Файл: Статус нотариуса (изменения статуса нотариуса с 1 января 2015 года).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также хочется отметить, что понятие ущерба как такового отсутствует в нотариальном законодательстве, отсутствует и механизм определения размера этого ущерба. В связи с этим целесообразным видится конкретизация понятия ущерба указанием на строго определенные виды расходов, подлежащих возмещению.

Представляется, что к таким расходам, например, относятся расходы, которые понес гражданин или юридическое лицо вследствие неправомерных действий либо бездействий нотариуса, и не относится упущенная выгода обращающихся к нотариусу сторон. Также необходимо законодательно закрепить механизм определения размера ущерба, причиненного в результате неправомерных действий нотариуса[29].

Дискуссионным остается и вопрос относительно возмещения нотариусом морального ущерба, который причинен обратившимся за нотариальным удостоверением. Анализ различных точек зрения позволяет прийти к выводу, что размер морального вреда должен определяться в каждом конкретном случае в судебном порядке[30].

В статье 12 Основ законодательства РФ о нотариате упоминается термин «дисциплинарный проступок» нотариуса, но этот термин не раскрывается ни в Основах, ни в других нормативных источниках, регулирующих нотариальную деятельность. Не регламентируются также виды дисциплинарных взысканий, не описан механизм привлечения нотариуса к ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

3. Изменения статуса нотариуса с 1 января 2015 года

29 декабря Президент РФ Владимир Путин подписал закон, предусматривающий ряд новелл в области нотариата (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон).

Федеральным законом № 457 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и другие законодательные акты Российской Федерации» внесен комплекс изменений в законодательство, призванных повысить эффективность работы нотариата в интересах защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц[31]. В частности, изменения произошли по следующим пунктам:

1. Порядок получения статуса нотариуса.

Документ предусматривает создание Реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен – напомним, сегодня уже существует Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой. С помощью нового реестра граждане могут убедиться в квалификации нотариуса перед тем, как обратиться к нему, а лица, сдававшие экзамен дистанционным способом, – узнать свои результаты.


Однако с учетом новых требований Закона стать нотариусом будет еще сложнее, чем до его принятия: требования к лицам, желающим получить статус нотариуса, ужесточены. Раньше кандидатам в нотариусы необходимо было иметь высшее юридическое образование, пройти годовую стажировку в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, сдать квалификационный экзамен и получить лицензию на право нотариальной деятельности[32].

Закон ограничивает минимальный и максимальный возраст нотариусов (с 25 до 75 лет).

Кроме того, Закон отменил лицензию на право нотариальной деятельности и оставил только квалификационный экзамен (и это при том, что 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ, увеличивающий госпошлину за выдачу такой лицензии с 2,6 тыс. до 100 тыс. руб.). Вместо стажировки предусмотрен минимальный стаж работы по юридической специальности в пять лет. Помимо этого, стать нотариусами смогут лишь лица, которые закончили вуз, имеющий государственную аккредитацию[33].

Разработчики Закона посчитали необходимым изменить порядок сдачи квалификационного экзамена: теперь он проводится с использованием автоматизированной информационной системы. Претенденты на должность нотариуса смогут сдавать его удаленно.

2. Требования к лицам, обеспечивающим деятельность нотариуса.

Закон повысил требования не только к кандидатам на получение статуса нотариуса, но и к стажеру нотариуса – им может стать лишь юрист, получивший высшее образование в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию (до этого требования к государственной аккредитации вуза не было установлено). А помощником нотариуса может стать гражданин, сдавший квалификационный экзамен, получивший высшее юридическое образование в имеющем государственную аккредитацию вузе и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет (раньше для занятия должности помощника нотариуса достаточно было иметь лицензию на право нотариальной деятельности).

Помимо этого, Закон позволяет предусмотреть в законодательстве о нотариате дополнительные основания прекращения трудового договора с помощником нотариуса. Кроме стажера и помощника, нотариус получил возможность нанимать других лиц, обеспечивающих его деятельность.

3. Принятие Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Собрание представителей нотариальных палат должно будет принять Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Сегодня существует лишь Кодекс профессиональной этики нотариуса, занимающегося частной практикой, – в результате его положения не распространяются на нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. В новом кодексе будут установлены требования к поведению нотариуса, а также основания и порядок привлечения нотариусов к дисциплинарной ответственности[34].


4. Работа нотариусов в малонаселенных и труднодоступных местностях.

Закон предусматривает меры поддержки нотариусов, работающих в таких местностях. Если экономическое развитие региона не позволяет нотариусу самостоятельно и независимо осуществлять свою деятельность, ему может быть оказана материальная поддержка за счет средств региональных нотариальных палат или Федеральной нотариальной палаты. Для получения поддержки нотариусу необходимо будет подать ходатайство[35].

При отсутствии нотариуса в таких местностях прием граждан будет осуществляться путем регулярных выездов нотариусов, работающих в других населенных пунктах.

5. Формирование компенсационного фонда.

Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими профессиональной деятельности, нотариальные палаты обязаны формировать компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты за счет отчислений от членских взносов. Напомним, причиненный нотариусом вред сегодня возмещается за счет выплаты по договору страхования ответственности нотариуса (в том числе по договору коллективного страхования), а также за счет личного имущества нотариуса. Если эти ресурсы не покрывают убытки клиента, последний может получить выплату из компенсационного фонда.

