Файл: Договорные конструкции (Договоры в предпринимательском праве: сущность и значение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для заключения договора необходимо согласовать все его существенные условия в требуемой в подлежащих случаях форме (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Поскольку договор является одним из видов сделок к его форме применяются общие правила о форме сделок. Форма договора призвана закреплять и правильно отражать согласованное волеизъявления его сторон.

Необходимо учитывать, что в соответствии со (ст. 161 ГК РФ) сделки юридических лиц между собой и гражданами заключаются обязательно в письменной форме. Кроме того, договор, заключенный в письменной форме, обезопасит обе стороны от неблагоприятных последствий, которые могут появиться в случае возникновения спора. Наличие письменного договора также позволит обезопасить себя при налоговых проверках, так как даст возможность правильно оценить характер отношений между вами и вашими партнерами.

Однако сделка, для которой законодательством не установлена письменная или иная определенная форма, может быть совершена устно или в любой другой форме (ст. 434 ГК РФ). Такая сделка считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Однако при несоблюдении простой письменной формы стороны лишаются права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания, а в случаях, прямо указанных в законе, отсутствие письменной формы влечет за собой недействительность сделки.

Иными словами, при отсутствии договора как единого документа или совокупности нескольких взаимосвязанных документов заинтересованное лицо вправе доказывать факт совершения сделки иными способами (кроме свидетельских показаний), например письмами от организаций, документами об оплате или отгрузке товаров и т. д.

В соответствии с гражданским законодательством договор может быть заключен посредством телефонной связи (ст. 434 ГК РФ). Однако в нашей стране уже имелся опыт заключения «телефонных» договоров. Еще в 1989 году в ряде территориальных коммерческо-посреднических организаций производился прием заказов потребителей на необходимую продукцию по телефону. В таких случаях в специальном журнале регистрируются наименование потребителя, полная характеристика требуемой продукции, адрес доставки, платежные реквизиты, Ф.И.О. руководителя предприятия и лица, которое делает телефонный заказ.

Таким образом, при использовании данного способа необходимо дополнительно фиксировать содержание «телефонного» договора письменно в соответствующем журнале. Однако данный способ крайне несовершенен, поскольку дает простор различным злоупотреблениям, а, как известно, «слово к делу не пришьешь». Этот способ можно использовать, но только для оперативности и ускорения заключения договоров с последующим подтверждением устного телефонного заказа письменными документами.


Кроме того, необходимо учитывать, что несоблюдение простой письменной формы сделки при заключении договоров может повлечь за собой серьезные негативные последствия для предприятия в сфере налогообложения. Договор является одним из оснований для проведения различных расчетов между предприятиями, которые, в свою очередь, служат для определения и подведения итогов всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, договор позволяет точно определить характер сделки и соответственно ее налоговые последствия.

Отсутствие письменно составленного договора может привести к неправильному пониманию и толкованию той или иной хозяйственной операции, к ее неправильному отражению в бухгалтерском учете, а следовательно, и к неправильному налогообложению.

При проведении налоговой проверки указанные выше обстоятельства могут привести к применению к предприятию финансовых санкций, так как характер «телефонной сделки» определить затруднительно, а наличие только счетов позволит рассматривать их как бартер, и как взаимозачет, и как безвозмездную передачу и т. д. В то же время при проведении указанных выше операций их оформление осуществляется совершенно по-разному и влечет за собой разные налоговые последствия.

С целью защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц при заключении различных сделок российское законодательство предусматривает ряд мер, способствующих исполнению возникающих обязательств. В юридической терминологии эти меры носят название «способы обеспечения обязательств». Способы обеспечения обязательств призваны охранять интересы менее защищенной стороны договора, то есть кредитора. Особенность этих мер состоит в том, что они представляют собой дополнительное обязательственное бремя, возлагаемое на должника с целью более надёжной защиты прав кредитора. То есть, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий предпринимательского договора на должника ложится дополнительная ответственность. Кроме того, в ряде случаев к исполнению обязательства привлекаются наряду с должником третьи лица, в частности, при поручительстве, задатке, залоге и банковской гарантии.

Основной целью способов обеспечения обязательств в целом и обязательств по предпринимательским договорам в частности является возмещение убытков кредитора вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником с целью максимально снизить убытки и потери кредитора. Но зачастую это не так-то просто сделать. Трудности заключаются в том, что нередко кредитору необходимо вычислить и доказать наличие и размер убытков, их причинную связь с нарушением договора, а это не всегда просто.


Кроме того, даже имея на руках решение суда об удовлетворении своих претензий, кредитор нередко не в силах добиться от должника возмещения своих убытков вследствие отсутствия у последнего необходимых средств. Для решения подобных казусов предусмотрены специальные способы обеспечения обязательств, такие, как задаток и удержание имущества должника.

2. Классификация договоров

В основе деления договоров на отдельные виды могут лежать самые разные критерии, избираемые в зависимости от преследуемых целей.

В зависимости от момента возникновения обязательства договора подразделяются на консенсуальные и реальные. Если для заключения договора достаточно соглашения по всем существенным условиям (ст. 432 ГК), договор является консенсуальным (договоры купли-продажи, аренды, подряда и др.). Значительно реже встречаются реальные договора, где необходимо имущество, вещи, т.е. предмет договора (см. п. 2 ст. 433 ГК).

В зависимости от юридической направленности договоры делятся на основные и предварительные. Основной договор непосредственно порождает права и обязанности сторон, связанные с перемещением материальных благ (передача имущества, выполнение работ, оказание услуг и т.п.). Предварительный договор – это соглашение сторон о заключении основного договора в будущем. Его заключение регламентируется ст. 429 ГК. Этот вид договора встречается довольно редко.

Согласно п. 1 ст. 429 ГК по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении уклоняющейся стороны к заключению основного договора (п. 5 ст. 429 ГК).

По поводу ограничения принципа свободы договора в предварительном договоре некоторые специалисты считают, что сторона свободна вступать или не вступать в предварительный договор. Ее обязанность в отношении будущего соглашения возникает только по ее воле и основана на добровольном акте. С данным мнением следует согласиться. В этом случае участника не принуждают заключить предварительный договор, он по своей воле принимает на себя обязательство заключить основной договор на условиях, выработанных в предварительном договоре, следовательно, должен исполнить возникшее обязательство.


Несмотря на то что предварительный договор служит обеспечением права стороны на обращение в суд с требованием о понуждении заключить основной договор при уклонении другой стороны от выполнения данного обязательства, закрепленного предварительным договором, тем не менее он не может служить в достаточной степени гарантом заключения в будущем основного договора. Это подтверждается материалами судебной практики. Приведем один из таких случаев.

Гражданка К., обладая правом собственности на объект недвижимости, заключила с гражданином О. предварительный договор, в котором обязалась в течение трех месяцев заключить с ним договор купли-продажи данного объекта недвижимости. Данный предварительный договор был совершен в надлежащей форме, содержал все существенные условия договора купли-продажи. Однако при обращении гражданина О. в Заводской районный суд г. Саратова с иском о понуждении гражданки К. к заключению основного договора (поскольку последняя уклонялась от его заключения) в суде было установлено, что в период действия предварительного договора (в течение трех оговоренных сторонами месяцев) гражданка К. совершила с данным объектом недвижимости сделку по его отчуждению с третьим лицом - гражданкой Б., не являющейся стороной по предварительному договору. При этом данная сделка, так же как и переход права по ней к гражданке Б., была в установленном законом порядке зарегистрирована в Учреждении юстиции. При этом приобретатель объекта – гражданка Б. несет в себе все признаки добросовестного приобретателя, поскольку не знала и не могла знать о существовании какого-либо предварительного договора.

Эта ситуация, думается, стала возможной, поскольку в соответствии с законом предварительный договор не подлежит государственной регистрации.

В зависимости от того, кто может требовать исполнения договора, договоры делятся на договоры в пользу их участников или в пользу третьих лиц. В договорах в пользу их участников должник обязан произвести исполнение кредитору, а последний имеет право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. В соответствии со ст. 430 ГК в договоре в пользу третьего лица должник производит исполнение не кредитору, а указанному или неуказанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. И только в том случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться своим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.


В зависимости от распределения прав и обязанностей между участниками все договоры делятся на двусторонне обязывающие и односторонне обязывающие. Односторонне обязывающий договор порождает у одной стороны только права, а у другой – только обязанности; в двусторонне обязывающих каждая из сторон приобретает права и одновременно несет обязанности по отношению к другой стороне.

В зависимости от опосредуемого договором характера перемещения материальных благ различаются договоры возмездные и безвозмездные. Возмездным признается договор, по которому имущественное предоставление одной стороны обусловливает встречное имущественное предоставление от другой. В безвозмездном договоре имущественное предоставление производится только одной стороной без получения встречного имущественного предоставления от другой (например, договор дарения). Некоторые договоры могут быть и возмездные и безвозмездные (например, договор поручения).

Лишь договоры дарения и ссуды являются безвозмездными во всех случаях. На первый взгляд, отсутствие встречного удовлетворения, т.е. безвозмездность обязательства, противоречит самой природе гражданского права. Ведь имущественные отношения, входящие в его предмет, традиционно понимаются как имущественно-стоимостные, товарно-денежные отношения. Действие же макроэкономического закона стоимости в полной мере проявляется лишь в возмездных обязательственных правоотношениях, поскольку именно здесь происходит своеобразный обмен товарами (вещами, работами, услугами).

Однако и безвозмездные правоотношения, равно как и абсолютные правоотношения (к которым вообще не применимо деление на "возмездные - безвозмездные"), также могут испытывать действие закона стоимости, хотя и не столь явное. Так, правоотношения собственности не связаны напрямую с денежным обменом. Но решение вопроса о принадлежности лицам тех или иных вещей является необходимым основанием для участия этих лиц в гражданском обороте, а объем и характер принадлежащих им вещных прав во многом предопределяют содержание будущих обязательственных отношений. Главное же, пожалуй, состоит в том, что предмет не утрачивает присущие ему качества товара и тогда, когда он переходит от одного лица к другому безвозмездно.

Но безвозмездность, например, договора дарения не означает его беспричинности. Мотив лежит за рамками самого договора дарения и никоим образом не влияет на его действительность. Если же мотив включен в содержание договора, т.е. дарение или обещание подарить формально обусловлено совершением каких-либо действий другой стороной, то это, как правило, ведет к признанию договора дарения ничтожным (абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК).