Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Понятие качества продукции и его правовое значение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ

1.1. Понятие качества продукции и его правовое значение

1.2. Переход от стандартизации к техническому регулированию

1.3. Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

2.1. Законодательная база сертификации

2.2. Правовое наследие в области сертификации, оставленное СССР

2.3. Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

3.1. Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям

3.2. Экспертные методы при решении задач управления качеством продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательства между изготовителями, продавцами, исполнителями и потребителями, возникающие по поводу приобретения или использования товаров для личных (бытовых) нужд, не являются обязательствами строго личного характера (за исключением обязательств, возникающих из причинения вреда жизни и здоровью потребителя товарами, работами или услугами ненадлежащего качества), поэтому, в частности, не прекращаются смертью гражданина-потребителя (ст. 418 ГК РФ).

В целом нормы о гражданах как потребителях являются важной составляющей законодательства о качестве. Огромное значение имеет также сертификация продукции. Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»[9] дает следующие определения: сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Названный выше Закон направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей. С другой стороны, Закон предусматривает дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования в важной сфере деятельности. Закон разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию. Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях (ст. 18 Закона о техническом регулировании): удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.


Глава 4 Закона устанавливает правила документального удостоверения соответствия продукции и иных объектов технического регулирования требованиям, установленным для них в соответствующих документах, определенных Законом. Подтверждение соответствия является одной из форм оценки соответствия. В число других форм оценки соответствия, предусмотренных Законом, входит также государственный контроль (надзор). Сущностью всех форм оценки соответствия и их целью является установление соответствия объекта предъявляемым требованиям. Различаются эти формы способами и методами проведения оценки, а также органами, производящими оценку, и ее объектами. Установленные Законом правила подтверждения соответствия в значительной мере основаны на выдержавших испытание временем нормах Закона РФ "О сертификации продукции и услуг"[10].

Принципиальным решением является сохранение в Законе принципа добровольного и обязательного подтверждения соответствия, являющегося следствием установления требований к объектам технического регулирования в документах, имеющих обязательный государственный статус, или в документах рекомендательного (договорного) характера. Разумеется, в этих правилах отражены новеллы, внесенные Законом в решение вопросов технического регулирования. Главной из них является исключение из объектов обязательного подтверждения соответствия работ и услуг.

Практика работы по сертификации в части ее стоимости вызывала многочисленные жалобы заявителей. Поэтому возведение уменьшения затрат заявителя и сроков осуществления подтверждения соответствия в принцип деятельности в этой области выглядит вполне обоснованным. Данный принцип является одним из элементов общего принципа подтверждения соответствия о защите имущественных интересов заявителя. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы в результате подтверждения соответствия заявителю не был причинен материальный ущерб. Не меньшее значение в этом плане имеет принцип соблюдения коммерческой тайны[11] заявителя, разглашение которой может принести ему немалый ущерб. В этом случае органы, осуществлявшие подтверждение соответствия, и их ответственные работники обязаны возместить причиненные убытки, а последние в соответствующих случаях могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 183 УК РФ).

Подтверждение соответствия имеет добровольный или обязательный характер (ст. 20 Закона о техническом регулировании). Добровольное подтверждение соответствия имеет одну форму - добровольная сертификация. Обязательное подтверждение соответствия имеет две формы: декларирование соответствия и обязательная сертификация. Порядок применения обязательного подтверждения соответствия установлен Законом о техническом регулировании. Порядок применения добровольного подтверждения соответствия определяется создателями системы добровольной сертификации в соответствии с правилами, установленными Законом о техническом регулировании.


Добровольное подтверждение соответствия (ст. 21 Закона о техническом регулировании) осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Знаки соответствия (ст. 22 Закона о техническом регулировании) применяются только для маркировки объектов технического регулирования, прошедших добровольную сертификацию на соответствие требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Порядок применения знака соответствия устанавливается соответственно в правилах системы добровольной сертификации или в документах национального органа по стандартизации. Оба указанных порядка являются обязательными для заявителей как условия договора о добровольной сертификации.

Действие статьи 23 Закона о техническом регулировании распространяется на обе формы обязательного подтверждения соответствия. Основными правилами обязательного подтверждения соответствия являются:

  • обязательное подтверждение соответствия проводится только в случае, если это предусмотрено техническим регламентом на соответствующую продукцию. Составление специальных перечней продукции, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, не предусмотрено;
  • подтверждение проводится только на соответствие требованиям технических регламентов;
  • объектом подтверждения может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ;
  • формы и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом;
  • обе формы обязательного подтверждения соответствия являются юридически равноценными и документы об их проведении действуют на всей территории РФ, независимо от места проведения подтверждения соответствия;
  • работы по обязательному подтверждению соответствия оплачиваются заявителем по ценам, установленным договором. Цены устанавливаются в соответствии с методикой определения стоимости работ, утверждаемой Правительством РФ.
  • Декларирование соответствия (ст. 24 Закона о техническом регулировании) осуществляется по одной из следующих схем:
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Обязательная сертификация (ст. 25 Закона о техническом регулировании) осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Действует Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.05.2000 N 403, от 03.01.2002 N 3, от 29.04.2002 N 287, от 10.02.2004 N 72) «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»[12].

Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

В 2010 г. 2 января принят Федеральный закон N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"[13], который дает законодательное определение понятию "безопасность" - под ней понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" обладает рядом достоинств.

Во-первых, в ст. 1 вводится понятие "оборот пищевых продуктов, материалов и изделий", который включает в себя куплю-продажу (в том числе импорт и экспорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий, их хранения и перевозки. Закон распространил обязательность требований, предъявляемых к качеству и безопасности пищевых продуктов, на все товары независимо от сферы их обращения (оптовую и розничную торговлю) и установил административную ответственность за правонарушения, допущенные на любой из стадий оборота пищевых продуктов. Дело в том, что до принятия данного Закона единственной статьей КоАП РСФСР, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение качества и безопасности потребительских товаров, была ст. 146.4, согласно которой ответственность наступала только за продажу товаров ненадлежащего качества и не применялась административная ответственность за оптовую торговлю некачественной и опасной продукцией.

Во-вторых, ст. 3 дает четкое определение, какие товары не могут находиться в обороте:

  • при несоответствии их требованиям нормативных документов;
  • при наличии явных признаков недоброкачественности, не вызывающих сомнений у представителей органов государственного надзора и контроля;
  • при отсутствии удостоверений качества и безопасности, документов изготовителя, подтверждающих их происхождение;
  • при отсутствии информации о государственной регистрации и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов;
  • при несоответствии товаров представленной информации, в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации (включение в перечень оснований для признания товаров некачественными и опасными данного признака имеет большое значение, так как при внесении изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей" из обязательных критериев качества товаров (ст. 4), передаваемых потребителю, была исключена информация о товаре; в результате несоответствие товара представленной о нем информации, содержащей показатели качества, не влекло юридической ответственности изготовителя или продавца; рассматриваемый Закон устранил допущенный пробел);
  • по истечении сроков годности;
  • если срок годности не установлен (когда такое установление является обязательным);
  • при отсутствии маркировки, содержащей сведения, предусмотренные стандартом.

Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными, не подлежат реализации, утилизируются и уничтожаются.

В-третьих, ст. 26 была установлена административная ответственность изготовителя за нарушения требований к качеству и безопасности пищевых продуктов (КоАП РСФСР ответственность изготовителя не предусматривал).

В-четвертых, анализируемый Закон в отличие от всех предыдущих детализирует на законодательном уровне методы государственного регулирования (государственного нормирования в области обеспечения качества и безопасности продукции, государственной регистрации и лицензирования, оценки подтверждения соответствия требованиям нормативных документов) в области обеспечения качества и безопасности продуктов; устанавливает, что требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оказанию услуг в сфере розничной торговли и сфере общественного питания.

Итак, соблюдение норм законодательства о качестве продукции имеет большое значение для предотвращения поступления на рынок некачественных продукции, работ и услуг, а также представляющих опасность для окружающей среды, жизни и здоровья граждан. Вместе с тем можно выявить общие для всех периодов составляющие процесса государственного регулирования таких явлений, как качество и безопасность:

  • разработка и установление на государственном уровне обязательных для исполнения требований, гарантирующих качество и безопасность выпускаемой продукции;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением данных требований при производстве, хранении, транспортировке и реализации товаров;
  • применение мер ответственности в случае установления фактов несоблюдения обязательных требований.

3.2. Экспертные методы при решении задач управления качеством продукции

Система управления качеством представляет собой организационную структуру, четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством - выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением. Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.