Файл: Рынок ценных бумаг (Структура рынка ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых, финансовый кризис показал необходимость создания современной инфраструктуры фондового рынка.

Инфраструктура российского рынка ценных бумаг должна развиваться по пути снижения издержек и рисков. Для этих целей было предложено:

  • создание условий для рыночной консолидации национальных биржевых площадок;
  • установление запрета на поглощение национальной биржевой и расчетной инфраструктуры иностранными инфраструктурными организациями;
  • создание системы клиринга - международные стандарты торгов и исполнения сделок: частичное преддепонирование и расчеты Т+3;
  • создание централизованной учетно-расчетной системы ("центральный депозитарий") с возможностью расчетов в режиме реального времени;
  • создание условий для интеграции российской системы учета ценных бумаг в международную систему учетных институтов.

Однако, помимо решения системных проблем российского фондового рынка, безотлагательного решения требует проблема массовых дефолтов на рынке корпоративных облигаций. Назрела необходимость введения уголовной ответственности должностных лиц, принимающих решение о выводе активов компании, приводящем к дефолтам по облигациям. Бездействие исполнительных органов власти, не принимающих решений по данному вопросу, приводит к росту рынка "токсичных активов", повышению рисков и, соответственно, стоимости денег в экономике, негативно влияет на уровень дефолтности банковской системы, увеличивает страновой риск и, в целом, наносит долгосрочный имиджевый урон российской экономике.

В июне 2008 года президент России Дмитрий Медведев пообещал превратить Москву в международный финансовый центр, который сможет конкурировать с ведущими мировыми центрами. В феврале 2009 года правительство одобрило программу, согласно которой к 2012 году Москва должна стать одним из ведущих финансовых центров на евроазиатском пространстве, способным конкурировать и с глобальными лидерами вроде Лондона или Сингапура.

Но чиновники погорячились – пока к получению статуса мирового финансового центра Москва явно не готова, проблема в слабой подготовленности социальной и бизнес-инфраструктуры столицы существует и в 2013 г.

Конечно, а уровне идеи создание в Москве МФЦ – амбициозная и правильная задача, но надо понимать, что одних слов мало, структурно экономика пока остается в XX веке, и Москва остается там вместе с ней, пока не будет изменена модель развития, ни о какой конкуренции с современными финансовыми центрами речи идти не может.


Изначально идея создания мирового финансового центра в Москве, пришла в голову руководству России еще летом 2008 года. Тогда успехи российского экономического роста, выраженного, в том числе и в рекордном подъеме фондовых индексов, впечатляли и побуждали развивать достигнутый результат. Несмотря на начавшуюся затем острую фазу мирового финансового кризиса, который обрушил российский рынок едва не сильнее всех других в мире, президент Дмитрий Медведев от концепции МФЦ решил не отказываться.

Хотя российская экономика входит в десятку крупнейших в мире, позиции Москвы на финансовом рынке выглядят откровенно слабо. В рейтинге финансовых центров мира российская столица плетется в конце седьмого десятка, уступая не только Лондону и Гонконгу, но и Лиссабону с Прагой. Объем торгов на рынках сравнительно скромен, а инвесторы - почти исключительно спекулятивные. Крупных IPO на наших биржах не проводилось уже давно.

Как упоминалось ранее, в январе 2009 года была утверждена стратегия развития финансового рынка в России, одним из пунктов которой как раз и являлось создание МФЦ. Документ, подготовленный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), включает в себя несколько блоков. Одной из важных целей стратегии является формирование в России конкурентоспособного, самостоятельного финансового центра. В рамках повышения емкости и прозрачности финансового рынка РФ предусмотрено внедрение механизмов, обеспечивающих защиту розничных инвесторов, меры по развитию производных финансовых инструментов и секьюритизации финансовых активов. В рамках этого же направления предлагается разработать порядок предложения финансовых услуг розничным инвесторам и систему информирования граждан о возможностях инвестирования на российских финансовых рынках.

В рамках блока по обеспечению эффективной работы биржевых инструментов планируется совершенствовать систему нормативно-правового регулирования биржи, в частности установить к бирже более высокие по сравнению с другими торговыми субъектами требования, особенно в части гарантий исполнения сделок. В целом ФСФР предлагает заметно расширить полномочия бирж. Стратегия содержит ряд позиций, касающихся налоговой политики в отношении участников финансовых рынков. Предлагаемые ФСФР меры затрагивают расчеты НДС при операциях на финансовых рынках, налог на прибыль для участников финансовых рынков, а также налог на доходы физических лиц-инвесторов.

Также в стратегии прописан блок мер по совершенствованию госрегулирования на финансовых рынках. Предлагается закрепить в законодательстве требования к саморегулируемым организациям (СРО) и унифицировать стандарты деятельности на финансовых рынках. В качестве меры по стимулированию розничных инвесторов в работе на рынке ценных бумаг предполагается создать общенациональную компенсационную систему для розничных инвесторов. В рамках этой системы будет создан накопительный фонд. Его сформируют профессиональные участники рынка за счет регулярных взносов при участии государства.


В дополнение ФСФР считает необходимым создать добровольную систему компенсаций. Она может быть сформирована за счет взносов саморегулируемых организаций.

Также стратегия предусматривает создание целого класса новых финансовых инструментов для квалифицированных инвесторов. При этом требования к профессиональным участникам рынка, в первую очередь к брокерам, будут повышены.

Вместо ожидаемой управляющей компании, МФЦ будет строить проектная группа при президентском совете по финансовым рынкам. Группа будет работать на постоянной основе и займется оформлением всей необходимой документации, а также решением оргвопросов. Со стороны финансового бизнеса будет создан консультативный совет, в который войдут представители российских и иностранных структур – таких, как Сбербанк, ММВБ, PricewaterhouseCoopers, McKinsey, Credit Suisse и Morgan Stanley.[20]

Отсутствие соответствующих законопроектов до недавнего времени не позволяло создать конкурентоспособную инфраструктуру финансового рынка из-за неурегулированности на законодательном уровне вопросов, связанных с реализацией концепции центрального контрагента, в том числе, построением необходимой системы управления рисками.

Лишь недавно приняты законопроекты "О биржах и организованных торгах" и "О центральном депозитарии", рассмотрение которых в первом чтении уже давно состоялось в Государственной Думе РФ. Приняты федеральные законы от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» и № 8-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности».

Главной задачей сегодняшнего дня является создание современной и конкурентоспособной национальной финансовой системы, исправление существующих просчетов в экономической политике.

Для достижения этой цели и была разработана Стратегия развития финансового рынка России на период до 2020 года, а также Концепция по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. Однако, для того, чтобы заявленные "декларации" стали реальностью, необходимо бескомпромиссно следовать принятым планам и установленным срокам.

Заключение

Совокупность множества рынков функционального назначения как система рынков сформировалась во второй половине ХХ-ого века под воздействием ряда факторов. Многократно расширилось рыночное пространство. Современное производство создает в массовых количествах огромный спектр полезных благ, удовлетворяющих разнообразные потребности людей и общества. Их реализация требует множества рыночных форм. Углубление общественного разделения труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителей самых разнообразных товаров и услуг. Развитие кредитных отношений и акционерной собственности потребовало развития рынка ценных бумаг – специализированного рынка, котором продаются и покупаются ценные бумаги.


Рынок ценных бумаг подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг. С помощью операций на рынке ценных бумаг можно произвести финансирование предприятий и дефицита государственного бюджета. Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством. Современные проблемы рынка ценных бумаг РФ можно сформулировать следующим образом:

а) неоднородная структура национального рынка ценных бумаг, являющаяся следствием высокого уровня дифференциации развития региональных рынков;

б) низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов;

в) отсутствие единой инфраструктуры, объединяющей профессиональных участников рынка;

г) незавершенность процесса формирования нормативной базы деятельности профессиональных участников рынка;

д) низкая информационная прозрачность рынка, серьезно затрудняющая деятельность региональных инвесторов и фондовых посредников;

е) преобладание на рынке сегмента государственных ценных бумаг, причем большая доля в нем принадлежит краткосрочным бумагам;

ж) слабое развитие рынка корпоративных ценных бумаг;

з) низкая активность потенциальных инвесторов как следствие кризиса доверия к деятельности инвестиционных кампаний и фондов.

Сложившуюся к настоящему времени организационную структуру рынка ценных бумаг в целом можно рассматривать как вполне адекватную его функциям, постоянно совершенствуется его нормативно-законодательная база, повышается профессионализм его участников. В то же время, российский рынок ценных бумаг по числу обращающихся инструментов, по объемам и структуре оборота торгов, по численности и составу инвесторов еще не достиг того уровня, который соответствовал бы масштабам российской экономики. При этом российский рынок ценных бумаг имеет большой потенциал развития, что связано, прежде всего, с потенциально широким кругом его участников.

Современный рынок ценных бумаг РФ активно развивается, растет его значение как одной из важнейших сфер макроэкономики страны. Государство совместно с другими участниками рынка активно формирует его инфраструктуру. Являясь самодостаточной экономической системой, РФ не тяготеет ни к одному из мировых финансовых центров, поддерживая отношения с ними. Страна стремится стать самостоятельным финансовым центром и формирует собственную модель рынка ценных бумаг на основе учета мирового опыта, национальных интересов и традиций.


Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собр. законодательства РФ. – 1996. – №17. – Ст. 1918.
  2. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. №1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 1996. – №28. – Ст. 3356.
  3. Абрамов А.Е. Стратегия и вектор движения фондового рынка в России/А. Е. Абрамов // Рынок ценных бумаг.— 2008. - № 13. — С. 12-16
  4. Алехин Б. И. Есть ли в России рынок ценных бумаг / Б. И. Алехин //Рынок ценных бумаг.— 2006. – №23. - С.27 -31.
  5. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг/ Б. И. Алехин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 464 с.
  6. Андрюшкевич O.A. Формирование рыночных институтов в переходных экономиках. / О. А. Андрюшкевич// Экономическая наука современной России — 2008. №3 (42) - С. 22-36
  7. Белов В. А. Отдельные виды ценных бумаг: некоторые юридические заблуждения/ В. А. Белов // Законодательство. – 2009. - N 4. - С. 39-51.
  8. Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка : учеб. для бакалавров : для студ. ВУЗов / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая ; С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. – М. : Юрайт, 2012. – 422 с.
  9. Васильева, И.П. Теоретические аспекты функционирования валютного рынка/ И.П. Васильева, О.В. Хмыз// Финансовый бизнес. – 2009. – №2 (март-апрель). – С. 23-33.
  10. Витченко А.Б. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций в российскую экономику и стратегия повышения его конкурентоспособности // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2006. - № 4. - С. 52 - 56
  11. Вьюгин О. В. Фондовый рынок создан в эти годы с нуля/ О. В. Вьюгин // Рынок ценных бумаг.— 2007. - №12 - С. 31 – 34.
  12. Горяшко А. П.Мифы и реальность фондовых рынков/ А. П. Горяшко // Рынок ценных бумаг. – 2006. - № 1. — С. 58 - 63.
  13. Данилов Ю. А. Новая роль фондового рынка в России / Ю. А. Данилов// Вопросы экономики. – 2004. - № 7. - С. 44 – 56.
  14. Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу (проект к обсуждению с участниками рынка) [Электронный ресурс]: Институт проблем предпринимательства. – URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004097. – Яз. рус. – (Дата обращения: 10.10.2012.)
  15. Завгородняя Т. В. Анализ механизма банкротства коммерческих банков (на примере России и США) : учеб. пособие / Т. В. Завгородняя, С. Е. Метелев. - Омск: Омский ин-т (филиал) РГТЭУ, 2011. - 52 с.
  16. Зенькович Е. В. Взаимодействие государственных и саморегулируемых органов в сфере контроля и надзора на рынке ценных бумаг: вопросы теории и практики / Е. В. Зенькович// Рынок ценных бумаг.— 2008. - №13. -С. 18-21
