Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Теоретический аспект оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях модернизации Российского государства все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества. Контрольная и надзорная формы юридической деятельности придают необходимый динамизм происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов углубления реального демократизма, построения правового государства.

Малоэффективные контроль и надзор (либо их отсутствие) нередко становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут значительный ущерб, не позволяют претворять в жизнь намеченное, тормозят реформы. В частности, важен контроль за оперативно-розыскной деятельностью (далее - ОРД), которая осуществляется на принципах конспирации, а её задачи решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В качестве гарантий законности ОРД выступают судебный контроль и прокурорский надзор за ОРД. Гарантом законности при ее осуществлении также является ведомственный контроль.

Целью настоящей работы является изучение контроля и надзора за ОРД.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

1) провести анализ вневедомственного (внешнего) контроля за ОРД;

2) определить особенности ведомственного (внутреннего) контроля за ОРД;

3) охарактеризовать сущность прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.

Объектом исследования является – оперативно-розыскная деятельность. Предметом – контроль за оперативно-розыскной деятельностью в современных российских условиях.


Глава 1. Теоретический аспект оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность, предназначение которой заключается в том, чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии и расследовании преступлений, а также в розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, с принятием в начале 90-х гг. важных законодательных актов заняла присущее ей место в работе правоохранительных органов.

Для определения сущности ОРД необходимо выделить ряд существенных аспектов, отличающих ее от уголовно-процессуальной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность регламентируется ФЗ об ОРД и осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, перечисленных в ст. 13 настоящего Закона. На территории России право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих органов: МВД РФ, ФСБ РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, ФСНП РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК в то время как уголовно-процессуальная деятельность осуществляется исключительно субъектами, указанными в уголовно-процессуальном законе: органами предварительного расследования, прокуратуры и судами. ОРД осуществляется в порядке, изложенном не только в ФЗ об ОРД, но и в закрытых ведомственных нормативных правовых актах, уголовно-процессуальная деятельность же - только в порядке, предусмотренном УПК РФ.[7. C.34]

Во-вторых, ОРД не имеет в своем значительном объеме действий уголовно-процессуального характера, в ней широко применяются негласные методы и средства, в то время как в уголовно-процессуальной деятельности их применение недопустимо.

В-третьих, ОРД осуществляется на стадии как возбуждения уголовного дела (для обнаружения совершенных и подготавливаемых преступлений и лиц, их совершивших), так и предварительного расследования.

В-четвертых, данные, полученные в результате ОРД, могут использоваться в доказывании по уголовным делам только в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.[4. C. 124]

Понятие и цели оперативно-розыскной деятельности раскрываются в ФЗ об ОРД. "ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств" (ст.1 Федерального Закона от 12.08.95 г. «Об оперативно- розыскной деятельности»). [1]


Однако эта формулировка не бесспорна и могла бы быть точнее и конкретнее. По мнению В.Л. Ильиных, ОРД является не только одной из основных функций ОВД, но и видом государственной деятельности. Она социально обусловлена направлена на защиту интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств. А.И. Александров и А.В. Федоров полагают, что ОРД - это самостоятельный вид деятельности соответствующих государственных органов.

Таким образом, можно утверждать, что "оперативно-розыскная деятельность - специфический вид деятельности, являющийся разновидностью опосредованной правовыми нормами государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально-полезных задач и функций". Она опирается на законодательные и правовые нормы, но не является полностью юридической, так как по ряду позиций имеет специфические объекты и содержит фактические отношения и действия.

Задачами уголовного процесса являются; обеспечение строгого соблюдения процессуального порядка производства уголовных дел, гарантирующее обеспечение прав и свобод личности от преступлений путем их раскрытия, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, на основе справедливого судебного разбирательства в сочетании с правильным исполнением уголовного закона.[9. C. 124]

В соответствии со ст.2 ФЗ об ОРД задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших лиц;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Объект ОРД - это в основном уголовные преступления, а также лица, их подготавливающие, совершающие или совершившие, или же лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющиеся от уголовного наказания. На основании данного обстоятельства очевидна объективная связь ОРД и уголовного процесса.

