Файл: Ящура А. И. - Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 254

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вания ресурсами резерва отдельных цехов (подразделений) в зависимо сти от технического состояния оборудования.

4.7.13. Базовый уровень норматива отчислений на ремонт основ ных фондов Нб рассчитывается по формуле:

Нб = (Зб / Бф) · 100,

(4.2)

где Зб – среднегодовые затраты на ремонт основных фондов за преды дущие три года (расчетный период), тыс. руб.;

Бф– среднегодовая балансовая стоимость основных фондов за тот же период, тыс. руб.

4.7.14. Норматив отчислений на ремонт на каждый год планируе мого периода рассчитывается на основе базового значения норматива с корректировкой, учитывающей факторы1, которые должны обеспечить снижение затрат на ремонт основных фондов в планируемом периоде:

где Нпk

Ci

R

(4.3)

Нпk = Нб (1 Ci /100),

i=1

норматив отчислений на ремонт для k го года планируемого периода R;

суммарный (по совокупности факторов) процент снижения (по вышения) затрат на ремонт основных фондов, предусмотрен ных техпромфинпланом для i го года планируемого периода.

4.7.15.Расчет по формулам (4.2) и (4.3) позволяет определить как свод ный норматив отчислений на ремонт (по основным фондам предприя тия в целом), так и нормативы отчислений, дифференцированные по группам основных фондов, закрепленных за подразделениями предпри ятия. При этом все показатели формул (4.2) и (4.3) должны относиться соответственно либо к основным фондам предприятия в целом, либо к соответствующим видам основных фондов служб (ОГМ, ОГЭ и т. д.).

4.7.16.При расчете норматива отчислений особое внимание должно быть обращено на получение достоверных исходных данных как по сред негодовой стоимости основных фондов за базовый период, так и по затра там на все виды ремонтов и технического обслуживания в базовом периоде.

4.7.17.Исходными данными для расчета базовых нормативов от числений являются отчетные данные годового бухгалтерского отчета: форма 5 «Отчет о состоянии имущества предприятия» и форма 10 «От чет о наличии и движении средств предприятия».

Из формы 5 (строка 100) рассчитывается среднегодовая стоимость ос новных фондов, а из формы 10 (строка 10, графа 3) выписывается сумма «Ремонтного фонда». Делением суммы годовых затрат на ремонт за базо вый период на балансовую стоимость основных фондов за этот же период рассчитывают норматив отчислений на ремонт основных фондов.

1К числу таких факторов относятся: темпы обновления и изменения воз растной структуры основных фондов, повышение надежности машин и обо рудования, изменение цен на ремонтные услуги, рост (падение) производи тельности труда в ремонтном производстве и т. д.

81


4.7.18. После расчета базового уровня норматива затрат величина резерва на ремонты определяется по формуле:

где Фрпп

Нпk, Бфk

Фрпп = Нпk Бфk / 100,

(4.4)

величина резерва на ремонт для k го года периода пла нирования, тыс. руб.;

соответственно норматив отчислений на ремонт и пла новая среднегодовая балансовая стоимость основных фондов для k го года периода планирования, тыс. руб.

4.7.19.При хорошо организованном и достоверном учете, позволя ющем разнести стоимость основных фондов и соответствующих затрат на их ремонт по цехам (службам) предприятия, нормативы затрат на ремонт могут быть рассчитаны как по предприятию в целом, так и по его подразделениям (например, по энергоцехам предприятия). При этом порядок расчета нормативов отчислений (а на их основе – резерва) ос тается тем же.

4.7.20.После определения величины резерва на ремонт основных фондов на предстоящий период (год) необходимо учесть указание ст. 324 ч. II Налогового кодекса РФ: «…сумма резерва на предстоящий пе риод, рассчитанная исходя из принятого норматива отчислений, не должна превышать среднюю величину расходов по ремонту основных фондов за 3–5 предыдущих лет. В противном случае резерв устанавлива ется в размере средней величины расходов».

4.7.21.Как показывают многочисленные примеры расчетов предель ной суммы резерва на ремонт оборудования в предстоящем году на ос нове норматива отчислений на предстоящий период, она не покрывает реально необходимых на эти цели затрат. Это связано не только с нали чием большого количества самортизированного оборудования, но и с тем, что периодичность проведения особо сложных и дорогих капиталь ных ремонтов оборудования значительно больше рекомендуемого На логовым кодексом периода (3–5 лет). Это нашло изменение в последу ющей редакции Налогового кодекса (п. 2 ст. 324 ч. II):

«Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для про ведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основ ных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанный либо аналогичные ремонты не осуществлялись».

Это прямое указание на использование в финансовой политике спо соба «применения счета расходов будущих периодов».

4.7.22.Основанием использования в финансовой политике пред приятия способа «применения счета расходов будущих периодов» яв

82


ляется запись комиссии в акте приемки оборудования: «Капитальный ремонт финансируется путем применения счета расходов будущих пе риодов».

Порядок применения счета расходов будущих периодов

4.7.23.На основании записи в акте приемки оборудования бухгал терия для финансирования капитального ремонта такого оборудования открывает специальный счет, на котором в течение ремонтного цикла аккумулируются денежные средства. Эти отчисления в конце года стор нированию не подлежат.

4.7.24.Накопление денежных средств на выполнение сложных и дорогих капитальных ремонтов производится ежемесячно равными до лями путем деления стоимости капитального ремонта на количество месяцев в ремонтном цикле. Стоимость капитального ремонта ново го оборудования для целей планирования можно принимать в разме ре 30–35 % цены оборудования без НДС, впоследствии уточняя его в смете затрат.

4.7.25.Накануне планируемого года рассчитанный по способу со здания резерва на предстоящий период ремонтный фонд увеличивают на объем затрат на эти цели путем прибавления накоплений на счете расходов будущих периодов по оборудованию, которое согласно годо вому графику подлежит капитальному ремонту.

4.7.26.Начальники цехов (подразделений) представляют в плано во экономический отдел к 15 ноября года, предшествующего плани руемому, ведомости годовых затрат на ремонты оборудования цеха для составления общей ведомости годовых затрат на ремонт по предпри ятию.

4.7.27.Планово экономический отдел сопоставляет представлен ный цехами объем годового резерва с расчетным; если имеются рас хождения – дополнительно согласовывает с цехами, главным энерге тиком и заместителем руководителя предприятия – главным инжене ром, затем подписывает и представляет на утверждение руководителю предприятия.

4.7.28.В случае недостаточности ремонтного фонда для покрытия затрат по форме 9 проводятся согласования с руководителями цехов и ОГЭ о переносе выполнения части ремонтов на следующий год или дос рочного списания оборудования, эксплуатация которого не приносит дохода.

4.7.29.Утвержденная руководителем предприятия ведомость го довых затрат на ремонты передается в главную бухгалтерию, руково дителям служб и подразделений не позднее 15 декабря года, предше ствующему планируемому, для уточнения годовых планов графиков ППР.

83


4.8. Разграничение функциональных обязанностей между службами предприятия при ремонте оборудования

4.8.1. Оперативность организации ремонта энергетического обору дования, выполняемого хозяйственным способом, можно существен но повысить, а стоимость – снизить, если выполнение отдельных ре монтных работ рациональным образом закрепить за соответствующи ми службами. В настоящем разделе приведены оптимальные варианты подобного закрепления, которые апробированы также в виде «Стан дарта на выполнение услуг при ремонте энергооборудования предпри ятия» и внедрены в практику работы на ряде предприятий.

4.8.2. Все энергетическое оборудование, установленное в цехах (про изводствах), находится в ведении начальников цехов, которые несут полную ответственность за сохранность и производственную эксплуа тацию этого оборудования.

Руководители технических служб цехов (производств), являются персонально ответственными за организацию и проведение текущего и капитального ремонта.

4.8.3.Руководителем ремонта, проводимого в цехе (производстве) собственными силами, является старший мастер (мастер) цеха.

Руководителем ремонта в специализированных подразделениях, где нет старшего мастера (мастера), является начальник цеха (производ ства) или другое назначенное им лицо.

4.8.4.Распределение обязанностей между службами при ремонте конкретного энергетического оборудования рассмотрено ниже.

Электрические машины

4.8.5. Снятие и установку электродвигателей, которым не требуется ремонт, производит персонал той службы, которая выполняет работы на оборудовании. Отключение электродвигателей от сети производит энергослужба.

4.8.6. Снятие и установку электродвигателей, требующих ремонта, их ремонт и испытания проводит энергослужба. Она же транспортиру ет электродвигатели в оба конца.

4.8.7.Центровку электродвигателей мощностью 100 кВт и выше, а так же электродвигателей с выносными подшипниками производит персонал механослужбы.

4.8.8.Контроль состояния соединений электродвигателей с меха низмами, насаженными на валы электродвигателей (полумуфты, тор моза, шкивы и т. д.) производит персонал энергослужбы, ремонт – пер сонал механослужбы.

4.8.9.Детали соединения электродвигателей с механизмами (шпон ки, полумуфты, шкивы, зубчатые колеса и т. п.), в т. ч. резервные, изго тавливаются механослужбой по заявке энергослужбы.

84


4.8.10.Монтаж, ремонт и демонтаж выносных подшипников элек тродвигателей производит механослужба.

4.8.11.Замену деталей, насаженных на валы электродвигателей (по лумуфты, тормозы, шкивы и т. п.), осуществляет персонал энергослуж бы. Разборку, ремонт и сборку вентиляторов всех типов, в т. ч. типа окон ных, крыльчатки которых сидят непосредственно на валах электродви гателей, производит персонал механослужбы.

4.8.12.Ремонт централизованной системы смазки, подающей смазку

вузлы трения оборудования, в том числе и узлы трения электромаши ны, осуществляет персонал механослужбы. Контроль поступления и регулировки потока смазки в подшипники электрических машин осу ществляет персонал энергослужбы.

4.8.13.Замену деталей, непосредственно передающих крутящий момент (пальцы, болты, шпонки, пружины), осуществляет персонал механослужбы.

4.8.14.Контроль состояния подмоторных рам, плит анкеров для установки электрооборудования осуществляет персонал энергослужбы. Их ремонт осуществляет персонал механослужбы. Изготовление и мон таж подмоторных рам осуществляет персонал механослужбы.

4.8.15.Контроль состояния фундаментов крупных электрических машин, организацию их ремонта осуществляет персонал механослужбы.

4.8.16.Все промежуточные валы между электродвигателями и ре дукторами (механизмами) демонтирует и устанавливает механослужба.

4.8.17.Кожухи и ограждения вращающихся частей оборудования изготавливает механослужба; кожухи на полумуфты мотор генераторов изготавливает и устанавливает энергослужба.

4.8.18.Контроль исправного состояния лестниц, настилов, ограж дений ремонтных площадок и их ремонт осуществляет персонал меха нослужбы.

4.8.19.Снятие и установку электротельферов производит персонал механослужбы.

4.8.20.Снятие и установка встроенного мотор барабана произво дится совместно силами механослужбы и энергослужбы.

4.8.21.Настилы троллейных траншей и крышки бугельных щелей ремонтирует персонал механослужбы.

4.8.22.Каретки, зажимы, концевые обоймы, страховочные цепи, бугельные стойки автостеля и кратцер кранов демонтирует и устанав ливает механослужба.

4.8.23.Контроль состояния кареток, зажимов, концевых обойм, страховочных цепей, бугельных стоек возлагается на энергослужбу.

4.8.24.Монтаж, демонтаж и транспортировку крупнотоннажного и тяжеловесного (более 500 кг) электрооборудования при отсутствии на месте его установки стационарных грузоподъемных механизмов про изводит механослужба.

85