Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций (Анализ основных проблем законодательства в области регулирования иностранных инвестиций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лицам, ходатайствующим о регистрации, предоставляются определенные гарантии. Отказать в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями можно только в случае, если нарушен установленный действующим законодательством порядок образования такого предприятия либо если необходимые для регистрации документы не соответствуют этому законодательству.

Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации.

Вновь создаваемые предприятия, в уставном капитале которых доля иностранных инвестиций эквивалентна сумме до 100 млн. руб., не предполагающие специализироваться в сфере ТЭК подлежат регистрации в территориальных регистрирующих органов (Московская регистрационная палата) , предоставив ряд документов.

Если объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 млн. руб., или создаётся предприятие для деятельности в ТЭК, процесс регистрации осуществляется в Государственной регистрационной палате, с некоторыми отличиями.

При создании же кредитных организаций существует ряд особенностей: предварительное разрешение на их создание выдаёт не Государственная регистрационная палата, как принято в общих случаях, а Банк России, который при рассмотрении этого вопроса учитывает уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ, финансовое положение и деловую репутацию учредителей. Также могут учитываться размеры иностранных инвестиций в банковской системе РФ из государств места нахождения учредителей и характер двусторонних отношений между РФ и данным государством.

Предприятие становится субъектом предпринимательской деятельности и получает право на существование только после того, как будет осуществлена его государственная регистрация в соответствии с действующим законодательством.

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного предпринимателя. Возможность таких рисков, часто именуемых "некоммерческими", увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.п.

Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход его в собственность государства, применение иных принудительных мер. К сожалению, нужно отметить, что многие из западных фирм в свое время лишились капиталов в нашей стране.


Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. Во внутреннем законодательстве положения о гарантиях формулируются в законах об инвестиционной деятельности, в законах и декретах об иностранных инвестициях, других законодательных актах.

Общее представление о гарантиях дает следующий перечень предусмотренных российским законодательством гарантий иностранных инвестиций:

- гарантии от изменения законодательства;

- гарантии от национализации и реквизиции;

- гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

- гарантии перевода платежей в иностранной валюте, доходов;

- сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;

- сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;

- компенсаций при национализации или ревизии;

- компенсаций при возмещении убытков;

- гарантии использования прибылей в национально валюте каждого государства.

Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима, государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений и связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим. Соответствующая норма соглашений имеет во многом декларативный характер. В ней выражено стремление государства поощрять иностранные инвестиции, а также благожелательно и не дискриминационно относиться к иностранным предпринимателям в части их прав на владение, управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений. Данное обязательство содержится в тех положениях соглашений, где речь идет о представлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования или национального режима.

В отношении иностранных предпринимателей из стран, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режиме инвестиций, установленные этими соглашениями.

Также предусматриваются многосторонние соглашения. В качестве примера можно привести «Вашингтонскую конвенцию о разрешении инвестиционных споров», которая определяет методику урегулирования разногласий между иностранными инвесторами и принимающей стороной.

А также «Сеульская конвенция о гарантиях инвестиций» регламентирует непосредственно процесс страхования инвестиций от рисков.

Внесённые или приобретённые инвестором целевые банковские вклады, акции или ценные бумаги, средства, затраченные на приобретения имущества в случае их изъятия в соответствии с законодательными актами, возмещаются инвесторам.


Кроме того, иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную прибыль, нанесённых в результате действий каких-либо органов, противоречащих законодательству.

В связи с тем, что иностранные инвестиции осуществляются, как правило, в валюте , понятие инвестиции определено в законе «О валютном регулировании».

Одним из действенных способов защиты зарубежных инвесторов является страхование инвестиций. Целевое назначение такого страхования – снижение для инвестора опасности некоммерческих рисков, которые могут возникнуть при осуществлении новых проектов и расширении деятельности существующих предприятий за рубежом.

В частности, компания «Coca-Cola» была застрахованна ОПИК от рисков в России, на сумму $105 млн.

Законодательство РФ предусматривает рассмотрение споров с участием созданных на территории России предприятий с иностранными инвестициями как в арбитражных судах России, так и в Международном коммерческом арбитражном суде.

В соответствии с действующим законодательством увеличение уставного капитала предприятий требует внесения определенных изменений в устав организаций.

Увеличение уставного капитала предприятия с иностранными инвестициями может быть произведено всеми доступными способами, если такие действия не противоречат законодательству или законом не предусмотрены конкретные требования для отдельных видов предприятий.

Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.

2. Предпринимательская деятельность с учетом иностранного капитала

2.1 Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной деятельности


Инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.).

Инвестиционная деятельность согласно этому Закону представляет вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвесторами, т.е. субъектами инвестиционной деятельности, осуществляющими вложение средств в форме инвестиций, являются заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено вышеуказанным Законом, то применяются правила международного договора.

Иностранные инвестиции в соответствии со ст. 2 Федерального Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Феде рации» от 9 июля 1999 г. — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении реинвестирования пользуются в полном объеме правовой зашитой, гарантиями и льготами, установленными Федеральным законом от 9 июля 1999 г.

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого момента коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой зашитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная зашита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории России в любых формах, не запрещенных законодательством страны.

Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями проводится в соответствии с законодательством в валюте Российской Федерации.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России, разрешается согласно международным договорам Российской Федерации и федеральным законам в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).