Наряду с этим в ФЗ об ОРД содержатся задачи иного рода. К ним относится собирание органами, осуществляющими ОРД в пределах своих полномочий, данных, необходимых для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч.2 ст.7 ФЗ об ОРД). "Несмотря на то, что эти предписания ФЗ об ОРД содержатся в ст. 7, предусматривающей основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а не в ст.2 "Задачи оперативно-розыскной деятельности", они все же остаются задачами данного вида деятельности."[1]


В числе задач ОРД закон указывает еще одну, не связанную непосредственно с уголовным судопроизводством: добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (п.3 ст.2 ФЗ об ОРД).

Большое число общественно опасных деяний совершается в условиях неочевидности, с предварительной подготовкой и сокрытием следов преступления, что вызывает на практике затруднения в их раскрытии и расследовании. В тех случаях, когда следственным путем раскрыть преступление не представляется возможным, применяются оперативно-розыскные меры.

1.2. Назначение оперативно-розыскной деятельности

Проведение оперативно-розыскной работы не является самоцелью, она проводится одновременно с необходимыми следственными действиями и способствует быстрейшему установлению объективной истины по каждому уголовному делу.

Посредством оперативно-розыскных мероприятий устанавливаются лица, совершившие преступление, обнаруживаются вещественные доказательства, разыскиваются свидетели. Оперативно-розыскные действия осуществляются для установления участников, сообщников, организаторов совершения преступления, выявления различных установленных законом источников доказательств, если обнаружение их следственным путем невозможно.

"Одни сведения, полученные в результате проведения оперативно-розыскных действий, передаются следователю и могут быть приобщены к уголовному делу, другие могут служить указаниями на определенные обстоятельства и дают возможность правильно выбрать направление расследования". [10. C. 84]

Что касается использования собственно оперативно-розыскной информации, полученной негласным путем, то здесь существуют значительные трудности при определении форм и пределов ознакомления следователя с материалами оперативно-розыскной деятельности, приемов и способов ввода негласно полученных предметов и документов в процесс расследования. Сложность проблемы заключается еще в том, что разрешение вопросов использования следователем оперативных материалов непосредственно связано с проблемой уголовно-процессуального доказывания. Процесс проведения оперативно-розыскных мероприятий не всегда можно зафиксировать, запротоколировать в формах, установленных уголовно-процессуальным законом. Однако результаты этой работы должны быть использованы в уголовном деле, иначе теряется всякий смысл ее проведения.


Существуют два взгляда на значение оперативно-розыскных действий и полученной в ходе их проведения информации для расследования уголовного дела и применения этой информации в процессе доказывания.

Один из них заключается в том, что непроцессуальные мероприятия по обнаружению носителей информации, оказывая существенную помощь в собирании доказательств, лежат за пределами доказывания как деятельности процессуальной, и таким образом, для следователя оперативно-розыскная информация может иметь только значение ориентира в расследовании и использоваться в тактике производства следственных действий для обнаружения источников доказательственной информации.

Сущность другого взгляда на соотношение оперативно-розыскной деятельности и доказывания в том, что "оперативно-розыскная деятельность действительно надо рассматривать в качестве вспомогательной по отношению к уголовно-процессуальной деятельности, а основную часть оперативных материалов - в качестве ориентиров расследования. Однако это не исключает рассмотрения оперативно-розыскной деятельности в качестве составной части некоторых этапов доказывания, связанного с обнаружением доказательств вещественного, материального происхождения." Проведение тех или иных следственных действий диктуется в таком случае результатами оперативно-розыскной деятельности, они дополняю оперативно-розыскную работу и являются ее продолжением.[11. C. 124]

Предметы, материалы и сообщения, связанные с преступлением, являются его следами. Поэтому они могут быть вовлечены в процесс доказывания по уголовному делу стать содержанием соответствующих видов доказательств.

В принципе это возможно и в случае их изъятия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, когда орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, направит эти материальные предметы и документы следователю или суду, в производстве которых находится конкретное уголовное дело. Но существенная сложность состоит в том, что для придания представленным оперативном материалам статуса соответствующих видов доказательств должен быть указан источник их получения. Однако это может быть сопряжено с разглашением конспиративных сил и средств ОРД, а также других сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, все оперативно-розыскные материалы при разрешении вопроса об их использовании по характеру носителя и содержанию информации можно разделить на две группы:

указывающие на место нахождения носителей доказательственной информации и тактику следственных действий;