Файл: Статус нотариуса (Соотношение правового статуса государственных и частных нотариусов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, не осуществляют страхование своей деятельности.

9. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства и профессиональных обязанностей. В соответствии со ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением Правил нотариального делопроизводства (утверждены решением Правления ФНП от 17 декабря 2012 г. и приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. № 78) нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - комиссией в составе не менее двух человек, в которую входят представители территориального органа юстиции и нотариальной палаты субъекта РФ (п. 180 Правил нотариального делопроизводства).

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляет территориальный орган юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты субъектов РФ (ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате).


 

Глава 2. Правовое регулирование нотариальной деятельности

2.1 Контроль и надзор в сфере нотариальной деятельности

Государственная власть это разновидность социальной власти, осуществляющей социальное управление в государственно-организованном обществе, в том числе, посредством контрольно-надзорной деятельности.

В настоящее время роль государственного контроля и надзора становится все более значимой. Это обусловлено тем, что от них зависит не только поддержание строгой законности в системе государственной власти, но и обеспечение успешного функционирования стратегии государственного управления, создание эффективных механизмов использования основной ресурсной базы государства - общественных фондов.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2010 года в качестве одной из основных приоритетных целей и ценностей развития российской государственности выделяется обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции1. Однако поставленная задача не может быть решена без нормативно-правового совершенствования контрольно-надзорной функции как одной из функций государственной власти, которая хотя и носит производный по отношению к функциям характер, вместе с тем представляет собой основные направления деятельности всех органов государственного механизма.


Необходимо отметить, что важнейшей частью правового регулирования деятельности системы нотариата в Российской федерации является закрепление в законодательстве действенных форм контроля и надзора.

Несомненно, что нотариальная деятельность как и любая другая нуждается в контроле и надзоре со стороны компетентных органов государства. Такая необходимость вызвана тем, что в ходе правоприменительной деятельности могут возникать проблемы, выявление и устранение которых возможны лишь с помощью контрольных и надзорных действий. Особенно важной представляется роль контроля в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций. Всякий контроль должен выполнять и предупредительную функцию. Чем раньше будут выявлены отклонения, тем значимее будут результаты контроля.

Вопросам контрольной деятельности в сфере нотариата посвящена глава 7 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. По нашему мнению, упущением законодателя является то, что в указанной главе отсутствует четкая регламентация принципов и целей контрольной деятельности. Если же говорить про надзор, то в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» законодатель использует слово надзор всего несколько раз, говоря о территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата.
Перед тем как сформулировать понятия контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности следует разобраться в сущности терминов «контроль» и «надзор».

По нашему мнению контроль относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни государства. Это обусловлено тем, что его существование и особенности проявления порождены комплексом социально-экономических факторов, которые отражают важнейшие особенности социального развития общества. Именно поэтому для эффективного использования возможностей контроля в решении стоящих перед ним задач важное значение имеет правильное понимание его сущности.

Сам термин «контроль» с момента его появления употреблялся для обозначения определенного сличения, проверки. Так, если в Толковом словаре русского языка Д. Ушакова контроль (франц. сог^го!е) определяется, как наблюдение, надсмотр над чем-нибудь с целью проверки3, то у Владимира Даля контроль определяется как - учет, поверка счетов, отчетности, присутственное место, занимающееся поверкою отчетов4. В словаре русского языка С.И. Ожегова «Контроль это:


1) проверка, а так же наблюдение с целью проверки;

2) лица, занимающиеся этим делом - контролеры».

В последующем содержание термина «контроль» получило более широкое толкование. На это повлияло то, что его стали использовать для обозначения одной из функций управления обществом. Если говорить о науке управления, то здесь контроль рассматривается как одна из составляющих частей. Поэтому, в среде специалистов в данной области знаний, наиболее широкое распространение получило определение, согласно которому контроль это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта в целях устранения его отклонений от заданных параметров.

Справедливым представляется мнение Е.В. Шори-ной которая считает, что процесс осуществления контроля включает в себя три стадии: стадию констатации, т.е. установления фактического состояния дел; стадию анализа, т.е. сравнения фактического положения с заданным режимом и оценки характера допущенных отклонений; стадию разработки мероприятий по улучшению и корректировки процесса управления, принятия мер к их реализации.
В.Г. Бессарабов отмечает, что существенной особенностью контроля является то, что в процессе управления он используется не столько в качестве средства регулирования общественных отношений, сколько в качестве средства организации, создания предпосылок для такого регулирования

Бесспорно то, что контроль необходим в любой области общественной деятельности. Однако он не является самоцелью, его прямое предназначение в том, чтобы обеспечить своевременное и качественное выполнения принятых решений. Следует отметить, что преувеличение роли контроля способно привести к принижению других функций.
Анализируя термин «надзор», мы обращаемся к Толковому словарю русского языка Д. Ушакова, в котором надзор определяется, как действие по глаголу надзирать. Устанавливать надзор за кем-чем-нибудь. Быть под чьим-нибудь надзором, а надзирать - это заниматься наблюдением, присмотром, неся за это ответственность. У Владимира Даля термин «надзор» не выделяется, но указано, что «надзирать» значит иметь надзор, присмотр, насматривать, наблюдать, наглядывать. С.И. Ожегова «надзор» - это наблюдение с целью присмотра, проверки.

