Файл: Индивидуальное предпринимательство (Осуществление предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Сущность и признаки индивидуальной предпринимательской деятельности

1.2. Правоспособность индивидуальных предпринимателей

1.3. Осуществление предпринимательской деятельности

   ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Производственное предпринимательство

2.2. Коммерческое (торговое) предпринимательство

2.3. Финансово-кредитное предпринимательство

2.4. Посредническая предпринимательская деятельность

2.5. Специализированная страховая деятельность

2.6. Консультационное предпринимательство

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

3.1. Ответственность индивидуального предпринимателя

3.2. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вопросы правоспособности индивидуального предпринимателя сосем не простые. Так, при сравнении юридических лиц с физических лиц, то по объему правоспособности коллективные образования намного меньше объема правоспособности физических лиц. Тем более, в данном сравнительном плане все юридические лица должны обладать специальной правоспособностью, так как создаются они для осуществления конкретных целей[7].

Далее, при сопоставлении правоспособности юридических лиц, выделяется универсальная и специальная правоспособность. ГК РФ, исходя из ст. 49 различает общую и специальную правоспособность. Из общего правила следует, что коммерческая организация обладает общей правоспособностью. Исключение составляет унитарное предприятие, и иные виды организаций, которые предусмотрены законом.

Такие же выводы распространяются и в отношении правоспособности индивидуального предпринимателя. Физические лица, являются носителями универсальной правоспособности. В то же время физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, наделяются специальной правоспособностью.

На деле это значит, что индивидуальные предприниматели могут заниматься исключительно теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации. В свидетельстве должно указываться полное и точное наименование видов деятельности.

Юристы комментариев к Гражданскому кодексу РФ (под ред. проф. О.Н. Садикова) противопоставляют универсальную правоспособность индивидуального предпринимателя и специальную правоспособность главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Но можно считать, что для данного противопоставления правоспособности нет оснований[8].

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, являясь индивидуальными предпринимателями, обладают общей правоспособностью. Такой вывод подтверждают и некоторые положения Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Но на практике, следует проводить разграничения между статусом глав крестьянских (фермерских) хозяйств и статусами индивидуальных предпринимателей. В ст. 17 данного Закона перечисляют полномочия глав хозяйств, так они организуют деятельность фермерских хозяйств; без доверенностей действуют от имени фермерских хозяйств, кроме этого представляют их интересы и совершают сделки; выдают доверенности; осуществляют прием на работу в фермерские хозяйства работников и их увольнение; организуют ведение учета и отчетности фермерских хозяйств; осуществляют другие действия, которые определяются соглашениями между членами фермерских хозяйств. Другими словами, главы крестьянских (фермерских) хозяйств являются органами фермерских хозяйств, которые не наделены правами юридических лиц. С другой стороны, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, это индивидуальные предприниматели, а исходя из этого, они осуществляют любые виды предпринимательской деятельности исходя из целей образования хозяйства. В таком качестве главы хозяйств не ведут собственную, отдельную от других членов хозяйства индивидуальную предпринимательскую деятельность. Их деятельность (равно и деятельность членов хозяйства) подчиняется общей цели образования хозяйства[9].


К данному выводу можно прийти, анализируя соответствующие нормы действующего законодательства. Но в теоретическом плане мы вновь повторяем тезис: правоспособность индивидуальных предпринимателей должна быть специальной с учетом характера деятельности. Объем прав и обязанностей индивидуального предпринимателя не влияет на определение вида правоспособности. Равным образом не влияет на установление вида правоспособности и случаи ее ограничения[10].

Правоспособность индивидуальных предпринимателей могут ограничивать в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Так из положения п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Из п. 2 ст. 1 ГК РФ следует, что гражданские права могут ограничивать на основании федерального закона. При сопоставлении норм Конституции РФ (п. 3 ст. 55) и ГК РФ (п. 2 ст. 1), можно действительно прийти к выводу о том, что объем гражданских прав субъектов с точки зрения Кодекса может быть ограничен и другими нормативными правовыми актами[11].

Данные противоречия пытался устранить Высший Арбитражный Суд РФ, указав на то, что «поскольку согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, следует иметь в виду, что иные нормативные акты, изданные после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и ограничивающие права собственника, не подлежат применению». В юридической литературе отмечают, что данное противоречие некорректно устранять в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ. Так как имеются другие способы, приемы по устранению[12].

Такие ограничения касаются или всех физических лиц, в том числе граждан РФ, или иностранных граждан и лиц без гражданства.

Например, деятельность по производству боевого оружия исключили из сферы предпринимательской деятельности физических лиц. Исходя из ст. 16 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» производить оружие и патроны к нему осуществляют юридические лица, которые имеют лицензию на производство, в порядке, который установлен Правительством РФ. Сыскную деятельностью могут осуществлять только граждане России. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 10 января 2003 г. №15-ФЗ) (ст. 4) частными детективами признают гражданин РФ, которые получили лицензию на частную сыскную деятельность и выполняют услуги, перечисленные в указанном Законе[13].


1.3. Осуществление предпринимательской деятельности

Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя, как следует из п. 3 ст. 23 ГК РФ, приравнивается к статусу коммерческой организации. Вследствие этого индивидуальный предприниматель вправе заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. Отдельными видами деятельности предприниматель, как и юридическое лицо, может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Вместе с тем некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только юридическими лицами. Так, например, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются только организациями.

Возможность использования объекта недвижимости для осуществления того или иного вида деятельности определяется целым комплексом различных ограничений, установленных законами и подзаконными актами. Так, например, в законе (п. 3 ст. 288 ГК РФ, п. 3 ст. 17 ЖК РФ) установлен прямой запрет на размещение промышленных производств в жилых домах. Размещение в жилом помещении предприятий, учреждений, организаций согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ допускается только после перевода такого помещения в нежилое. При этом, как следует из п. 2 ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение может использоваться для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в этом помещении на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. То есть индивидуальный предприниматель на совершенно законных основаниях может, например, организовать в собственной квартире (без перевода ее в нежилое помещение) массажный кабинет, оказывать парикмахерские, консалтинговые услуги и т.п[14].

Выбирая направление своей деятельности, будущий предприниматель должен помнить, что согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории РФ предприятиями, организациями, учреждениями, а также физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат лицензированию. Лицензия – официальный документ, который разрешает данному предпринимателю осуществлять указанную в ней деятельность в течение установленного лицензией срока, а также определяет условия её осуществления.


Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 135. В него входят около сорока федеральных органов исполнительной власти (комитеты, министерства, федеральные службы и др.) уполномоченных осуществлять лицензирование различных видов деятельности.

Наравне с юридическими лицами, индивидуальные предприниматели являются субъектами налогообложения.

В соответствии с нормами российского законодательства налогообложение доходов предпринимателей может осуществляться по одной из трех систем.

Во-первых, каждый индивидуальный предприниматель может применять либо традиционную систему налогообложения своих доходов от предпринимательской деятельности, либо упрощенную систему налогообложения. При этом выбор между этими двумя системами налогообложения должен быть сделан уже при государственной регистрации в налоговых органах. Если одновременно с заявлением о регистрации в качестве предпринимателя гражданин не подает в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то автоматически считается, что он использует обычный порядок налогообложения. Добровольно изменить этот режим предприниматель может только с начала следующего календарного года.

Кроме того, существует еще система взимания единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов деятельности, что предусмотрено главой 26.3 НК РФ.

Единым налогом на вмененный доход облагаются конкретные виды предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, который занимается ими на определенной территории, начисляет этот налог, учитывая законодательные акты соответствующих субъектов Российской Федерации. В этом случае по данным видам деятельности использование других систем налогообложения (упомянутых выше традиционной и упрощенной систем) не допускается.

Если же предприниматель занимается как видами деятельности, подразумевающими обязательную уплату им ЕНВД, так и другими видами деятельности, то в отношении полученных им доходов будут применяться сразу две системы налогообложения. В этом случае с одной части доходов предприниматель будет платить ЕНВД, а по доходам от всех остальных видов его предпринимательской деятельности будет применять упрощенную или обычную систему налогообложения.

Каждая из трех систем налогообложения характеризуется особой структурой налоговых платежей и особыми сроками их уплаты[15].


При традиционной системе налогообложения структура налоговых платежей является наиболее обширной и, следовательно, сложной. В первую очередь, данная система налогообложения предполагает, что индивидуальный предприниматель с доходов от своей деятельности производит исчисление и уплату налога на доходы физических лиц.

Кроме того, в данном случае предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также ЕСН со своих доходов. Если предприниматель является работодателем, то он также перечисляет страховые взносы в Фонд социального страхования.

Существует и ряд других налогов, уплачиваемых в данном случае предпринимателями (транспортный налог, налог на рекламу и др.).

Другая возможная для применения предпринимателями система налогообложения – упрощенная. Ее главное отличие в том, что целый ряд налогов заменяется одним.

Уплата единого налога заменяет собой уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ), НДС, налога на имущество и ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.

При этом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, перечисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все иные налоги уплачиваются данной категорией предпринимателей в соответствии с общим режимом налогообложения.

Однако не каждый предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения. Не могут перейти на неё например, следующие налогоплательщики: профессиональные участники рынка ценных бумаг индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых; индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый с/х налог); индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, превышает 100 человек.