Файл: Методы и средства проектирования информационных систем и технологий (Моделирование бизнес-процессов «как есть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерий

MS Visio

Bpwin

Ramus

Dia

Поддержка IDEF0

+

+

+

+

Поддержка DFD

+

+

+

+

Поддержка IDEF 3

-

+

-

-

Кроссплатформенность

-

-

+

+

Проверка правильности применения нотации

-

+

-

-

Критерий

MS Visio

Bpwin

Ramus

Dia

Формирование отчетности

-

+

+

-

Итого

2

5

4

3

По результатам проведенного анализа наибольшее соответствие показало CASE-средство Bpwin process modeler, которое будет использовано для моделирования бизнес-процессов предметной области.

Существует ряд нотаций, используемых в структурном подходе. Это нотации IDEF0, DFD, IDEF3. Нотация IDEF0 имеет жесткие правила создания модели бизнес-процесса. Эта нотация позволяет представить изменение информационных, денежных и материальных потоков при прохождении бизнес-процессов. Несмотря на сложности нотации, ее преимуществом является наглядность и понятность модели бизнес-процесса [10].

Нотация DFD используется для моделирования потоков данных, которые сопровождают бизнес-процессы. Эта нотация применяется для моделирования бизнес-процессов при разработке программного обеспечения и баз данных.

Нотация IDEF3 позволяет представить процессы предметной области в виде работ. Получившаяся модель показывает логику выполнения работ [6].

Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты.

2. Моделирование бизнес-процессов «как есть»

Рассмотрим процесс управления запасами. Входными потоками процесса управления запасами являются:

  1. Производственное задание.
  2. Расписание изготовления готовой продукции.
  3. Количество запасов на складе.

Выходными информационными потоками процесса являются:

  1. План закупок.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Доставленные запасы.

Управление процессом осуществляется согласно регламенту. Механизмами процесса являются специалист отдела закупок и табличный процессор MS Excel, в котором осуществляется расчет оптимальной партии запас. На рисунке 6 представлена контекстная диаграмма процесса управления запасами.

На рисунке 7 представлена декомпозиция контекстной диаграммы процесса управления запасами. Процесс управления запасами включает в себя следующие подпроцессы:

  1. Расчет объема закупок.
  2. Поиск поставщиков.
  3. Заключение договоров купли-продажи.
  4. Контроль поставок товаров.

На рисунке 8 представлена модель процесса расчета объема закупок. Специалист отдела закупок согласно полученным документам вводит данные о производстве, которые включают в себя количество и наименование готовой продукции, в табличный процессор «MS Excel» в качестве параметров решения задачи. С помощью функции «Поиск решения» в процессоре формируются параметры оптимальной партии сырья и материалов. Специалист оформляет полученные результаты в документ. В итоге получается план закупок, согласно которому осуществляется покупка запасов.

На рисунке 9 представлена модель процесса поиска поставщиков. Специалист отдела закупок осуществляет мониторинг рынка на предмет поставщиков, которые осуществляют продажу сырья и материалов в необходимой отрасли. Затем осуществляется изучение ассортимента поставщиков, наличие акций и условия доставки товаров.

Рисунок 6. Контекстная диаграмма процесса

Рисунок 7. Декомпозиция контекстной диаграммы

Рисунок 8. Модель процесса расчета объема закупок

Рисунок 9. Модель процесса поиска поставщиков

В результате получается список поставщиков, с которыми будет проводиться дальнейшая работа.

Специалист отдела закупок осуществляет ведение переговоров с выбранными поставщиками, в ходе которых решаются вопросы поставок: наличия сырья и материалов, сроков доставки и т.д. Затем осуществляется подготовка договоров купли-продажи, которые подлежат согласованию обеими сторонами. Если в результате согласования возникает необходимость внесения изменений, осуществляется внесение изменений в проект договора и повторной согласование. В результате выполнения процесса заключается договор купли-продажи. Модель процесса представлена на рисунке 10.


На рисунке 11 представлена модель процесса контроля поставок товаров. Специалист по закупкам запрашивает данных со склада организации о поступлении заказанных товаров. Если товары поступили, специалист учитывает поступление. Если товары не поступили, специалист связывается с поставщиком и выясняет причины задержки в поставке запасов.

Рисунок 10. Модель процесса заключения договоров купли-продажи

Рисунок 11. Модель процесса контроля поставок запасов

  1. Практическая часть
  2. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

В текущем процессе имеют место высокие временные затраты на обработку документооборота. Это связано с тем, что процессы анализа и осуществления расчетов для формирования итоговых документов не автоматизировано.

В процессе разработки плана закупок используются документы, которые формируются в плановом отделе:

  1. Производственное задание.
  2. Расписание изготовления готовой продукции.

