Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (ОРД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск. Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу[27].

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соотвественно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов. Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления). Так, если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору[28].

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося. С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается. Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.


Так, для розыска лиц при отсутствии законных процессуальных оснований сотрудниками оперативных подразделений органов МВД РФ и ФСБ РФ используется способ так называемого «сторожевого контроля» с заполнением сторожевых листков. По сути, данный способ по степени информационного обеспечения возможностей для розыска лица внутри Российской Федерации ничем не отличается от розыска подозреваемых и обвиняемых, уступая последнему лишь мерах и степени ограничения конституционных прав после того, как разыскиваемое лицо обнаружено[29]. В отношении лица, местонахождение которого надо установить, но в отношении которого нет законных оснований для объявления в розыск, проводится тот же комплекс мероприятий, что и при розыске: опрашиваются соседи и знакомые, заполняется сторожевой листок и направляются ориентировки, отслеживаются операции в отношении имущества, направляется информация в органы пограничного контроля, аэроперевозчикам, в систему «Магистраль» и т.п.

Процедура «сторожевого контроля» регламентируется внутренними приказами МВД РФ и ФСБ РФ с грифом «для служебного использования»; о степени закрытости данных внутренних нормативных актов можно судить хотя бы потому, что они не были предоставлены для изучения даже Европейскому суду по правам человека при рассмотрении жалобы г-на Шимоволоса, который пожаловался на нарушение его прав вследствие применения к нему процедуры «сторожевого контроля». ЕСПЧ признал незаконность применения указанной системы «сторожевого контроля», однако она применяется в РФ по прежнему в полном объёме.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера. По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны. Полагаем, что решение проблемы существует, оно опробовано и применяется на практике в странах Евросоюза; европейская система розыска, с одной стороны, довольно-таки прозрачна и защищена от злоупотреблений со стороны правоохранителей, с другой стороны, достаточно эффективна с точки зрения обеспечения оперативного розыска правонарушителей.


2.4. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей ОРД, которая в соответствии с Законом о ФСБ относится к компетенции ФСБ России[30].

Российская Федерация, за последние двадцать лет, сделала свой стратегический выбор, страна несколько раз корректировала свой политический курс развития. Данные процессы, непосредственно затрагивали и ставили перед государством, политическими элитами и гражданами ряд проблем, которые связаны не только с формированием конституционного дизайна, гражданского общества, правового государства и рыночной экономики, но и с обеспечением национальной безопасности.

Данная стратегия, а именно «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» ввела понятие «государственная безопасность» (далее Стратегия). Государственная безопасность представляет собой систему мер по защите конституционных основ государства, территориальной целостности и неприкосновенности государства.

Важнейшими элементами обеспечения обороны и безопасности государства, защиты конституционных основ, является Президент Российской Федерации, а так же составляющие структуры законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, таких как, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, органы государственной безопасности, Вооруженные силы, органы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура. Все перечисленные органы власти, осуществляют свою деятельность, которая представлена, прежде всего, в защите интересов государственной безопасности Российской Федерации. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ, закрепляет принципы обеспечения безопасности и определяет круг органов публичной власти, которые уполномочены осуществлять меры по обеспечению национальной безопасности[31].


Сюда можно отнести не только государственные органы, но и органы местного самоуправления. Основная задача Федеральной службы безопасности Российской Федерации, как органа государственной безопасности – осуществление мер по защите конституционных основ Российской Федерации. Нормативным актом, который регламентирует работу Федеральной службы безопасности Российской Федерации является Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 №40- ФЗ.

Конституция РФ[32], международные договоры РФ, ратифицированные в установленном порядке, а также вышеупомянутый федеральный закон являются правовой основой для федеральной службы безопасности.

Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, судебные органы и органы прокуратуры контролируют деятельность органов федеральной службы безопасности. Объективно, контроль необходим для того, чтобы не было злоупотреблений полномочиями со стороны органов безопасности. Данный контроль является сдерживающим фактором, гарантирующим защиту от произвола.

Любое государство нуждается в защите как от внешних, так и внутренних угроз. Российская Федерация не является исключением, в связи с нестабильной международной обстановкой, провокациями со стороны иностранных государств, иными факторами. Именно поэтому в целях охраны интересов государства в Российской Федерации действует система органов власти, уполномоченных на осуществление мер по защите конституционного строя, обеспечению государственной безопасности.

Их координирует непосредственно Президент Российской Федерации. В данную систему относятся не только так называемые «спецслужбы», но так же и органы внутренних дел, которые каждый день сталкиваются с разными проявлениями преступности, в том числе и терроризмом. Правильно выстроенная система правоохранительных органов, спецслужб и иных органов власти на сегодняшний день просто необходима.

Без этого невозможно говорить не только о защищенности государства в целом, но и личности в частности. Одновременно происходит информатизация политических, экономических и социальных отношений, мотивирующая стойкую привязанность отдельного индивида к этническим общностям. При этом перспективы модификации способов принятия управленческих решений, например, перераспределение функций, ранее закреплённых за государством, в пользу неформальных институтов осуществляется только в случае, когда это выгодно с экономической точки зрения.


Население – это один из признаков, из которых слагается государство. Поэтому безопасность государства напрямую влияет на безопасность отдельного человека. Только в таком случае можно говорить о свободном развитии гражданина, функционировании гражданского общества, работе учреждений и общественных организаций. Социальная функция государства, которая заключается в заботе о своих гражданах, никак не может осуществляться, если государство не может обезопасить себя. Защищенность основ государственности – начало успешного функционирования всех сфер. Невозможного говорить о хорошем социальном обеспечении, высоком уровне здравоохранения, образования, если речь идет о слабом государстве, которое не может противостоять угрозам современности.

Сильное и защищенное государство – фундамент и опора для развития и жизнедеятельности общества. И данная задача невыполнима без хорошо работающего «силового» блока, который будет выявлять, предупреждать угрозы, противостоять им.

Таким образом, Конституция РФ служит правовой основой для всех без исключения органов государственной власти, которые уполномочены решать вопросы в области обеспечения безопасности страны. Не может быть эффективным обеспечение государственной безопасности, если оно осуществляется в порядке непосредственного реагирования на ситуацию, которая сложилась к определенному времени[33].

Оно должно быть заблаговременным, спрогнозированным, направленным на меры по выявлению факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на условия функционирования безопасности, именно поэтому в Российской Федерации создана многоуровневая и многоступенчатая система государственных органов, целью и приоритетом которых является защита государственной безопасности. Поэтому можно уверенно сказать, что именно Конституция России служит тем самым правовым фундаментом, базисом, благодаря которому строится вся система органов правопорядка. Она является основным законом России. Нет другого нормативного акта, который регулировал бы абсолютно все стороны общественной жизни в России, затрагивал бы права и обязанности каждого, обеспечивал бы гарантии для успешного развития каждой личности, живущей в стране. Поэтому вывод о том, что самой первой и важной правовой основой государственной безопасности является Конституция России, безусловен.

Применение структурного подхода позволяет определить безопасность как это совокупность отношений между человеком, обществом и государством по поводу разрешения противоречий их интересов в условиях неопределенности и риска. В соответствии с данным понятием можно выделить следующие виды безопасности такого субъекта как государство: