Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Общая характеристика прямых налогов, взимаемых а РФ. Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 2009 г. расширены условия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций - налогоплательщиков, заключивших с ними договор, предусматривающий обязанность такого физического лица отработать у налогоплательщика по трудовому договору не менее одного года. Соответствующая оплата обучения также не будет включаться в базу для налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

В части пенсионного обеспечения следует отметить, что с 2009 г. в состав расходов включаются суммы дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Начиная с 2009 г. реализована возможность учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данная мера носит временный характер (действует до 1 января 2012 г.), при этом сумма таких расходов не должна превышать 3% от суммы расходов на оплату труда (соответствующая оплата также не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом)

В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и опытно-конструкторские разработки Черник. Установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки. Вместе с тем одобренный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами.

В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 г., концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.


Одновременно для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой «амортизационной премии» (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. в области совершенствования налога на прибыль является:

1. Уточнение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации

При применении метода начисления датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Переход права собственности на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. В связи с тем, что регистрация права собственности может занимать достаточно продолжительное время, при приобретении таких объектов в целях налогообложения прибыли предусмотрена возможность начисления амортизации с момента введения основного средства в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию прав.

Целесообразно законодательно закрепить порядок признания дохода от реализации такого имущества в налоговом учете на более раннюю из следующих дат:

- дата передачи по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества;

- дата реализации недвижимого имущества.

2. Уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли

Кодексом не предусмотрено особого порядка признания безнадежными долгов перед налогоплательщиком, подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.

При окончании исполнительного производства обязательство должника перед кредитором не прекращается. При этом в связи с тем, что кредитором реализовано право на судебную защиту по иску, признание данной задолженности на основании истечения срока исковой давности невозможно.


В связи с этим необходимо внесение изменения в статью 266 Кодекса в части уточнения, что безнадежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в

порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях:

- если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Совершенствование налога на доходы физических лиц.

В целях создания благоприятных налоговых условий для формирования добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного софинансирования было предусмотрено исключение из базы по налогу на доходы физических лиц взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемых для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, установлено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом взносов работодателя, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и с 2009 г. увеличен размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.

Начиная с 2009 г. увеличены размеры стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.

Был также изменен порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды и в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, а также установлено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм оплаты профессионального образования и профессиональной подготовки физических лиц и сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций В кризисных условиях в целях активизации рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Причем это решение было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. Таким образом, физические лица, которые приобрели право собственности на жилые помещения в 2008 г., смогут воспользоваться увеличенным налоговым вычетом.


Также был уточнен круг лиц, получающих доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, которые должны исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц самостоятельно, были освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы доходов в виде жилого помещения, предоставленного в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Заключение

Прямые налоги - неотъемлемая часть экономической системы любой страны. Во всех экономически развитых странах прямые налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. В нашей стране основную долю в структуре налоговых доходов федерального бюджета составляют косвенные налоги. Это можно считать одной из особенностей российской фискальной политики, так как превалирование косвенных налогов свойственно развивающимся странам. Но в настоящее время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны.

Прямой налог появился давно, а именно с конца IX века, который существовал в виде контрибуции с побежденных народов. Но стечением времени он неоднократно претерпевал изменения и приобретал новые формы выражения, с новым правителем появлялись и новые прямые налоги («выход», продуктовый налог, подушный налог, промысловый налог, налог с недвижимого имущества, налог на прирост прибылей торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов и многие другие).

Основными прямыми налогами в наше время являются: налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес и другие. И с каждым годом в данные налоги вносятся определенные изменения (уменьшаются, увеличиваются налоговые ставки; изменяются сроки и порядки уплаты налогов в бюджет).

Так в 2007 г. были внесены следующие основные изменения в налоговое законодательство (налоговая реформа):

- установление понижающего коэффициента, стимулирующего дальнейшую разработку нефтяных месторождений - для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки;

- введение нулевой налоговой ставки по НДПИ для новых нефтяных месторождений, расположенных в Восточносибирской нефтегазовой провинции;

- продление действия до 2017 г. специфической ставки НДПИ по нефти, «привязанной» к мировым ценам на этот товар;


Следует отметить, что проведенная налоговая реформа в целом привела не только к повышению экономической эффективности и нейтральности налоговой системы, но и создала возможности для увеличения доходной базы бюджетной системы.

В среднесрочной перспективе, (2008-2010 гг.) планируются масштабные изменения отдельных прямых налогов, а именно:

- Совершенствование налога на прибыль организаций;

- Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по

- налогу на доходы физических лиц;

- Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых;

- Реформирование налога на игорный бизнес;

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования прямых налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России.

Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, однако и он не лишён недостатков.

Список использованной литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации. Официальный текст

Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор - Пресс, 2011. - 144 с.

Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2011. - 420 с.

Барулин С.В., Макрушин А.В., Тимошенко В.А. Налоговая политика России: Монография. - Саратов: Сателлинг, 2012. - 245 с.

Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2011. - 384 с.

Лыкова Л.Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы //Финансы. - 2010. - № 5. - С. 22-25.

Налоги и налогообложение / Под ред. Б.Х.Алиева. - М.: Финансы и статистика, - 2009. - 364 с.

Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 462 с.

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2011. - 406 с.

Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2010. - 528 с.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 429 с.