Также для процесса необходимо знать количество запасов на складе, которое специалисты отдела закупок получают в виде отчета со склада. Формирование и передача этих документов в отдел закупок может сопровождаться временными затратами, связанными с человеческим фактором.

Также трудоемкостью и высокими временными затратами обладает процесс расчета оптимального объема закупок, поскольку для осуществления этих процессов необходим анализ полученных документов от планового отдела.

После внедрения проектируемой информационной системы, автоматизирующей процесс планирования закупок, будут устранены следующие недостатки:

  1. Простои в производстве, возникающие в результате опозданий в поставках сырья и материалов.
  2. Затраты, связанные с простоем оборудования.
  3. Высокие трудозатраты на расчет показателей, необходимых для планирования закупок.
  4. Высокая трудоемкость обработки данных.

2.1 Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»

Рассмотрим процесс управления запасами после внедрения информационной системы. Входными потоками процесса управления запасами являются:


  1. Производственное задание.
  2. Расписание изготовления готовой продукции.
  3. Количество запасов на складе.

Выходными информационными потоками процесса являются:

  1. План закупок.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Доставленные запасы.

Управление процессом осуществляется согласно регламенту. Механизмами процесса являются специалист отдела закупок и информационная система. На рисунке 12 представлена контекстная диаграмма процесса управления запасами.

Процесс покупки запасов после внедрения информационной системы включает в себя следующие подпроцессы:

  1. Расчет объема закупок.
  2. Поиск поставщиков.
  3. Заключение договоров купли-продажи.
  4. Контроль доставки запасов.

Декомпозиция процесса покупки сырья и материалов представлена на рисунке 13.

2.2 Контроль поставок товаров

На рисунке 14 представлена модель процесса расчета объема закупок запасов. Специалист отдела загружает документы из планового отдела в информационную систему. Система извлекает из документов параметры для математической модели и осуществляет расчет объема закупок запасов..

Рисунок 12. Контекстная диаграмма бизнес-процесса

Рисунок 13. Модель процесса управления запасами

Рисунок 14. Модель процесса расчета объема закупок

На рисунке 15 представлена модель процесса поиска поставщиков. Специалист отдела закупок осуществляет мониторинг рынка на предмет поставщиков, которые осуществляют продажу сырья и материалов в необходимой отрасли. Затем осуществляется изучение ассортимента поставщиков, наличие акций и условия доставки товаров. В результате получается список поставщиков, с которыми будет проводиться дальнейшая работа.

На рисунке 16 представлена модель процесса заключения договора купли-продажи. Специалист отдела закупок осуществляет ведение переговоров с выбранными поставщиками, в ходе которых решаются вопросы поставок: наличия сырья и материалов, сроков доставки и т.д. Затем осуществляется подготовка договоров купли-продажи, которые подлежат согласованию обеими сторонами. Если в результате согласования возникает необходимость внесения изменений, осуществляется внесение изменений в проект договора и повторной согласование. В результате выполнения процесса заключается договор купли-продажи.


На рисунке 17 представлена модель процесса контроля поставок товаров. Специалист по закупкам запрашивает данных со склада организации о поступлении заказанных товаров. Если товары поступили, специалист учитывает поступление в информационной системе. Если товары не поступили, специалист связывается с поставщиком и выясняет причины задержки в поставке запасов.

Рисунок 15. Модель процесса поиска поставщиков

Рисунок 16. Модель процесса заключения договора купли-продажи

Рисунок 17. Модель процесса контроля поставок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы был описан процесс управления запасами: были рассмотрены этапы процесса и приведен алгоритм расчета оптимального объема закупок. Далее был осуществлен выбор CASE-средства для моделирования бизнес-процесса. Для моделирования бизнес-процессов предметной области был выбран системный подход, который реализован в CASE-средстве BPwin process modeler.

Были построены модели бизнес-процессов «как есть» в нотации IDEF0. В ходе которых были выявлены недостатки, связанные с высокими временными затратами на сбор данных для расчета оптимального объема закупок.

Поскольку в настоящий момент процесс расчета объема закупок автоматизирован с помощью табличного процессора MS Excel и все документы представляют собой бумажные носители, процесс обладает рядом недостатков. Для повышения эффективности процесса расчета оптимального объема закупок было предложено внедрение информационной системы, которая будет иметь единое хранилище данных.

Ввиду перечисленных недостатков, к единому хранилищу данных необходимо добавить функционал, автоматизирующий процесс расчета оптимального объема закупок и формирования плана закупок.

В результате были разработаны модели бизнес-процесса «как должно быть». На основании построенных моделей можно сделать вывод о том, что бизнес-процесс стал более простым, участие персонала в нем сократилось, следовательно, были снижены временные затраты на осуществление процесса.

Список использованной литературы