6. Тарифы за совершение нотариальных действий.

Изменилась структура нотариальных тарифов и их размер. До принятия Закона размер тарифа для сделок с недвижимостью выражался в процентном отношении к цене сделки и не мог составлять меньше определенной законом суммы. Новеллой Закона является исчисление нотариального тарифа в фиксированном размере и суммирование его с определенным процентом от цены сделки.

По словам члена Правления Московской городской нотариальной палаты, нотариуса г. Москвы Ильи Радченко, Закон разработан таким образом, что за удостоверение сделки по отчуждению имущества небольшой стоимости нотариус сможет получить большую плату, чем раньше. Но при удостоверении сделки по отчуждению дорогой недвижимости плата нотариусу будет меньше, чем до внесения поправок. Это связано с введением максимального размера платы за такую нотариальную услугу, а также уменьшением размера взимаемого процента от цены договора.

Кроме того, Закон позволяет нотариусам применять кадастровую стоимость при исчислении платы за удостоверение сделок с недвижимостью. Дело в том, что сегодня некоторые граждане занижают цену сделки для уменьшения платы за нотариальные услуги. Данные кадастровой стоимости нотариусы могут узнать, направив запрос в Росреестр.


7. Информационное взаимодействие нотариусов с государственными органами.

По запросу нотариуса ему будут передаваться из Росреестра сведения о правах на объекты недвижимого имущества, содержании правоустанавливающих документов, признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, а также о правах наследодателя на имеющиеся у него объекты недвижимости.

8. Оперативность работы нотариусов.

Закон сократил срок государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов с пяти до трех рабочих дней. Если же нотариус передает на регистрацию документы в электронной форме, госрегистрация прав на недвижимость должна будет проводиться не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов. Предполагается, что при наличии таких коротких сроков оформления документов покупатели недвижимости будут чаще пользоваться услугами нотариусов для удостоверения сделки[36].

9. Доказывание обстоятельств, подтвержденных нотариусом.

Важное изменение предусмотрено Законом в части доказывания в гражданском процессе. Согласно тексту документа, обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания в суде, если не опровергнута подлинность нотариально оформленного документа или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия[37].

Внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, которые устанавливают повышенную доказательственную силу для нотариальных документов, то есть их оспаривание станет возможным только в особом порядке, что послужит дополнительной защитой прав и законных интересов граждан, нотариально удостоверивших документ, сделку и т.д.. Это обусловлено тем, что такие обстоятельства как время, место, характер и содержание акта волеизъявления происходят только при непосредственном участии нотариуса и устанавливаются им достоверно. При этом нотариус реализует свои удостоверительные функции от имени Российской Федерации, действуя в интересах законности и всего общества, для обеспечения публичного интереса в гражданском обороте. А значит, преимущество нотариального акта перед простым свидетельством очевидно, а теперь и законодательно закреплено.

Заключение


По результатам нашего исследования можно сделать основные выводы:

1. Свобода в отношении нотариата допустима только как характеристика деятельности, выполняемой на принципах финансовой самостоятельности и имущественной ответственности за совершенные нотариальные действия.

2. Существует объективная необходимость в устранении оставшихся должностей государственных нотариусов и внесении изменений в Основы о совершении нотариальных действий в РФ нотариусами. Необходимость существования единой формы нотариата в Российской Федерации свидетельствуется и иными обстоятельствами, изложенными ниже.

Вторым несомненным заблуждением является отождествление нотариальной деятельности с предпринимательской.

Появлению подобных утверждений немало способствовали коллизии российского законодательства. Так, ст. 11 НК РФ в противоречие Основам предусматривалось, что предпринимателями являются в том числе нотариусы.

И последнее. Нотариус не подлежит государственной регистрации в качестве предпринимателя, а назначается на должность после прохождения определенных процедур: стажировки, сдачи квалификационных экзаменов, получения лицензии на право нотариальной деятельности, наделения полномочиями на определенной территории.

Федеральным законом № 457 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и другие законодательные акты Российской Федерации» внесен комплекс изменений в законодательство, призванных повысить эффективность работы нотариата в интересах защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Список использованной литературы

Законы и иные нормативные акты

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009
  2. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 от 30 ноября 1994 г. №51-Ф3 // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3302
  3. Гражданский кодекс РФ, ч. 2 от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 (ред. от 08.06.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2000. № 32. Ст. 3340.
  5. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 17.02.2015 № 427-ФЗ) // СЗРФ. 1992. № 13.
  6. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗРФ. 2002. № 26.
  7. Основы законодательства о нотариате: Федеральный закон № 4462-1 от 11.02.1993 (ред. от 29.12.2014 № 457-ФЗ) // Российская газета. 2012. № 242.
  8. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // СЗРФ. 2001. № 21.
  9. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // СЗРФ. 2002. № 13.
  10. О нотариате и нотариальной деятельности [Электронный ресурс]: проект Федерального закона № 398234-6 (ред. от 02.12.2013). URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29782.html (дата обращения: 26.05.2014).