  17. Корчагин Ю. А. Инвестиции и новации в экономике России и регионов / Ю. А.. Корчагин, В. Н. Логунов. – Воронеж: ЦИРЭ, 2008. – 230 с.
  18. Корчагин Ю. А. Три основные проблемы в России, ее регионов и механизмы их решения: монография /Ю. А. Корчагин. – Воронеж: ЦИРЭ, 2007. – 144 с.
  19. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал и инновационная экономика России: монография / Ю.А. Корчагин. – Воронеж: ЦИРЭ, 2012.– 244 с.
  20. Косорукова И. В. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса : учеб. пособие / И. В. Косорукова, С. А. Секачев, М. А. Шуклина; под общ. ред. И. В. Косоруковой. – М.: Моск. фин.-пром. акад. (МФПА), 2011. – 669 с.
  21. Кравченко П. П. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации/ П. П. Кравченко// Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 2. – С. 17-19.
  22. Лансков П. М. Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования / П. М. Лансков// Рынок ценных бумаг. — 2008. № 9. — С. 14 -18.
  23. Лукоянов В. Как нам реорганизовать электронный документооборот на рынке коллективных инвестиций / В. Лукоянов, Н.Устинова //Рынок ценных бумаг.— 2008.— N 15.— С.29-33.
  24. Мигунов Д. Волошина поставили в Центр [Электронный ресурс]: Lenta.ru издание Rambler Media Group.— URL: http://www.lenta.ru/articles/2010/04/22/voloshin/. – Яз. рус. – (Дата обращения: 02.10.2012.)
  25. Миркин Я.М. Будущая динамика российского рынка акций: взаимодействие с зарубежными рынками / Я. М. Миркин, М. М. Кудинов// Рынок ценных бумаг. – 2006. - № 11. - С. 44 – 46.
  26. Миркин Я. М. Рынок ценных бумаг. Воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 624 с.
  27. Мишина, В.Ю. Влияние кризиса на объемы, структуру и тенденции развития валютного рынка: [валютная политика]/ В.Ю. Мишина, И.Б. Федоренко// Деньги и кредит. – 2009. – № 4. – 12-24.
  28. Петров В.С. Теория и практика инвестиционного анализа фондовых активов. Информанализ: монография.— М.: Маркет ДС, 2008.— 480с. — (Фондовый рынок России).
  29. Печенкина Е. О кнопке «Распечатать» как не единственном враге эффективного электронного документооборота для инфраструктуры РКИ / Е. Печенкина, В. Воеводин //РЦБ. – 2009. – № 17 (392) . – С. 50-52.
  30. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы // Российская Газета - Бизнес. – 2011. – 18 января (№784).— С. 2.
  31. Рощина Я.А. Оптимизация процесса оценки кредитоспособности заёмщиков при ипотечном кредитовании в РФ/ Я. А. Рощина // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 1. - С. 199-207.
  32. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты: учеб. пособие / под ред. В.С. Торкановского. – С.- Пб.: АО “Комплект”, 2004.— 421 с.
  33. Смыслов Д. В. Российский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы/ Д. В. Смыслов // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 1. – С. 34 - 44
  34. Соловьев Д. В. Развитие торговой, расчетной и клиринговой инфраструктуры российского рынка: назад в будущее? / Д. В. Соловьев// Рынок ценных бумаг. – 2008. – № 1. – С. 9 – 10.
  35. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Федеральная служба по финансовым рынкам. – URL: (http://www.fcsm.ru/ru/press/russia2020/strategy2020/). – Яз. рус. – (Дата обращения: 30.09.2012)
  36. Тарасевич Л.С.Теория корпоративный финансов: учебник для студ. вузов /Л.С. Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И. Леусский; С.Пб. гос. ун-т экономики и финансов (ФИНЕК).— М.: Высшее образование, 2008 .— 238с.
  37. Телятников А.В. Проблема и перспективы электронной торговли на российском рынке ценных бумаг / А. В. Телятиков// РЦБ. – 2000. – №22. – С.92-95.
  38. Фишер Филип А. Обыкновенные акции и необыкновенные доходы и другие работы/ Филип А. Фишер.— М.: Альпина Паблишер, 2003. - 384 с.