, - «работодатель
по выбору». Имидж организации становится критически важным в свете дефицита высококвалифицированных кадров на рынке труда.


Компания может улучшить свой имидж работодателя, помимо лучшего на рынке предложения по вознаграждению, за счет проведения следующих мероприятий:

1) увеличение профессиональной востребованности за счет известности данной организации как предприятия, принимающего на работу и развивающего высококвалифицированных сотрудников, а также обеспечивающего широкие возможности обучения;

2) условия трудового найма, которые учитывают баланс между работой и личной жизнью, например, при помощи адаптации рабочего времени и политики форм найма и увольнения, а также обеспечения присмотра за детьми и гарантий удовлетворения потребностей тех, у кого есть домашние обязательства;

3) «золотые приветствия» (суммы денег, выплачиваемые авансом при приеме, увольнении, поощрении мобильности (переездах)).

В таблице 7 приведены элементы имиджа АО «МТС» на рынке труда, полученные в ходе опроса менеджеров отдела кадров.

Таблица 7

Элементы имиджа АО «МТС» как компании-работодателя

и оценка их значимости

Элементы, составляющие имидж компании

Значение
(в баллах)

Компенсационные пакеты и система нематериальной мотивации

96

Статус, карьерные возможности работника после работы в данной компании

90

Материально-технические условия работы

80

Финансовая успешность компании

80

Известность компании в целом, в том числе ее брендов

75

Опыт и возможности карьерного роста в компании

74

Морально-психологический климат в коллективе

71

Размер компании

65

Имидж руководителя компании, его репутация

48

Отрасль

45

Российская или иностранная компания

40

Однако, на наш взгляд, зачастую менеджмент АО «МТС» не видит разницу между понятиями «бренд производителя» и «бренд работодателя». Хотя она существенна: каждый из брендов формируется по собственным законам и для собственной аудитории. В первом случае адресат — партнеры и потребители услуги или продукта, во втором — потенциальные сотрудники.

Многие менеджеры уверены, что успешный бренд производителя уже сам по себе служит приманкой для персонала: «размещая информацию о вакансиях, мы намеренно стараемся ассоциировать потенциальное место работы с продуктовыми брендами концерна. А заниматься отдельно брендом работодателя смысла не имеет». Конечно, нельзя оспаривать, что позитивный бренд АО «МТС» как компании федерального масштаба очень упрощает привлечение персонала. Успешность в бизнесе привлекает сотрудников сама по себе. Кроме того, сотовые операторы — это еще и модная отрасль.