Таким образом, проанализировав вышеизложенное получается, что понятия «контроль» и «надзор» довольно близки по смыслу. Так, у С.И. Ожегова смысл рассматриваемых понятий идентичен, т.е. и то и другое означает наблюдение с целью проверки. Однако у В.И. Даля имеются некоторые различия. По нашему мнению, реальным содержанием этих понятий является наблюдение, проверка исполнения, и в необходимых случаях оказание организационно-корректирующего воздействия на управляемый объект. Но несмотря на это, разграничение данных понятий необходимо.


Мы разделяем точку зрения В.Г. Бессарабова, который видит различие контроля и надзора в широте, охватываемой обследованием сферы деятельности, а так же в специфике методов и правовых форм воздействия. Для контроля характерна та особенность, что он не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний - законов и других нормативных актов. Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все представленные ему полномочия. Специфика надзора проявляется в ограничении пределов го компетенции проверкой только законности действий конкретного объекта. Возвращаясь к контролю и надзору в сфере нотариальной деятельности следует отметить, что цели контроля характеризуются неоднозначным характером и определяются спецификой самой нотариальной деятельности. Эта специфика определяется особенностью нотариальных актов и документов. Ведь в основном такие акты действуют без ограничения во времени.

Характерными примерами могут являться:

а) свидетельство о праве на наследство, оно будет действовать до тех пор, пока наследник не пожелает распорядиться полученным имуществом,

б) нотариально удостоверенные договоры будут действовать до тех пор, пока не будет заключена другая сделка.

Таким образом, допущенные в нотариально удостоверенных документах ошибки могут быть выявлены через несколько лет. Представляется, что с одной стороны, необходимо четко разграничить понятия контроля и надзора, с точки зрения их субъектного обеспечения, т. е. отказаться от сопоставления этих терминов как общего и частного в функциональном аспекте. С другой стороны, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что контроль нуждается в правовой регламентации в такой же степени, как надзор. Отличительными чертами надзора в сфере нотариата является то, что он всегда осуществляется государственными органами и то, что органам надзора предоставлены особые властные полномочия нетипичных для органов контроля. Таким образом, можно сказать, что органы контроля и надзора в сфере нотариата, по сути, - это разноплановые органы по характеру и содержанию, целям, задачам и направленности деятельности.

С учетом изложенного полагаем, что контроль в сфере нотариата следует рассматривать в качестве функционального направления управленческой деятельности органов исполнительной власти, в то время как надзор - в качестве одного из основных полномочий этих органов. То есть получается, что надзор это более узкое понятие, чем контроль и их можно определить как отношение родового понятия (контроль) и вида (надзор).


В связи с тем, что не выработаны единые понятия государственного контроля и надзора в целом в административном праве, отсутствует и единое мнение по поводу толкований понятий государственного контроля и надзора в сфере нотариата.

Следует учесть, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате охватывают лишь специфическую сферу общественных отношений, связанных именно с осуществлением нотариальных действий. Таким образом, общественные отношения связаны с осуществлением контрольных и надзорных функций в области нотариата, нуждающихся в отдельной правовой актуализации, с учетом их субъектной и динамической составляющих.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что государственный контроль в сфере нотариальной деятельности в широком смысле это специфический вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, целью которых является обеспечение законности в сфере нотариальной деятельности.

В узком смысле это вид деятельности государственных органов, рассматриваемый как система наблюдения за фактическим состоянием и процессом функционирования органов нотариата в Российской Федерации с целью оценки обоснованности и эффективности принятых им управленческих решений и результата их выполнения, выявления отклонений от требований, сформулированных в этих решениях, устранение неблагоприятных последствий их исполнения и информирования о них компетентных органов. Тогда как надзор в сфере нотариата это контроль, осуществляемый уполномоченными органами предполагающий использование особых властных полномочий.

2.2 Правовые проблемы наследования по завещанию

Одним из фундаментальных прав человека является его право на наследование, которое гарантировано статьей 35 Конституции Российской Федерации. Институт наследования играет важную роль в жизни граждан: прежде всего, потому что дает собственнику возможность распорядиться своим имуществом, а также выступает одним из способов возникновения права собственности.

Понятие наследования закреплено в п. 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее — ГК РФ), в соответствии с которой: «При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное».