Файл: "Ответственность за нарушение законодательства о рекламе".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, объективную сторону состава административного правонарушения образует нарушение только законодательства о рекламе. Как указывалось, законодательство о рекламе состоит исключительно из федеральных законов. Поэтому несоблюдение положений иных правовых актов (они перечислены в ч. 2 той же статьи), регулирующих отношения в области рекламы, повлечь административную ответственность по ст. 14.3 КоАП не может.

Во-вторых, сама диспозиция раскрывает, что в данной статье имеется в виду под нарушением законодательства о рекламе - такими нарушениями являются ненадлежащая реклама и отказ от контррекламы. Термины "ненадлежащая реклама" и "контрреклама" (как и термины "рекламодатель", "рекламопроизводитель" и "рекламораспространитель" ) являются понятиями Закона о рекламе, который в ст. 2 раскрывает их содержание.
Под ненадлежащей рекламой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. Под контррекламой Закон имеет в виду опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.
Указание Закона на то, что под ненадлежащей рекламой понимается реклама, нарушающая требования, установленные лишь законодательством Российской Федерации о рекламе, дополнительно подтверждает сделанный выше вывод о том, что за нарушение требований иных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, привлечь к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП нельзя.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона о рекламе в случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. Неисполнение в срок указанного решения и следует квалифицировать как отказ от контррекламы. Если опровержение осуществлено с нарушением положений п. 3 ст. 29 Закона о рекламе, также можно вести речь об отказе нарушителя от контррекламы.
Иные нарушения законодательства о рекламе (помимо ненадлежащей рекламы и отказа от контррекламы) повлечь административную ответственность на основании ст. 14.3 КоАП не могут. Для сравнения отметим, что нормы Закона о рекламе, утратившие силу с 1 июля 2001 г. (абз. 1 п. 2 и абз. 1 п. 3 ст. 31), предусматривали административную ответственность также за непредставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) и за неисполнение в срок предписаний антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы.


Применительно к нарушениям законодательства о рекламе существует особенность, касающаяся давности привлечения к административной ответственности: для вынесения постановления по таким делам ст. 4.5 КоАП установлен срок в один год со дня совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении эти сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3 КоАП, согласно ст. 23.48 Кодекса рассматривают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. В настоящее время это Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные управления. От имени указанных органов рассматривать дела об административных правонарушениях должны их руководители (заместители).
Относительно производства по делам об административных правонарушениях в области рекламы, также претерпевшего изменения в связи с вступлением в силу нового КоАП, необходимо отметить следующее. Прежде всего регламентирование порядка производства по делам об административных правонарушениях теперь осуществляется исключительно КоАП. Данный вывод следует из п. 4 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса, который предусматривает, что установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, является предметом ведения Российской Федерации. Поэтому с 1 июля 2002 г. иные законы, а тем более акты антимонопольных органов, не могут регулировать вопросы, относящиеся к порядку производства по делам об административных правонарушениях в области рекламы. В этой связи требует серьезной корректировки Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации, утвержденный Приказом МАП РФ от 13 ноября 1995 г. N 147, в части нарушений законодательства о рекламе, содержащих признаки административного правонарушения.

Дело о нарушении законодательства о рекламе может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Как следует из ч. ч. 1 и 2 ст. 28.3 Кодекса, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, могут составлять должностные лица антимонопольных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.


Особенность производства по делу о нарушении законодательства о рекламе состоит в том, что в случаях, если после выявления такого административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование, срок которого не может превышать один месяц с момента возбуждения дела (в исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц). В случае проведения такого расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании (ст. 28.7 КоАП). Протокол об административном правонарушении в течение суток с момента его составления должен быть направлен в орган (должностным лицам), уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении.

По общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Если проводилось административное расследование, дело рассматривается по месту нахождения органа, его проводившего. Важно отметить, что в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствие его дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Нарушение в прошлом аналогичной нормы прежнего КоАП РСФСР неоднократно влекло на практике принятие решений судебных органов о недействительности постановления по делу об административном правонарушении, с вытекающими из этого последствиями. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо о назначении административного наказания.

Постановления по делам о нарушениях законодательства о рекламе могут быть обжалованы (опротестованы) указанными в Кодексе лицами. Это корреспондирует п. 4 ст. 31 Закона о рекламе, согласно которому рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично решения антимонопольного органа. Если субъектом правонарушения является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, постановление обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП). Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит специальную главу, регламентирующую рассмотрение дел об административных правонарушениях в этих судах. В остальных случаях постановление обжалуется и пересматривается в порядке, установленном гл. 30 КоАП.


По вступлении в законную силу постановление, которым назначено административное наказание, подлежит исполнению, если только не истекли сроки давности, установленные ст. 31.9 КоАП. Новеллой Кодекса является возврат к возможности взыскания штрафа без судебного решения при его неуплате в установленный срок (ч. 4 ст. 32.2 КоАП). Таким образом, с 1 июля 2002 г. утратила силу норма абз. 5 п. 3 ст. 31 Закона о рекламе, согласно которой взыскание штрафа производилось в судебном порядке, если уплата штрафа не была произведена добровольно.

2.3. Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Комментируемая статья дифференцирует ответственность субъектов рекламной деятельности - рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя - за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

1. Исходя из того, что рекламодатель - это юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации, законодательство устанавливает презумпцию его вины по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) при нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

Реклама - это информация о физическом, юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, к содержанию которой законодательством Российской Федерации предъявляются определенные требования.
В первую очередь рекламодатель обязан предоставить для производства рекламы достоверные сведения о рекламируемом объекте.
Предоставление недостоверных сведений о рекламируемом объекте приведет к тому, что сама реклама будет недостоверной. Поэтому нарушение требования достоверности рекламной информации чаще всего происходит именно потому, что исходные данные, предоставляемые рекламодателем для производства рекламы, недостоверны. При отсутствии вины со стороны других субъектов рекламной деятельности отвечать за такое нарушение должен рекламодатель.

Кроме того, для производства рекламы рекламодатель может предоставить в целом достоверную, но не полную информацию о рекламируемом объекте, что приведет к созданию и последующему распространению недобросовестной рекламы. Ответственность в этом случае также следует возлагать на рекламодателя.


Распространение заведомо ложной рекламы практически всегда связанно с прямым или косвенным умыслом рекламодателя на распространение недостоверных сведений среди неопределенного круга лиц - потребителей рекламы.

В случае если нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания рекламной информации происходит по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя и это вина установлена в определенном законом порядке, то к ответственности должен быть привлечен виновный в этом субъект.

Так, например, если рекламодатель передал рекламопроизводителю для производства и последующего размещения достоверные и полные сведения о рекламируемом товаре, но рекламопроизводитель исказил эти сведения и недостоверно представил их в рекламе, то ответственность должна быть возложена на рекламопроизводителя.

2. Рекламопроизводитель как лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме, несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Следует учитывать, что рекламопроизводитель - это профессиональный участник рекламного рынка, который в большей степени, нежели другие субъекты рекламной деятельности, осведомлен о требованиях, предъявляемых к рекламе. Поэтому при приведении рекламы к готовой для распространения форме рекламопроизводителем должны быть предприняты все меры, призванные не допустить возможность нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На обеспечение соблюдения рекламного законодательства при приведении рекламы к готовой для распространения форме направлена статья 23 Закона, которая обязывает рекламопроизводителя своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе (см. комментарий к статье 23). В этом случае отказ рекламодателя изменить свои требования к рекламе является для рекламопроизводителя основанием для расторжения договора и полного возмещения убытков.

При несоблюдении указанной обязанности об информировании рекламодателя и производстве рекламы, нарушающей требования законодательства Российской Федерации о рекламе, ответственность следует возлагать на рекламопроизводителя.

3. Рекламораспространитель как лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации, несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
В законодательстве Российской Федерации о рекламе требования, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы, обусловлены как спецификой самого средства распространения рекламы (телевидение, радио, наружная реклама и т.д.), так и особенностями рекламируемой продукции (алкоголь, табак, лекарственные средства и т.д.).
Среди требований к времени размещения рекламы, несоблюдение которых влечет ответственность рекламораспространителя, можно отметить следующие. Пункт 1 статьи 16 настоящего Закона устанавливает, что реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться в радиопрограммах с 7 до 22 часов местного времени. Пункт 3 этой же статьи предусматривает, что распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных средствах массовой информации допускается только после 22 часов местного времени.
Что касается требований к месту и средствам размещения рекламы, несоблюдение которых влечет ответственность рекламораспространителя, то здесь можно отметить следующие.