Файл: СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА ( Система источников права в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наконец, принимать свои акты, в том числе нормативные, могут в РФ и органы местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их ведению федеральными законами и законами субъектов РФ.

С признанием самостоятельности органов судебной власти к источникам права стали относить и их акты. Прежде всего это относится к решениям Конституционного Суда, который вправе признавать законы и иные акты не соответствующими Конституции.

Другие высшие судебные органы – Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – могут обобщать практику применения законов и давать судам обязательные для применения разъяснения. Они наделены правом признания подзаконных актов не соответствующими федеральным законам, но не Конституции. Поэтому их акты по юридической силе ниже законов и решений Конституционного Суда.

Специфичное место среди источников права в РФ занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

Договоры. Одним из договоров является Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти большинства субъектов РФ. Он действует в части, не противоречащей Конституции.

Важными источниками права в РФ являются акты международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Вопросы, касающиеся международных договоров Российской Федерации, решаются в соответствии с Федеральным законом 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

3. Понятие и виды источников российского предпринимательского права

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах: материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающихся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Источники предпринимательского права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и организационно-управленческие решения в сфере предпринимательства.


Следует выделить некоторые специфические особенности источников предпринимательского права, связанные с характером предмета правового регулирования и федеративным государственным устройством Российской Федерации.

Прежде всего, в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации, в частности, находятся: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности — т.е. важнейшие аспекты, определяющие предпринимательскую деятельность.

Совершенно справедливо, что основные вопросы, имеющие значения для развития предпринимательского права, относятся к ведению федерального законодателя. Это способствует формированию общего непротиворечивого законодательства и гарантирует единство экономического пространства. Кроме того, характер предпринимательского права как комплексной отрасли права определяет включение в систему его источников норм, относящихся к различным отраслям права: конституционного, гражданского, административного, налогового, гражданско-процессуального.

Принято выделять следующие виды источников предпринимательского права: нормативные правовые акты; обычай делового оборота; общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее время в юридической литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права России. Однако постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются в нашей стране источниками права, так как российская система права принадлежит к романно - германской системе права, где судебные прецеденты, в отличие от стран англо-саксонской правовой системы (Великобритания, США), не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, обзорах судебной практики по делам, связанным с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.


3.1 Классификация источников предпринимательского права по различным основаниям

1) По юридической силе источники предпринимательского права делятся на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Например, Закон РФ  от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

2) По предмету правового регулирования источники предпринимательского права можно подразделить на общие, специальные (собственно предпринимательские) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением Предпринимательской деятельности.

К общим источникам предпринимательского права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как вопросы предпринимательской деятельности, так и иные общественные отношения. К данной группе источников относится, в частности, Конституция Российской Федерации.

Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации и управления предпринимательской деятельности.

К актам иных отраслей права, регулирующим отдельные вопросы осуществления предпринимательской деятельности, относятся, например, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере предпринимательства. Нормативные правовые акты данной группы имеют как бы «двойной» статус: они одновременно являются источниками предпринимательского права и входят в систему источников еще какой-либо отрасли или под отрасли права.

3)По степени систематизации среди источников предпринимательского права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и иные.

Нормативный материал систематизируется в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в системе источников предпринимательского права.


Основным кодифицированным источником предпринимательского права является Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

Гражданский кодекс формулирует легальное понятие предпринимательской деятельности; закрепляет условия осуществления предпринимательской деятельности; содержит нормы о субъектах предпринимательской деятельности, в том числе о статусе юридических лиц, и основных объектах гражданских прав; устанавливает формы реализации права на предпринимательскую деятельность положения об обязательствах, в частности договорных; формулирует правила об ответственности в сфере предпринимательства.

4) В зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, в системе органов государственной власти источники предпринимательского права делятся на:

Таким образом, в систему источников предпринимательского  права входят:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права.

3.Федеральные законы.

4. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

5. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации.

6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

7. Корпоративные нормативные акты.

8. Обычаи делового оборота. 

3.2 Нормативный правовой акт как источник предпринимательского права

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К нормативным правовым актам, регулирующую предпринимательскую деятельность, относятся:

  1. Конституция РФ.

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права.


Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка", основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодательства к ведению Российской Федерации вполне обосновано. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8); защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 2 ст. 8); разные виды собственности на землю и другие ресурсы (п. 2 ст. 9); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (п.1 ст. 34), предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73) и др.

Устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен: равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8); гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46); возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55);

2) ГК РФ, Налоговый кодекс РФ (НК РФ), КоАП РФ и др.

Далее в иерархической структуре источников права следует назвать Гражданский кодекс РФ (в настоящее время приняты и действуют первая и вторая части). Вопрос о его месте в системе предпринимательского законодательства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения –отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ), и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан.