Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Анализ, оценка налоговой политики и пути ее совершенствования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не менее значимые поступления обеспечивают налоги на прибыль и доходы: 491 млн. руб. (2015 г.). По данному виду можно отметить большую разницу между начисленными к уплате налогами и поступившими, которая составляет 2 136 749 512 руб. Нужно подчеркнуть, что недоимка по данному налогу в течение всего периода является наиболее значительной среди всех других видов.

Следующими по величине являются налоги на товары, ввозимые на территорию РФ из республики Беларусь и Казахстан. Поступления по этим налогам являются возрастающими, и достигают максимального размера так же в 2015 году, и составляют 148 млн. руб.

На небольшую величину отличаются налоги на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ. Разница между НДС и налогами на товары, ввозимыми на территорию РФ из республики Беларусь и Казахстан составляет 6,5 млн. руб.

Остальные виды налогов значительно меньше вышеперечисленных, однако они являются не менее важными в общей структуре налогов, сборов и иных обязательных платежей, поступающих в доходы федерального бюджета РФ.

Выделим налоги, сборы и иные обязательные платежи, достигшие наибольшего значения среди остальных:

  1. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  2. налоги на товары, реализуемые на территории РФ;
  3. налоги на прибыль, доходы;
  4. налоги на товары, ввозимые на территории РФ из республики Беларусь и Казахстан.

Анализ начислений и поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета подтверждает данные, полученные при анализе отраслевых налоговых поступлений в бюджет. Согласно анализу форм отчетности 1-НОМ и 1-НМ, наибольшие поступления в бюджет обеспечивает такой вид деятельности, как добыча ископаемых и соответствующий вид налога; значимую роль так же занимает обрабатывающее производство, а также операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, облагаемые налогом на прибыль, доходы; а также оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочие виды деятельности, и соответствующий налог на товары, реализуемые на территории РФ [20].

Как видно из результатов проведенного анализа, высокий уровень налогообложения характерен для эффективных отраслей, что свидетельствует о дискриминационном характере государства к предприятиям рентабельных отраслей. Это приводит к тому, что самые эффективные предприятия не заинтересованы в расширении объемов своей легальной деятельности и увеличении рабочих мест, а стремятся к дроблению бизнеса и применению различных схем ухода от налогообложения, вплоть до перехода в теневой сектор [13].


2.2 Анализ проблем и оценка перспектив налоговой политики РФ

Формирование основных направлений налоговой политики Российской Федерации осуществляется с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период, и материалы Основных направлений следует учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Для построения перспектив налоговой политики РФ следует выделить проблемы не только в области налогового планирования, но также и в области бюджетного планирования. Для этого рассмотрим Основные направления налоговой и бюджетной политики на 2016 год и планируемый период 2017-2018 гг.

В связи с тем, что прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, применяемые для формирования налоговой и бюджетной системы, подвергались существенной корректировке как по причине изменения основных тенденций развития экономики, так и в связи с необходимостью подготовки более реалистичных оценок, используемых для расчетов прогнозов и перспектив, можно говорить о наличии недостатков в налоговой политике.

Стоит отметить, что причины ухудшения значений основных макроэкономических параметров, обусловлены геополитической напряженностью в связи с ситуацией вокруг Украины: ужесточение санкций в отношении отдельных субъектов экономических отношений и целых отраслей российской экономики, финансовой инфраструктуры, негативно влияют на динамику ВВП [18].

В соответствии с Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации, анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы РФ является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, что требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики [13].

Анализ, проведенный в пункте 2.1, а также анализ Основных направлений налоговой политики позволяет выделить ряд проблем, существующих в налоговой политике:

  1. сильная зависимость бюджета страны от нефтегазовой добычи полезных ископаемых. Согласно Основным направлениям данный вид налога формирует около трети от величины налоговых изъятий в ВВП;
  2. снижение уровня доходов от следующих видов налогов:

налог на доходы физических лиц (снижение составило 0,07% ВВП);

налог на прибыль организаций (2,76% ВВП);

3) противоречивость налоговой политики: на 2015 год было принято решение не повышать ставки акцизов на алкогольную продукции; начиная с 2016-2017 гг. предусмотрено повышение ставок акцизов на отдельные товарные группы. Схожая ситуация наблюдается при анализе ставок акцизов на табачную продукцию: с 2008 года минимальная ставка акциза была увеличена более чем в 7 раз.

4) анализ и сопоставление показателей налоговой нагрузки в разных странах, приведенный в Основных направлениях, показывает, что уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза. Данный факт свидетельствует о том, что российская налоговая система менее конкурентоспособна, чем в указанных странах.

5) увеличение налоговых расходов - согласно ФНС России с 2011 года по 2013 год сумма налоговых расходов увеличилась в 1,3 раза;

6) уклонение налогоплательщиков от налогов с использованием низконалоговых юрисдикций (оффшоров);

7) несовершенство порядка учета средств в виде субсидий, полученных организациями [24].

На следующем этапе произведем анализ бюджетной политики и выделим существующие проблемы в соответствии с бюджетной политикой на 2016 год и планируемый период 2017-2018 гг.:

  1. слабая обоснованность бюджетных ассигнований, не соответствующее качество государственных программ, узость их использования в бюджетном планировании;
  2. низкая эффективность финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ и местными субъектами;
  3. высокая степень зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ от трансфертов из федерального бюджета;
  4. низкая эффективность управления государственным долгом и государственными финансовыми активами [18, 24].

Таким образом, обобщим проблемы и выделим общие задачи, являющиеся первоочередными для исправления в соответствии с налоговой и бюджетной политикой в 2016 году и на планируемый период 2017-2018 годов:

улучшение инвестиционного климата и создание условий для экономического роста;

снижение расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

совершенствование нормативно-правового регулирования;

повышение качества государственных программ;

повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами;


снижение зависимости государственных внебюджетных фондов от трансфертов федерального бюджета;

повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов;

достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны, необходимо обеспечить эффективное и прозрачное управление общественными финансами [15].

Таким образом, государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней, с другой стороны - уменьшить бремя на налогоплательщиков.

Проанализировав весь изученный материал по данной теме, можно сказать, что основной проблемой бюджетной политики является слишком медленное исполнение задач и мер в области бюджетной политики. В отношении налоговой политики следует отметить ее противоречивость несовершенство налоговых ставок, высокий уровень налоговой нагрузки в РФ.

Что касается перспектив, то следует говорить о том, что для Российской Федерации налоговая политика - это молодая самостоятельная часть финансовой политики, и, соответственно, говорить о грамотной налоговой системе ещё довольно рано. Тем не менее, правительство стремиться к её совершенствованию путём внесения различных изменений в нормативно-правовые акты, корректировки ставок налогов, созданием новых и проведением различных реформ в данном направлении. Согласно прогнозам социально-экономического развития России, увеличение налоговых доходов в бюджеты не планируется, чтобы не создать дополнительной нагрузки на налогоплательщиков. Однако, регулярно и ежегодно в сфере налогообложения будут проводиться структурные изменения в существующих налогах и порядке их уплаты в бюджеты [14].

2.3 Пути реформирования налоговой системы России

Выделив проблемы и перспективы бюджетной и налоговой политики на 2016 год и планируемый период 2017-2018 гг., перейдем к построению путей реформирования налоговой системы РФ. Неотъемлемой составляющей реформы налоговой системы является реформирование налоговой политики.

В связи с этим рассмотрим основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов:

  1. легализация оффшорных капиталов и активов, и в том числе их возврат в Российскую Федерацию.

В рамках данной меры предполагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках), и предоставление им государственных гарантий, направленных на непривлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства.

  1. предоставление налоговых льгот "гринфилдам".

Предполагает право снижения ставки налога на прибыль до 10% вновь создаваемых предприятий строительства промышленного комплекса.

  1. уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения налогом на доходы физических лиц.

Данная мера связана с необходимостью постоянной корректировки налогообложения доходов физических лиц с целью исключения необоснованных налоговых льгот.

Следует подчеркнуть, что действующая практика установления налоговых льгот без учета их целевой направленности и сложившихся диспропорций социально-экономического развития российских регионов снижает результативность предоставления налоговых льгот в силу того, что значительная часть их направлена не на стимулирование, а на оптимизацию встречных финансовых потоков [16].

  1. совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость, акцизы, природные ресурсы.
  2. совершенствование налогового администрирования.

Включает в себя: создание института предварительного налогового контроля и оптимизацию перечня информации, не относящейся к налоговой тайне.

  1. борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из налогообложения.

Глобальные внешние вызовы, в числе которых развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов - все это стало причиной для активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения.

  1. налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата на отдельных территориях России.

Данное направление планируется для реализации на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области. В случае соответствия необходимым критериям, участникам инвестиционного проекта будут предоставляться следующие льготы:

ставка налога на прибыль в размере 0% на десять лет реализации инвестиционного проекта;